МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования администрации города Екатеринбурга МАОУ Лицей № 110 УТВЕРЖДЕНО Приказом №_121-К от 30.08.24 МАОУ лицей №110 им. Л. К. Гришиной директор ______ И. И. Сметанин РАССМОТРЕНО Педагогическим советом МАОУ лицея № 110 им. Л.К.Гришиной протокол № 1 от 26.08.2024 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Творческая мастерская Art Life» Направление: общекультурное Возраст учащихся: 10 – 13 лет Срок реализации: 1 год (58 часов) Составитель: Квапиш Н.Е., учитель ИЗО и технологии, Екатеринбург 2024 СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ..........................Ошибка! Закладка не определена. Раздел 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ............................................................................................................................. 6 Раздел 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ......................................................................... 8 Раздел 4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .............................................................. 9 Раздел 5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ............................................................... 12 2 2 Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом федеральной образовательной программы основного общего образования. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка. Направление программы: общекультурное; Актуальность программы обусловлена вопросами раннего эстетического, духовно-нравственного и интеллектуального развития обучающихся. Эти вопросы находят своё решение в данной образовательной программе внеурочной деятельности по художественному творчеству – «Творческая мастерская Art Life». Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественноконструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Обучающиеся развивают и приобретают способность не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации и в любой сфере деятельности, распространяя это свойство на отношения с людьми, и окружающим миром. Декоративно-прикладное искусство – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности. Элементы искусства могут подтолкнуть не только к самопознанию, но и к саморазвитию и самосовершенствованию, к познанию мира – к тому, что является потребностью развивающейся личности обучающегося. А за результат творческого самовыражения принимается не только нечто, созданное его руками или педагога, но то чувство собственного удовлетворения, которое он испытывает по завершении работы. Приобретая практические умения и навыки, обучающийся получает возможность не только удовлетворить потребность в созидании, но и выбора будущей профессии, например, декоратора, дизайнера или художника. Основными объектами труда декоратора и дизайнера являются: декор элементов интерьера и предметов. Декор предметов может быть простым или сложным, с применением различных техник и приёмов. Например, роспись по ткани и керамике; живопись и мармарирование, монотипия; папье-маше, декупаж и мозаика; создание необычных фактур предметов из пластической массы с применением необычных материалов - кружевными тканями, сетками, манной крупой, грецкими орехами, ракушками, нитками и др. Особенность данной программы заключается в том, что работы, выполняемые обучающимися, имеют практическую значимость – используются для оформления интерьера или в качестве подарка близким людям. В настоящее время искусство керамики, де купажа, росписи по ткани, изготовление художественного панно всё больше проникает в современную окружающую среду человека, в том числе, в его повседневный быт. Работая над эскизами, обучающиеся приобретают навыки рисования, черчения, моделирования. Так же закрепляют знание теоретических основ рисунка, цветоведения, композиции, основ декоративно-прикладного искусства, что является дополнительным организационным механизмом реализации прохождения курса основной образовательной программы по изобразительному искусству и является ее неотъемлемой частью. При разработке программы были проанализированы основные образовательные программы предметов: «Изобразительное искусство» и «Технология». 3 3 Непременным условием при организации занятий является атмосфера творчества, то есть стимулирование такого состояния обучающихся, когда они чувствуют себя свободно, раскрепощено, комфортно и могут творить. В 10-13 лет обучающийся (подросток) пытается определить свою роль и место в социуме. В общении на первое место выходит налаживание контактов со сверстниками, в силу психологической ценности отношений со сверстниками, происходит замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты. Умственная активность обучающихся высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех), что существенно влияет на мотивацию в обучении. Учитывая возрастные особенности обучающихся и логику их мышления, обучение строится по принципу от простого к сложному. Формируется стойкая мотивация к избранному виду деятельности, развивается творческая инициатива, пробуждаются положительные эмоции. Цель программы: создание условий для расширения знаний и приобретения практических навыков в области декоративно-прикладного творчества, развития личности обучающегося, способного к творческому самовыражению через овладение основами росписи по ткани и керамике, пластики глины и папье-маше, декорирования изделий, выполнения художественных панно из нетрадиционных материалов. В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Обучающие: - Учить основам композиционной и художественной грамоты; - Учить детей навыкам работы в различных техниках: росписи по ткани; с пластическими материалами; украшения различных поверхностей вырезанными из бумаги картинками; выполнения декоративных панно; - Формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль через выполнение изделий декоративно – прикладного творчества; - Формировать у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности; - Знакомить обучающихся с промыслами и традициями декоративно – прикладного искусства народов России и родного края. Развивающие: - Развивать образно-логическое и пространственное мышление, художественный вкус, а также способность к анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей; - Развивать фантазию, ассоциативное и абстрактное видение и умение выразить свой замысел с помощью эскиза, рисунка; - Развивать творческие способности, коммуникативные навыки, индивидуальность ребенка; - Развивать умения и навыки ручной лепки, росписи по ткани и декорирования различными способами и посредством этих умений и навыков развивать мелкую моторику. 4 4 Воспитательные: - Воспитывать интерес к разнообразному виду искусства, любовь к природе, родному краю. - Формировать стремление к самостоятельному творческому труду; - Прививать любовь к ручному труду; - Формировать усидчивость. - Воспитывать аккуратность в работе и целеустремленность, культуру общения со сверстниками. - Способствовать формированию духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных этических и эстетических норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом. Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она даёт возможность дополнить художественно - эстетическое образование обучающихся, особенно в плане приобретения ими практических навыков. Это будет способствовать лучшему восприятию произведений декоративно-прикладного искусства и дизайна, повышению общего уровня нравственно-эстетической культуры личности. Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 10 до 13лет. В «Творческой мастерской Art Life» принимаются все желающие без специального отбора, независимо от их способностей и умений. Программа построена с учётом возрастных психофизических особенностей. Для успешной реализации программы целесообразно объединение обучающихся в группы от 7 до 10 человек одного возраста по годам обучения. Форма организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная. Виды занятий: в течение одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться (напр., графический рисунок сменяется работой в цвете, рисование сменяется подготовкой бумаги, ткани или глины к работе и т.д.), что способствует удержанию внимания детей и позволяет избежать переутомления. Проводятся творческие конкурсы, чаепития, мастер-классы, индивидуальные консультации с родителями, экскурсии на выставки, в творческие мастерские художников, открытые занятия, круглые столы, профилактические беседы на тему здорового образа жизни и правового характера. В «Творческой мастерской Art Life» обучающиеся усваивают правила внутреннего распорядка, учатся убирать свое рабочее место, бережно относиться к работам товарищей. Срок реализации программы – 1 год. Объем программы – 58 часов. Режим занятий «Творческой мастерской Art Life» – 1 раз в неделю по 2 часа. Установленная продолжительность одного занятия – 40 минут. Установленная продолжительность времени отдыха между занятиями – 10 минут. 5 5 Раздел 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Личностные: - способность к самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; - развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира; - сформированность чувства гордости за свою Родину; - сформированность интереса и уважительного отношения к истории и культуре других народов; - сформированность ответственного отношения к учению; - готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; - самостоятельность и личная ответственность за принятое решение: в семье, в коллективе, в творческой работе; - бережное отношение к духовным ценностям. Метапредметные — освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Регулятивные: Обучающийся сможет: - ставить цель своей творческой деятельности на основе определённой проблемы и существующих возможностей; - формулировать учебные и творческие задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; - выбирать нужное для решения проблемы из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для достижения цели; - составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); - описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач; - сверять свои действия с поставленной целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. - оценивать продукт своей деятельности по заданным и самостоятельно определённым критериям в соответствии с целью деятельности; - определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; Познавательные: Обучающийся сможет: - строить рассуждение на основе сравнения предметов, техник, выделяя при этом общие признаки; - делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. - обозначать символом и знаком предмет и явление; - создавать абстрактный или реальный образ предмета и явления; - строить модель или схему на основе условий задачи или способа ее решения; - строить алгоритм действия на основе имеющегося знания о предмете, к которому применяется алгоритм; 6 6 - анализировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования на основе поставленной цели и заданных критериев оценки продукта; - находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); - выражать своё отношение к природе через рисунки, модели, проектные работы. - осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; - формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; - соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. Коммуникативные: Обучающийся сможет: - определять возможные роли и играть определённую роль в совместной деятельности; - выделять общую точку зрения в дискуссии; - отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); - представлять в устной форме план собственной деятельности; - высказывать и обосновывать мнение и запрашивать мнение партнёра в рамках диалога; - принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; - целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы для решения практических задач с помощью средств ИКТ, использовать информацию с учётом этических и правовых норм. Предметные результаты: - умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства; - различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства; - владеть изобразительными и композиционными навыками в процессе работы над эскизом; - владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма; - понимать единство художественного и функционального в вещи; - осваивать приёмы и техники работы с разными материалами; - создавать в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций; - создавать художественные образы, используя в работе разные художественные материалы: краски (гуашь, акварель, акрил), графические материалы (карандаши простые и цветные, тушь, пастель, восковые мелки, фломастеры и др.), пластические материалы, готовые объёмные формы, применяя традиционные и современные техники; - создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале. - иметь опыт разработки творческого проекта, создавая творческие дизайн-проекты. Оценка результатов освоения программы: для оценки качества освоения программы важное значение имеет подведение итогов работы в конце каждого занятия анализ и индивидуальная оценка работы обучающегося в устной форме. Организованный просмотр – наиболее подходящая форма такой оценки, она осуществляется по следующим критериям: композиционное решение, завершенность, 7 7 аккуратность, выразительность. Коллективные просмотры выполненных изделий и их анализ приучают обучающихся справедливо и объективно оценивать свою работу и работу других, радоваться не только своей, но и общей удаче. Подарки, поделки, сувениры, обучающиеся готовят с большим удовольствием, выглядят они красочно, празднично, а иногда и фантастично. Большое значение в оценивании итогов обучения имеют результаты и участие в конкурсах, выставках, фестивалях, ярмарках по декоративно-прикладному и изобразительному искусствам разного уровня (муниципального, регионального, федерального, международного, в том числе и лицейского), в праздничных мероприятиях. В течение года обучающиеся, со своими лучшими работами, как индивидуальными, так и коллективными, принимают в них участие и получают дипломы призеров и победителей. В течении года каждый из обучающиеся индивидуально демонстрируют свои лучшие изделия на конкурсах, выставках и в интернет сообществах (ВКонтакте, WhatsApp и т.д.) В конце учебного года обучающиеся представляют коллективный результат работы «Творческой мастерской Art Life» на открытом итоговом мероприятии лицея в форме творческого отчета - в виде стенда с фотографиями о деятельности кружка и проводят для желающих мастер-классы. На завершающем открытом занятии итоги работы кружка представляются в форме творческой презентации. Раздел 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/ п Дата Наименование темы/раздела всего 1 Блок - «Батик» 1.1 7 сентября Вводное занятие. Цели и задачи работы 2024 г. т/м. История ДПИ. Инструктаж по технике безопасности. 1.2 9 и 16 Роспись тканей в технике «узелковый 1.3 сентября батик» (платочек) 2024 г. 1.4 23,30 Роспись тканей в технике «холодный 1.5 сентября, батик по заданному контуру» (рыбка, 1.6 7 октября обезьянка) 2024г. 2 Блок - «Сувенирные изделия» 2.1 14 октября Посещение выставки народного 2024 г. творчества. 2.2 21 октября Изготовление сувенира-игрушки на 2024 г. основе конуса. 8 12 2 Количеств Формы о часов контроля Тео прак рия тика 3 9 1 1 Устный опрос 4 1 3 6 1 5 15 1,5 5 0,5 10 1 1,5 0,5 1 Организован ный просмотр Устный опрос 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 3 3.1 11, 18, ноября 2024 г. 2, 9, декабря 2024г. 25 Изготовление работ ярмарки, конкурсы. на выставки, 6 2 4 2 4 4 1 14 1 2 10 1 3 1 1 3 1 - 2 6 2 3 1 3 1 2 1 1 2 1 1 3 2 1 1 1 - 2 1 1 58 17 41 16 Мастерская Деда Мороза. Изготовление 6 новогодних открыток, елочных украшений. Блок - «Декупаж» 18 23 декабря Вводное занятие 2 2024 г. Эскиз декорирования изделия из картинок декупажных салфеток. 27 Подготовка материалов, инструментов. 12 Т/Б. Алгоритм работы. Грунтование. 17 Приклеивание салфетки к основе. Обводка контуром. Декорирование изделий. Шлифование. 3.8 3, 24 марта Доработка и покрытие лаком готовых 4 3.9 2025 г. изделий. 3.2 13, 20, января 3.7 3, 10, февраля 2025 г. 4 4.1 7 апреля 2025 г. 4.2 14 апреля 2025 г. Блок - «Монотипия» 4 Вводное занятие. История, техники, 2 назначение. Подготовка рабочего места, печать. 2 Блок - «Кардмейкинг» 4.3 28 апреля Вводное занятие. История, стили, 2025 г. техники. Эскизирование (визитка, праздничная открытка). 4.4 5 мая Материалы, инструменты, Т/Б. 2025 г. Выполнение праздничной открытки. 4.5 12 мая Смешение техник. Декупаж. Оформление 2025 г. рамки для открытки. 4.6 19 4.7 11 2025 г. Блок – «Подведение итогов» мая Подготовка изделий к выставке. мая Заключительная часть занятия. Итого: 9 Устный опрос Организован ный просмотр Устный опрос Организован ный просмотр Устный опрос Организован ный просмотр Результат участия в конкурсе 8 Раздел 4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ УКАЗАНИЕМ ФОРМ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С 1. Блок - «Батик» 1.1 Вводное занятие. Режим работы мастерской. Знакомство с рабочим местом. Сведения об организации рабочего места, названиях и назначениях материалов, инструментов и приспособлений для работы по «батику». Правила безопасности и правила личной гигиены. Ознакомление с планом работы, задачи мастерской. Показ образцов готовых изделий. История декоративно-прикладного искусства. Т е о р и я : Ознакомление с работой творческой мастерской. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. Проведение анкетирования. 1.2 Роспись тканей в технике «узелковый батик» (платочек). Т е о р и я : история появления техники «узелковый батик». Виды техники росписи данным способом (техники «планги», «складной батик»). Особенности построения композиции в узелковом батике. Инструменты и материалы для выполнения узелкового батика. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а : выполнение художественной росписи по ткани в технике «узелковый батик» (платочек, салфетка). М а т е р и а л ы : легкая белая ткань 20х20, краски для батика, клеенка. И н с т р у м е н т ы : кисти, перчатки. 1.3 Роспись тканей в технике «холодный батик по заданному контуру» (рыбка, обезьянка). Т е о р и я : история появления техники «холодный батик». Виды техники росписи данным способом. Особенности построения композиции в холодном батике. Инструменты и материалы для выполнения холодного батика. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а : выполнение эскиза рисунка, перенесение его на ткань, обвести резервирующим составом линии рисунка, выполнить художественную роспись по ткани в технике холодный батик специальными красками (рисунки А4: рыбка, лошадка). М а т е р и а л ы : легкая белая ткань 30х35 см., краски для батика, клеенка, рама, кнопки. И н с т р у м е н т ы : кисти, перчатки, резервирующий состав, палитра. 1.4 Посещение выставки декоративно – прикладного искусства. Центр народного творчества и художественных ремесел «Гамаюн» 2. Блок - «Сувенирные изделия» 2.1 Посещение выставки декоративно – прикладного искусства. «Центр традиционной народной культуры среднего Урала». 2.2 Вводное занятие. Изготовление сувенира-игрушки на основе конуса. История, стили и техники, применяемые в изготовлении подарочных изделий, праздничных открыток, декоративных украшений. Эскизирование. Т е о р и я. Знакомство с понятием «Смешанные техники» в изготовлении предметов декоративного искусства. Используемые материалы. Необходимые инструменты. Техника безопасности при работе. 10 9 Ф о р м а занятия. Рассказ с элементами беседы. Просмотр видеоматериалов. Демонстрация образцов. Методическое обеспечение. Образцы изделий. Видеоматериалы. 2.3 – 2.4 Выполнение игрушки на основе конуса, праздничных открыток, декоративных изделий. Т е о р и я. Знакомство с алгоритмом работы. Закрепление понятий: «открытка», «композиция», «декор». П р а к т и к а. Изготовление подарочной игрушки, елочного украшения, поздравительной открытки «С новым годом». Выполнение элементов композиции. Соединение деталей в единое целое. Ф о р м а занятия. Практическая работа. Смешение техник. Декупаж, Кардмейкинг, Мозаика, Керамика, Папье-маше. Оформление рамки для фотографии «Хорошего настроения». Методическое обеспечение. Образцы изделия. Видеоматериалы. Материалы и инструменты: элементы декора (бусины, бисер, пайетки, пуговицы, шнурки, кружева, ленточки, тесьма, лоскутки тканей, перья, засушенные листья, колоски, цветочки, зерна кофе, различные крупы, специи и т. д.); бумага – картон ф. А5; кисти; салфетки; бумага цветная; клей (карандаш, гель); ножницы; карандаш. Инструменты: клей; двусторонний скотч; ножницы. 3. Блок - «Декупаж» 3.1 Вводное занятие. Т е о р и я : Знакомство с технологией декупаж. Беседа о видах техники декупаж. Подготовка к работе. Инструменты, материалы. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а : Изготовление небольшой несложной работы. М а т е р и а л ы : заготовка. И н с т р у м е н т ы : кисти, клей, ножницы. 3.2 Эскиз декорирования изделия картинками декупажных салфеток. Т е о р и я : Знакомство с видами декорирования посуды. Беседа об орнаментах, композиции. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а : Знакомство с изобразительными особенностями работы в технике декупаж. Выполнение эскиза изделия на листе формата А 4. М а т е р и а л ы : лист формата А 4. И н с т р у м е н т ы : карандаши, краски, кисти, клей. 3.3 Декорирование изделий, выполненных в технике папье-маше. Т е о р и я : Знакомство с правилами и приемами работы в технике декупаж на поверхности изделия, композиционным расположением узора. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а : Декорирование изделия. М а т е р и а л ы : декупажные салфетки, заготовка. И н с т р у м е н т ы : краски, кисти, клей. 3.4 Доработка и покрытие лаком готовых изделий, выполненных в технике папьемаше. М а т е р и а л ы : изделия. И н с т р у м е н т ы : шлифовальная бумага, кисти, клей, лак. 11 10 4. Блок - «Монотипия» 4.1 Вводное занятие. История, техники, назначение. Т е о р и я. Знакомство с понятием «монотипия», «абстракция». История возникновения этой техники. Используемые материалы. Необходимые инструменты. Техника безопасности при работе. Ф о р м а занятия. Рассказ с элементами беседы. Просмотр видеоматериалов. Демонстрация образцов. Методическое обеспечение. Образцы изделия. Видеоматериалы. 4.2 Подготовка рабочего места, печать. Т е о р и я. Знакомство с алгоритмом работы. Закрепление понятий: «декоративное панно», «композиция». П р а к т и к а. Изготовление панно «Фантазия». Выполнение элементов композиции. Соединение деталей в единое целое. Ф о р м а занятия. Практическая работа. Панно «Фантазия». Методическое обеспечение. Образцы изделия. Видеоматериалы. Материалы и инструменты: емкость для воды, гуашевые краски, клеенка, лист стекла, бумага А3, кисти, салфетки, бумага цветная, клей - карандаш, ножницы, карандаш простой. 5. Блок - «Кардмейкинг» 5.1 Вводное занятие. История, стили, техники. Эскизирование (визитка, праздничная открытка). 5.2 Инструменты и материалы. Подготовка к работе. Т е о р и я. Знакомство с понятием «Кардмейкинг». История возникновения и стили этой техники. Используемые материалы. Необходимые инструменты. Техника безопасности при работе. Ф о р м а занятия. Рассказ с элементами беседы. Просмотр видеоматериалов. Демонстрация образцов. Методическое обеспечение. Образцы изделия. Видеоматериалы. Выполнение праздничной открытки. Т е о р и я. Знакомство с алгоритмом работы. Закрепление понятий: «открытка», «композиция», «декор». П р а к т и к а. Изготовление поздравительной открытки «Хорошего настроения». Выполнение элементов композиции. Соединение деталей в единое целое. Ф о р м а занятия. Практическая работа. 5.3 Смешение техник. Декупаж. Оформление рамки для открытки «Хорошего настроения». Методическое обеспечение. Образцы изделия. Видеоматериалы. Материалы и инструменты: элементы декора (бусины, бисер, пайетки, пуговицы, шнурки, кружева, ленточки, тесьма, лоскутки тканей, перья, засушенные листья, колоски, цветочки, зерна кофе, различные крупы, специи и т. д.); бумага – картон ф. А5; кисти; салфетки; бумага цветная; клей (карандаш, гель); ножницы; карандаш. Инструменты: клей; двусторонний скотч; ножницы. 12 11 6. Блок - «Подведение итогов» 7.1 Подготовка изделий к выставке. Подготовка фотоматериалов и создание на их основе презентации о проделанной работе за год. 7.2 Заключительная часть занятия. П р а к т и к а. Подведение итогов. Награждение призами победителей конкурсов, выставок. Ф о р м а занятия. Выставка творческих работ и демонстрация слайд – шоу и презентации, чаепитие. Методическое обеспечение. Образцы изделий. Призы. Слайд – шоу. Презентация. Раздел 5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-технические условия Учебный кабинет №302. До начала занятий и после их окончания осуществляется сквозное проветривание помещения. Монитор, системный блок, клавиатура, мышь, колонки, видеопроектор Учебная магнитная доска Выставочный и информационно - тематический стенды Шкафы для хранения учебных пособий, демонстрационных материалов и учебнопрактического оборудования Демонстрационный материал Образцы изделий Заготовки для декорирования Набор для росписи под мрамор MARBLING KIT (техника мармарирование) Набор для декорирования в технике «декупаж» Набор для росписи по керамике и стеклу (техника «витраж») Набор для росписи изделий из шелка (техника «батик») Набор контуров универсальных Рамы 35 х40 Кнопки Ткань Клеенки и 2 скатерти из флисовой ткани Резервы для работы по ткани в тубах Бумажные салфетки Перчатки тонкие резиновые Бумага офисная белая Белый картон Калька Бумага цветная Рисовые карты для декупажа 13 12 Салфетки для декупажа Карандаши ТМ Краски гуашевые Краски акварельные Кисти для красок Глина Пластилин Стеки для лепки Тканевые салфетки Песок Клей ПВА Клей Момент – Кристалл Клей-карандаш Кисточки для клея Ножницы Учебно-методическое и информационное обеспечение Список литературы для учителя: 1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов – М.: «Просвещение» 2013 г. 2. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся / Н. А. Криволапова – М.: «Просвещение» 2012 г. 1. Волшебная мастерская. Я рисую мир / Авт. – сост.: С. С. Гончаренко– М.: «Просвещение» 2011 г. 2. Занятия в школе дизайна / Авт. – сост.: Е. Г. Вершинникова, Р. В. Игнатьев – Волгоград: «Издательство «Учитель», 2012 г. 3. Керамическая скульптура и пластика / Авт. – сост.: В. А. Лобанова – Волгоград: «Издательство «Учитель», 2011 г. 3. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся /Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков и др. – М.: «Просвещение» 2013 г. 4. Модный декупаж / Авт. – сост.: А. А. Зайцева – М.: Аст-пресс книга, 2011 г. 5. Праздник своими руками / Т. А. Лаврова – Волгоград: «Издательство «Учитель», 2009 г. 4. Примерные программы внеурочной деятельности / под ред. В. А. Горского – М.: «Просвещение» 2013 г. 5. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов – М.: «Просвещение» 2011 г. 6. Рисуем! / Дженнифер Липси ; (пер. с англ. Л. Б. Печатниковой).- М.: Издательство «Ниола-пресс», 2009 г. 7. Технология. Организация кружковой работы в школе. //Авт. – сост.: О. Н. Маркелова – Волгоград: «Издательство «Учитель», 2012 г. 8. Школа творчества. // Авт. – сост.: Е.В. Скоробогатова – М.: ООО «Издательство Оникс», 2008 г. 14 13 Список литературы для обучающихся и родителей: 1. Изобразительное искусство для детей. Книга для семейного чтения и творческого досуга / Н. М. Сокольникова, С. П. Ломов – М.: ООО «Издательство Астрель», 2011 г. 2. Специализированный журнал для педагогов, гувернеров и родителей «Цветной мир», 105318, М., а/я 59. 3. Цвет творчества / Н. В. Дубровская – СПб., ООО «Издательство «Детство – пресс», 2011 г. 4. Я рисую успех и здоровье / М. А. Шевченко – СПб: Питер, 2007 г. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Список Интернет-ресурсов: Учебники по ДПИ. http://remesla.ru/ Фигурки из бумаги. http://www.vostal.narod.ru/ Роспись ткани. http://www.catalog.alledu.ru/predmet/trud/http/www.sunrain.by.ru Глиняная игрушка. http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ Истории керамического искусства. http://www.romangoncharov.narod.ru/ Игрушки из мастерских вальдорфских школ. http://kenunen.boom.ru/igru/toys_1.html Виртуальный музей палехской лаковой миниатюры. http://palekh.narod.ru/ Игрушки-сувениры. http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ryb_dt/toy/ 15 14 16