Рабочая программа курса внеурочной деятельности КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования администрации города Екатеринбурга
МАОУ Лицей № 110

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом

Директор

МАОУ лицея № 110

__________/И.И. Сметанин

им. Л.К. Гришиной

Приказ №121-К от 30.08.24

протокол № 1 от 26.08.24.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Картографический практикум по истории России

Направление или вид деятельности: обще интеллектуальное
Возраст учащихся: 15-16 лет
Срок реализации: 1 год (68 часов)
Автор: Попова Ю.В.
Учитель истории и обществознания,
первая квалификационная категория

Екатеринбург
2024

Раздел 1. Пояснительная записка
Направление: общеинтеллектуальное.
Вид деятельности: познавательная.
Актуальность: Часть выпускников при выборе предмета для сдачи для итоговой
аттестации выбирают такой предмет как, история. Актуальность данного курса в том, что в
заданиях ОГЭ присутствует три задания, где требуется применить картографические навыки.
На занятиях планируется продолжить совершенствовать картографические умения, которые
необходимы для успешного усвоения сдачи ОГЭ по истории и развития познавательного
интереса к предмету. На занятиях ребята будут совершенствовать, такие умения как чтение
легенды карты, ориентация по гидрографическим объектам, определение исторического
периода. Данный курс является практико-ориентированным.
Место данного курса в основной общеобразовательной программе: программа
«Картографический практикум по истории России» разработана на основе требований
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования второго поколения и предназначена для реализации внеурочной деятельности
обучающихся в 9 классах. Данная программа составлена на основе пособия Р.В. Пазина,
П.А. Ушакова «Картографический практикум: тетрадь-тренажёр».
Программа также может быть использована для расширения и углубления программы
обучения по истории в 9 классе и построения индивидуальных образовательных
направлений учащихся, проявляющих интерес к науке. Курс построен таким образом, что
позволит расширить и углубить знания обучающихся, а также ликвидировать возможные
пробелы.
Программа
имеет
научно-познавательную
(общеинтеллектуальную)
направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной
деятельности средних школьников.
Цель курса – содействовать формированию, углублению и расширению практических
умений при работе с исторической картой.
Задачи курса:
1. Способствовать развитию элементарных практических умений при работе с
картой для получения необходимой информации;
2. Способствовать развитию картографической грамотности посредством работы с
картами разнообразного содержания и масштаба, изучения способов изображения
географических объектов и явлений, применяемых на этих картах.
3. Подготовка учащихся к сдаче ОГЭ по истории, отработка практических навыков
учащихся при выполнении картографических заданий разного типа.

2

Форма организации образовательного процесса: групповая, фронтальная.
Виды занятий: лекция, практикум, семинарское занятие.
Группа обучающихся: 9 класс. Набор детей в группы проводится без предварительного
отбора. Программа построена с учётом возрастных психофизических особенностей.
Объём программы: 68 часов
Срок освоения программы: 34 недели
Режим занятий: одно занятие в неделю продолжительностью два академических часа.

3

Раздел 2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты:
Личностные:
 формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию
познавательной деятельности в группах и индивидуально;
 познавательная, творческая, общественная активность;
 умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
 личная и взаимная ответственность;
 готовность действия в нестандартных ситуациях.
Метапредметные:
 владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;
 способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности
в творческих формах;
 готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
 умение работать с картографическим материалом.
Предметные:
 применение элементов источниковедческого анализа при работе с историческими
 материалами (определение принадлежности и достоверности
источника,обстоятельства и цели его создания, позиций авторов и др.), излагать
 выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценностьосвоение
обучающимися обществоведческой терминологии, ключевых понятий, методов и
приёмов, способность к формированию научного типа мышления, научных представлений
о ключевых теориях, типах и видах отношений;
 освоение видов деятельности по получению нового знания;
 способность к преобразованию и применению полученных знаний в учебных, учебнопроектных и социально-проектных ситуациях;
Оценочные материалы:
Групповые: тематические семинары.
Индивидуальные: тематические проверочные работы, проведение пробных ОГЭ.

4

Раздел 3. Тематическое планирование
№
п/п

1

2
3

Дата
(число/ме
сяц/год)

Количество часов
Наименование темы/раздела
Вводное занятие. Знакомство с
правилами
ТБ.
Структура
картографических
заданий
КИМ ОГЭ Знакомство с
документацией
Внешняя политика России с
Древнейших времен до конца
XVI века
Внешняя политика России XVII
– XIX веках

Формы
аттестации/контроля

теория

практика

2

2

КИМ ОГЭ

8

8

КИМ ОГЭ

8

8

КИМ ОГЭ

4

Революции и внешняя политика
Россия в XX- в начале XXI века

8

8

КИМ ОГЭ

5

Культурное наследие России

8

8

КИМ ОГЭ
Итого: 68 часов

Раздел 4. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с правилами ТБ. Структура картографических заданий
КИМ ОГЭ Знакомство с документацией
Теория: ознакомление с правилами ТБ. Знакомство со структурой КИМ ОГЭ,
спецификацией, кодификатором, демоверсией. Обзор ресурсов, необходимых для работы по
курсу.
Практика: знакомство с программой курса, составление плана работы.
Тема 2. Внешняя политика России с Древнейших времен до конца XVI века
Теория: военные походы древнерусских князей. Нашествие татаро-монгол. Военные походы
древнерусских князей. Нашествие татаро-монгол. Куликовская битва. Военные походы
Ивана III. Ливонская война (1558-1583). Присоединение Казанского и Астраханского
ханств. Деятельность русских первопроходцев.
Практика: решение картографический заданий ОГЭ
Тема 3. Внешняя политика России XVII – XIX веках
Теория: первое и второе ополчение. Русско-польские войны. Русско-шведская война (16561661).Русско-турецкая война (676-1681). Азовские походы. Северная война (1700-1721).
Русско-шведская война (1741-1743). Участие России в Семилетней войне (1756-1763)
Восстание под предводительством Пугачева (1773-1775). Русско-турецкая война (17681774). Русско-турецкая война (1787-1791). Раздел Речи Посполитой. Русско-французские
войны в конце XVIII – начале XIX в. Отечественная война 1812года. Заграничный поход
5

русской армии. Важнейшие русские экспедиции первой четверти века. Восстание
декабристов. Крымская война. Отмена крепостного права. Русско-турецкая война 18771878гг. Россия в международных коалициях XIX в.
Практика: решение картографический заданий ОГЭ
Тема 4. Революции и внешняя политика Россия в XX- в начале XXI века
Теория: Русско-японская война. Революция 1905-1907гг. Революция 1905-1907гг.
Гражданская
война. Великая Отечественная война первый этап (22 июня1941-18 ноября 1942). Великая
Отечественная война второй этап (19 ноября 1942г-конец 1943г). Великая Отечественная
война третий этап (январь 1944г. – 9 мая 1945г.) «Холодная война» (1946-1990). Политика
мирного сосуществования. Афганская война. Внешняя политика: новое политическое
мышление. 1988-1991г. Внешняя политика Путина В.В. Внешняя политика Медведев Д.
Практика: решение картографический заданий ОГЭ
Тема 5: Культурное наследие России
Теория: история в картинах известных художников. Портретная живопись в истории.
Исторические плакаты. Памятники скульптура. Исторические памятники Архитектура.
Практика: решение заданий ОГЭ

6

Раздел 5. Условия реализации программы
Методическое обеспечение:
1. История. ЕГЭ. Картографический практикум: тетрадь-тренажер. 9 классы:
учебное пособие
2. Атлас отечественная история с древнейших времён до конца XVIII в.
3. Атлас отечественная история XVIII-XIX вв.
4. Атлас отечественная история XX в.
Цифровые образовательные ресурсы:
1. http://www.fipi.ru - Портал ФИПИ - Федеральный институт педагогических
измерений.
2. http://www.vesbook.ru - Официальный информационный портал единого
государственного экзамена.
3. https://soc-oge.sdamgia.ru – Решу ОГЭ.
4. http://www.russianculture.ru - Культура России.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, атласы и контурные карты с
древнейших времён до XX в.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».