МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования администрации города Екатеринбурга МАОУ Лицей № 110 ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО педагогическим советом Директор МАОУ лицея № 110 __________/И.И. Сметанин им. Л.К. Гришиной Приказ №121-К от 30.08.24 протокол № 1 от 26.08.24. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Картографический практикум по истории России Направление или вид деятельности: обще интеллектуальное Возраст учащихся: 15-16 лет Срок реализации: 1 год (68 часов) Автор: Попова Ю.В. Учитель истории и обществознания, первая квалификационная категория Екатеринбург 2024 Раздел 1. Пояснительная записка Направление: общеинтеллектуальное. Вид деятельности: познавательная. Актуальность: Часть выпускников при выборе предмета для сдачи для итоговой аттестации выбирают такой предмет как, история. Актуальность данного курса в том, что в заданиях ОГЭ присутствует три задания, где требуется применить картографические навыки. На занятиях планируется продолжить совершенствовать картографические умения, которые необходимы для успешного усвоения сдачи ОГЭ по истории и развития познавательного интереса к предмету. На занятиях ребята будут совершенствовать, такие умения как чтение легенды карты, ориентация по гидрографическим объектам, определение исторического периода. Данный курс является практико-ориентированным. Место данного курса в основной общеобразовательной программе: программа «Картографический практикум по истории России» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и предназначена для реализации внеурочной деятельности обучающихся в 9 классах. Данная программа составлена на основе пособия Р.В. Пазина, П.А. Ушакова «Картографический практикум: тетрадь-тренажёр». Программа также может быть использована для расширения и углубления программы обучения по истории в 9 классе и построения индивидуальных образовательных направлений учащихся, проявляющих интерес к науке. Курс построен таким образом, что позволит расширить и углубить знания обучающихся, а также ликвидировать возможные пробелы. Программа имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности средних школьников. Цель курса – содействовать формированию, углублению и расширению практических умений при работе с исторической картой. Задачи курса: 1. Способствовать развитию элементарных практических умений при работе с картой для получения необходимой информации; 2. Способствовать развитию картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба, изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах. 3. Подготовка учащихся к сдаче ОГЭ по истории, отработка практических навыков учащихся при выполнении картографических заданий разного типа. 2 Форма организации образовательного процесса: групповая, фронтальная. Виды занятий: лекция, практикум, семинарское занятие. Группа обучающихся: 9 класс. Набор детей в группы проводится без предварительного отбора. Программа построена с учётом возрастных психофизических особенностей. Объём программы: 68 часов Срок освоения программы: 34 недели Режим занятий: одно занятие в неделю продолжительностью два академических часа. 3 Раздел 2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Планируемые результаты: Личностные: формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально; познавательная, творческая, общественная активность; умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения; личная и взаимная ответственность; готовность действия в нестандартных ситуациях. Метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах; готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе. умение работать с картографическим материалом. Предметные: применение элементов источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника,обстоятельства и цели его создания, позиций авторов и др.), излагать выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценностьосвоение обучающимися обществоведческой терминологии, ключевых понятий, методов и приёмов, способность к формированию научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений; освоение видов деятельности по получению нового знания; способность к преобразованию и применению полученных знаний в учебных, учебнопроектных и социально-проектных ситуациях; Оценочные материалы: Групповые: тематические семинары. Индивидуальные: тематические проверочные работы, проведение пробных ОГЭ. 4 Раздел 3. Тематическое планирование № п/п 1 2 3 Дата (число/ме сяц/год) Количество часов Наименование темы/раздела Вводное занятие. Знакомство с правилами ТБ. Структура картографических заданий КИМ ОГЭ Знакомство с документацией Внешняя политика России с Древнейших времен до конца XVI века Внешняя политика России XVII – XIX веках Формы аттестации/контроля теория практика 2 2 КИМ ОГЭ 8 8 КИМ ОГЭ 8 8 КИМ ОГЭ 4 Революции и внешняя политика Россия в XX- в начале XXI века 8 8 КИМ ОГЭ 5 Культурное наследие России 8 8 КИМ ОГЭ Итого: 68 часов Раздел 4. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с правилами ТБ. Структура картографических заданий КИМ ОГЭ Знакомство с документацией Теория: ознакомление с правилами ТБ. Знакомство со структурой КИМ ОГЭ, спецификацией, кодификатором, демоверсией. Обзор ресурсов, необходимых для работы по курсу. Практика: знакомство с программой курса, составление плана работы. Тема 2. Внешняя политика России с Древнейших времен до конца XVI века Теория: военные походы древнерусских князей. Нашествие татаро-монгол. Военные походы древнерусских князей. Нашествие татаро-монгол. Куликовская битва. Военные походы Ивана III. Ливонская война (1558-1583). Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Деятельность русских первопроходцев. Практика: решение картографический заданий ОГЭ Тема 3. Внешняя политика России XVII – XIX веках Теория: первое и второе ополчение. Русско-польские войны. Русско-шведская война (16561661).Русско-турецкая война (676-1681). Азовские походы. Северная война (1700-1721). Русско-шведская война (1741-1743). Участие России в Семилетней войне (1756-1763) Восстание под предводительством Пугачева (1773-1775). Русско-турецкая война (17681774). Русско-турецкая война (1787-1791). Раздел Речи Посполитой. Русско-французские войны в конце XVIII – начале XIX в. Отечественная война 1812года. Заграничный поход 5 русской армии. Важнейшие русские экспедиции первой четверти века. Восстание декабристов. Крымская война. Отмена крепостного права. Русско-турецкая война 18771878гг. Россия в международных коалициях XIX в. Практика: решение картографический заданий ОГЭ Тема 4. Революции и внешняя политика Россия в XX- в начале XXI века Теория: Русско-японская война. Революция 1905-1907гг. Революция 1905-1907гг. Гражданская война. Великая Отечественная война первый этап (22 июня1941-18 ноября 1942). Великая Отечественная война второй этап (19 ноября 1942г-конец 1943г). Великая Отечественная война третий этап (январь 1944г. – 9 мая 1945г.) «Холодная война» (1946-1990). Политика мирного сосуществования. Афганская война. Внешняя политика: новое политическое мышление. 1988-1991г. Внешняя политика Путина В.В. Внешняя политика Медведев Д. Практика: решение картографический заданий ОГЭ Тема 5: Культурное наследие России Теория: история в картинах известных художников. Портретная живопись в истории. Исторические плакаты. Памятники скульптура. Исторические памятники Архитектура. Практика: решение заданий ОГЭ 6 Раздел 5. Условия реализации программы Методическое обеспечение: 1. История. ЕГЭ. Картографический практикум: тетрадь-тренажер. 9 классы: учебное пособие 2. Атлас отечественная история с древнейших времён до конца XVIII в. 3. Атлас отечественная история XVIII-XIX вв. 4. Атлас отечественная история XX в. Цифровые образовательные ресурсы: 1. http://www.fipi.ru - Портал ФИПИ - Федеральный институт педагогических измерений. 2. http://www.vesbook.ru - Официальный информационный портал единого государственного экзамена. 3. https://soc-oge.sdamgia.ru – Решу ОГЭ. 4. http://www.russianculture.ru - Культура России. Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, атласы и контурные карты с древнейших времён до XX в. 7