МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования администрации города Екатеринбурга МАОУ Лицей № 110 РАССМОТРЕНО Педагогическим советом МАОУ лицея № 110 им. Л.К. Гришиной протокол № 1 от 26.08.2024 УТВЕРЖДЕНО Приказом №_121-К от 30.08.24 МАОУ лицей №110 им. Л. К. Гришиной директор ______ И. И. Сметанин РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ФРАНЦУЗСКИЙ» Направление: общекультурное Возраст обучающихся: 13-14 лет Срок реализации: 1 год. Составитель: Латыпова Т.Р., учитель французского языка МАОУ лицея № 110, первая квалификационная категория. Екатеринбург, 2024 2 Содержание Нормативные документы Пояснительная записка Цель и задачи программы Планируемые результаты Формы проведения занятия Формы контроля и подведения итогов реализации программы Календарный план, содержание обучения и основные виды учебной деятельности Условия реализации программы и планируемые результаты обучения. Учебно-методическое обеспечение программы Список рекомендуемой литературы 3 Нормативные документы. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный французский язык (познавательное чтение)» составлена в соответствии с: 1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (для V –VIII классов), 3. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015, 4. Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт – Петербурга от 21.03.2018 № 811-р «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2018 - 2019 учебный год», 5. Инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию Правительства Санкт – Петербурга от 21.03.2018 общеобразовательных № 03-28-1820/18-0-0 организаций «О формировании Санкт-Петербурга, учебных реализующих планов основные общеобразовательные программы, на 2018 - 2019 учебный год», 6. Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт – Петербурга от 21.03.2018 № 810-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений СанктПетербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2018 - 2019 учебном году», 7. Инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию Правительства Санкт – Петербурга от 21.05.2015 N 03-20-2057/15-0-0 «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга», 8. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования», 9. Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», 10. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего, основного общего образования», 11. Письмом Комитета по образованию Правительства Санкт – Петербурга от 04.05.2016 № 03- 20-1587/16-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов», 12. Законом Санкт-Петербурга от 17.07.2013 № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге», 13. Рабочей программой «Познавательное чтение на английском языке» разработанной на основе программы курса внеурочной деятельности, «Увлекательное чтение на английском языке» (7-11 кл), направление «общеинтеллектуальное» автор: Кустова О.А, ведущий методист по английскому языку издательства «Просвещение», 14. Учебным планом ГБОУ СОШ № 553 с углубленным изучением английского языка Фрунзенского района Санкт - Петербурга на 2018-2019 учебный год, 15. Положением о рабочей программе педагога ГБОУ СОШ № 553 с углубленным изучением английского языка Фрунзенского района г. Санкт – Петербурга. Пояснительная записка Обучение французскому языку тесно связано с изучением французской культуры и литературы. В рамках иноязычной коммуникативной компетенции современное обучение имеет комплексный, интегрированный, целостный и холистичный характер. Приобщение к культуре стран изучаемого языка, несомненно, происходит и через знакомство с лучшими образцами классической и современной литературы. Художественная литература играет немаловажную роль в формировании человеческой личности. В художественной литературе заложен опыт множества поколений, базовые моральные и духовные ценности. Благодаря чтению учащиеся усваивают нормы нравственного поведения и морали. Художественная литература оперирует такими жизненно важными понятиями, как истина, правда, доброта, дружба, любовь, честь и совесть. Во время чтения задействованы как познавательная, так и эмоциональная сферы личности. С одной стороны, чтение даёт богатую пищу для размышлений, способствует развитию интеллекта, памяти, воображения, критического мышления. С другой стороны, наличие эмоциональной составляющей оказывает неоценимый 5 положительный эффект на современных детей и подростков – учит их сопереживать, сострадать, верить в добро, надеяться на лучшее. Чтение художественной литературы на иностранном языке позволяет расширить кругозор обучающихся, узнать о различных культурно-исторических событиях, увеличить активный и пассивный запас слов, приумножить как языковые, так и общекультурные знания. Чтение на французском языке способствует осуществлению диалога культур, знакомит школьников с реалиями, присущими другой культуре, другим народам и национальностям. Использование при обучении французскому языку книг для чтения способствует развитию интеллектуальных и познавательных способностей, формированию общеучебных умений и навыков. Новоприобретенные языковые и социокультурные знания и умения способны значительно повысить уровень мотивации учащихся. Книги для чтения, содержащие адаптированные тексты, снабженные необходимым справочным аппаратом (словарем и комментариями) дают учащимся уникальную возможность развивать умения чтения на иностранном языке естественно, увлекательно и интересно. Отобранные для использования в на занятиях в рамках данного элективного курса книги содержат адаптированные для использования в учебных целях тексты рассказов из книг Р. Госинни и Ж.-Ж. Сампе о малыше Николя, являющиеся в настоящее время мировым детским бестселлером. Многочисленные французские мультфильмы по этим рассказам прекрасно известны российским детям в русскоязычной версии. Все книги о маленьком Николя переведены на русский язык и доступны в детских библиотеках (последнее издание датируется 2017 г.). Тематика рассказов отражает реалии повседневной жизни французских детей в школе и дома, их занятия в часы досуга, вкусы и увлечения, предоставляя тем самым широкий простор для закрепления и активизации лексики, предусмотренной программой основной школы. Грамматическая составляющая данных текстов также соответствует уровню подготовки учащихся. Кроме того, в процессе чтения этих рассказов учащиеся получают адекватное представление о социо-культурных реалиях страны изучаемого языка. Учитель, работающий в рамках данного курса, использует личностно-ориентированный и дифференцированный подходы к учащимся. Чтение рассказов сопровождается ролевыми играми по ситуациям, представленным в рассказах. Учащиеся (по желанию) создают комиксы по прочитанным эпизодам. Данная программа разработана как элективный курс внеурочной деятельности и рассчитана на учащихся 7 классов общеобразовательных учреждений: средних общеобразовательных школ, гимназий, школ с углублённым изучением иностранных языков, увлечённых чтением художественной литературы зарубежных писателей на языке оригинала, желающих пополнить свой словарный запас и общий фонд лингвокультурологических знаний. Программа опирается на те знания, навыки и умения учащихся, которые были получены ими в процессе изучения французского 6 языка в рамках курсов внеурочной деятельности в 5-6 классах. К тому же, программа учитывает тот факт, что дети среднего школьного возраста наиболее восприимчивы к эмоционально-ценностному развитию и духовно-нравственному воспитанию. Занятия проводятся во внеурочное время один раз в неделю. Программа написана из расчёта 1 рассказ на 2 занятия. На первом занятии предполагается ознакомление с текстом с использованием различных видов чтения (ознакомительного, поискового, изучающего), второе занятие посвящается обсуждению прочитанного с элементами ролевой игры или созданию комиксов. В рамках реализации программы возможны следующие виды внеурочной деятельности: познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, проектная деятельность, игровая деятельность. Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётного проекта, который позволит определить общую идею прочитанной книги для чтения, осветить точки зрения учащихся на произведение, персонажей и основные сюжетные линии. Возможна и презентация самостоятельно созданных комиксов. Актуальность данной программы обусловлена соответствием её содержания требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Использование при изучении французского языка предлагаемых книг для чтения полностью отвечает требованиям как современной системы обучения иностранным языкам в России, так и Совета Европы в области преподавания иностранных языков. Новизна данной программы состоит в комплексном подходе к обучению, который позволяет развить не только умения в чтении, но и в других видах речевой деятельности, что позволит сделать занятия интегрированными, увлекательными, мотивирующими к дальнейшему, в том числе самостоятельному, изучению французского языка и чтению художественной литературы. Цель и задачи программы Основная цель программы заключается в системном развитии у учащихся основной школы умений чтения франкоязычных литературных текстов в условиях интеграции всех видов речевой деятельности. Эта цель предполагает взаимосвязанное коммуникативное, социокультурное и социолингвистическое развитие учащихся средствами иностранного языка в процессе их подготовки к межкультурному общению. Содержание и принципы построения данной программы позволяют достичь следующих общеобразовательных и воспитательных целей: осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования в рамках учебного предмета «французский язык»; повысить общий уровень владения французским языком; развить индивидуальность каждого ребёнка во время внеурочной деятельности; формировать личность обучающегося, что является самоопределения в той или иной социокульурной ситуации; принципиальным условием 7 более полно выявить индивидуальные способности, интересы, увлечения детей; расширить возможности социализации учащихся; обеспечить духовную, культурную и социальную преемственность поколений. Планируемые результаты Для достижения поставленной цели данная программа решает следующие задачи: Предметные задачи заключаются в формировании и развитии умений и навыков обучаемых во всех видах речевой деятельности и аспектах языка. 1) В области чтения: развивать у учащихся умения эффективного чтения на французском языке. Для этого предполагается выполнение заданий на развитие умений ознакомительного, поискового и изучающего чтения. В процессе работы над текстом важно обратить внимание школьников на использование не только литературного, но и разговорного французского языка в различных сферах жизнедеятельности и коммуникации. 2) В области аудирования: научить учащихся воспринимать аутентичный текст на французском языке на слух. Учащимся предлагаются аудиозаписи рассказов. Кроме того, учащиеся учатся воспринимать на слух чтение не только учителя, но и других обучающихся, развивая умение выявлять и корректировать ошибки в их чтении. На послетекстовом этапе аудирования (после прослушивания) учащиеся выполняют письменные упражнения в виде различных форм тестов и устные упражнения на формирование умений монологических высказываний и обсуждений на основе аргументированных личных мнений. 3) В области говорения: научить учащихся выстраивать основные типы монологических (разного вида) и диалогических высказываний. Например, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного, давать краткую характеристику персонажей, описывать события, явления, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, воспроизвести текст в форме пересказа. 4) В области письма: обучать школьников построению письменных высказываний на основе прочитанного литературного произведения, прослушанных аудиотекстов, предложенных образцов и моделей или по плану. 5) В области лексики: развивать навыки распознавания и использования в речи новых лексических единиц, расширять активный и пассивный словарный запас учащихся. 6) В области фонетики: развивать у учащихся фонематический слух и произносительные навыки посредством прослушивания аутентичных аудиотекстов, посвящённых реальным жизненным ситуациям и культурно-историческим событиям, имеющим место в литературных произведениях. 7) В области грамматики: с помощью разнообразных заданий развивать навыки распознавания в связном тексте и использования в речи наиболее часто употребляемых грамматических явлений и структур. 8) В области проектной деятельности данная программа предполагает работу в сотрудничестве как один из наиболее оптимальных приемов обучения. После прочтения книги для итоговой оценки знаний учащимся предлагается выполнить групповой проект с использованием всех видов речевой деятельности. Метапредметные задачи: Развивать у учащихся навыки логически правильного изложения содержания прочитанного. 8 Развивать у учащихся критическое мышление, внимание, воображение, память. Развивать у учащихся мотивацию к познанию и творчеству. Актуализировать интеллектуально-творческий образовательную активность. Учить анализировать литературные произведения, вырабатывать собственное отношение к ним. Научить высказывать своё мнение, личностное отношение к обсуждаемому предмету. Научить корректно отстаивать/оспаривать свою точку зрения и принимать противоположную. Развивать у школьников коммуникативную компетенцию, включая умение взаимодействовать с окружающими. Приобщать учащихся к новому социальному опыту с помощью моделируемых ситуаций общения и ролевых игр. Развивать навыки исследовательской работы при выполнении проектных работ. Развивать у учащихся навык самооценки выполненной работы. потенциал личности учащегося, его Личностные задачи: Воспитывать у учащихся уважение и интерес к литературным ценностям. Интегрировать личность учащихся в мировую культуру. Организовывать анализ прочитанного произведения на основе общих морально-нравственных понятий (о добре и зле, должном и недопустимом). Воспитывать уважение к отличительным особенностям жизни, культуры и традиций в других странах и умение к ним адаптироваться. Формировать у учащихся мотивацию к изучению французского языка с целью самостоятельного приобщения к образцам франкоязыной художественной литературы, самосовершенствования и дальнейшей самореализации. Воспитывать у учащихся готовность и способность к духовному развитию. Укреплять нравственность учащихся, основанную на духовных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести. Формировать у учащихся мотивацию к обучению и познанию. Создавать условия для социального и культурного самоопределения учащегося. Формы проведения занятия Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве). Самостоятельная работа. Работа в парах. Коллективные обсуждения и дискуссии. Групповая работа над проектами. 9 Формы контроля и подведения итогов реализации образовательной программы внеурочной деятельности дополнительной Фронтальная и индивидуальная проверка выполненной работы. Устные выступления по заданным темам. Тестовые задания. Итоговый проект. Презентация группового проекта. Читательская конференция с участием родителей учащихся. Календарный план работы Уроки посвящены работе над рассказами из книги, каждому из которых посвящено 2 занятия: на первом происходит первичное знакомство с содержанием текста с использованием разных видов чтения (ознакомительного, поискового, изучающего), а также лексико-грамматические упражнения по материалам текста; второе занятие посвящается упражнениям на аудирование и обсуждению содержания текста с элементами диалогической и монологической речи. Итоговые уроки включают задания на все виды речевой деятельности, помогают учащимся восстановить сюжет, определить общую идею прочитанного произведения, используя активный языковой материал. Проект: Подготовка и презентация проектов даст учащимся возможность развить творческий потенциал, в том числе художественные способности, воспитать командный дух, сформировать умения написания письменных высказываний разных жанров, развить умения публичного выступления, научит подростков работать в сотрудничестве. Проект может быть выполнен в форме комиксов по прочитанным рассказам (по желанию). В календарно-тематическом плане отражены темы, обсуждение которых предполагается на материале рассказов из книги для чтения (выбор рассказов может варьироваться). № 1 2 3 Тема Представление, знакомство, описание внешности. Представление, знакомство, описание внешности. Школа. Школьные предметы. Дни недели. Расписание уроков. 4 Школа. Школьные предметы. Дни недели. Расписание уроков. 5 Семья. 6 Семья. 7 Домашние животные. 8 Домашние животные. 9 Режим дня. Время. 10 Режим дня. Время. 11 Дом, квартира. 12 Дом, квартира. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 13 Здоровье/болезни. 14 Здоровье/болезни. 15 Итоговый урок. Рождественские и новогодние традиции Франции. Поздравительные открытки. 16 Итоговый урок. Рождественские и новогодние традиции Франции. Рождественские песни (караоке). 17 Досуг: «Я иду в гости»/»Я принимаю гостей». 18 Досуг: «Я иду в гости»/»Я принимаю гостей». 19 Досуг: поход в музей. 20 Досуг: поход в музей. 21 Досуг: туризм. 22 Досуг: туризм. 23 Досуг: спорт. 24 Досуг: спорт. 25 Время. Распорядок дня. 26 Время. Распорядок дня. 27 Магазин. 28 Магазин. 29 Еда. Пищевые продукты. 30 Еда. Пищевые продукты. 31 Представление проектов. 32 Представление проектов. 33 Представление проектов. 34 Представление проектов. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Основные виды речевой деятельности при работе над главой книги (рассказом) I. Аудирование: понимание выборочной информации. Типы заданий: определить верность утверждения, расположить предложения в хронологическом порядке, соотнести персонажей с их высказываниями, ответить устно на поставленные вопросы. II. Чтение: понимание основного содержания прочитанного (ответы на вопросы по содержанию). III. Говорение: ответы на поставленные вопросы, обсуждения в парах и в группах, дискуссии. IV. Чтение: расположить отрывки текстов в нужном порядке, заполнить пропуски в тексте недостающими словами, исправить фактические ошибки в тексте, соединить фрагменты текстов с соответствующими иллюстрациями, ответить на вопросы после прочтения текста; V. Говорение: краткие монологические высказывания – обосновать свою точку зрения, устно описать персонажа книги, ответить на вопросы по картинке, пересказать текст своими словами или от лица кого-то из персонажей; разыграть предложенный диалог по ролям, составить в парах диалог по образцу или используя предложенные фразы, конструкции и разыграть его по ролям; VI. Лексика: соотнести слова и картинки, слова и их дефиниции, найти синонимы, соединить идиомы, устойчивые выражения и их определения; 11 VII. Грамматика: составление грамматически правильных конструкций из предложенных слов, задания на их распознавание и использование в речи. 8. Условия реализации программы и планируемые результаты обучения В основу программы положены системно-деятельностный, личностно-ориентированный, дифференцированный подходы в обучении французскому языку – главенствующие принципы, согласно основным идеям и положениям ФГОС основного общего образования. Работа с книгами для чтения предполагает развитие лексико-грамматических навыков и умений во всех видах речевой деятельности с помощью системы упражнений. В основе программы лежат следующие принципы: интеграция всех видов речевой деятельности; коммуникативная направленность заданий; контекстуальное введение лексики; тематика предложенных материалов для чтения соответствует возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся. Дифференциация обучения по данной программе заключается, в частности, в том, что у учителя и учащихся всегда есть выбор, начиная с выбора рассказа для чтения и заканчивая заданиями, которые можно выполнять в разном порядке с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. Проектные работы также предлагаются на выбор и предполагают большую свободу со стороны учащихся и учителя. В программу обучения включены дискуссии, обсуждения, диспуты, которые развивают разговорные умения школьников, в том числе неподготовленные высказывания с опорой на личные мнения, суждения, ценностные ориентации. Подготовка и презентация проектов после прочтения произведения даёт большие возможности для развития творческого потенциала, креативности, воображения учащихся. Важен воспитательный момент: в процессе коммуникации на основе прочитанной книги у учащихся формируются нравственные и моральные ценности. В рамках реализации программы учащиеся, в соответствии с полученными языковыми и социокультурными знаниями, коммуникативными умениями смогут: эффективно работать в паре, группе, команде, вместе находить решения поставленной проблемы; свободно высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме, доказывать и отстаивать её, в то же время принимая другие мнения; разрабатывать проекты (в том числе с использованием информационных технологий) и участвовать в их устных презентациях. 9. Учебно-методическое обеспечение 12 - Маленький Николя. Книга для чтения на французском языке. - СПб: «Каро», 2014 (Адаптация текста, задания и словарь С.В. Желтухиной). - Перемены маленького Николя. Книга для чтения на французском языке. Госинни Р. - М.: «Миртапринт», 2016. - Французский с улыбкой. Маленький Николя Рене Госинни. Метод обучающего чтения Ильи Франка. - М.: «Восточная книга», 2013. - Госинни Р., Сампе Ж.-Ж. Всё о малыше Николя. Рассказы. - М.: «Махаон», 2016. - IMAV éditions www.petitnicolas.com - French Club www.frenchclub.ru Медиа-библиотека 11. Список рекомендуемой литературы 1. Теоретические источники и интернет-ресурсы (для учителя) Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011. – 24 с. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. Примерные программы основного общего образования по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 144 с. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011. – 59 с. Федеральный портал Российское образование http://www.edu.ru – нормативные документы, программы элективных курсов. 13