Рабочая программа курса внеурочной деятельности ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ФРАНЦУЗСКИЙ 7 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования администрации города Екатеринбурга
МАОУ Лицей № 110
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
МАОУ лицея № 110
им. Л.К. Гришиной
протокол № 1 от 26.08.2024

УТВЕРЖДЕНО
Приказом №_121-К от 30.08.24
МАОУ лицей №110
им. Л. К. Гришиной
директор ______ И. И. Сметанин

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ФРАНЦУЗСКИЙ»

Направление: общекультурное
Возраст обучающихся: 13-14 лет
Срок реализации: 1 год.

Составитель: Латыпова Т.Р.,
учитель французского языка МАОУ лицея №
110, первая квалификационная категория.

Екатеринбург, 2024

2

Содержание



Нормативные документы

 Пояснительная записка
 Цель и задачи программы
 Планируемые результаты
 Формы проведения занятия
 Формы контроля и подведения итогов реализации программы
 Календарный план, содержание обучения и основные виды учебной деятельности
 Условия реализации программы и планируемые результаты обучения.
 Учебно-методическое обеспечение программы
 Список рекомендуемой литературы

3



Нормативные документы.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Занимательный французский язык

(познавательное чтение)» составлена в соответствии с:
1.

Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

2.

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования,

утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010
№ 1897 (для V –VIII классов),
3.

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным

общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015,
4.

Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт – Петербурга от 21.03.2018

№ 811-р «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга,
реализующих основные общеобразовательные программы, на 2018 - 2019 учебный год»,
5.

Инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию Правительства Санкт –

Петербурга

от

21.03.2018

общеобразовательных

№

03-28-1820/18-0-0

организаций

«О

формировании

Санкт-Петербурга,

учебных

реализующих

планов
основные

общеобразовательные программы, на 2018 - 2019 учебный год»,
6.

Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт – Петербурга от 21.03.2018 №

810-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений СанктПетербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2018 - 2019 учебном
году»,
7.

Инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию Правительства Санкт –

Петербурга от 21.05.2015 N 03-20-2057/15-0-0 «Об организации внеурочной деятельности при
реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и
основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга»,
8.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253

«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего и среднего общего образования»,
9.

Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и

благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
4

29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
10.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699

«Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, среднего общего, основного общего образования»,
11.

Письмом Комитета по образованию Правительства Санкт – Петербурга от 04.05.2016 № 03-

20-1587/16-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ
учебных предметов, курсов»,
12. Законом Санкт-Петербурга от 17.07.2013 № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»,
13. Рабочей программой «Познавательное чтение на английском языке» разработанной на
основе программы курса внеурочной деятельности, «Увлекательное чтение на английском
языке» (7-11 кл), направление «общеинтеллектуальное» автор: Кустова О.А, ведущий
методист по английскому языку издательства «Просвещение»,
14.

Учебным планом ГБОУ СОШ № 553 с углубленным изучением английского языка

Фрунзенского района Санкт - Петербурга на 2018-2019 учебный год,
15.

Положением о рабочей программе педагога ГБОУ СОШ № 553 с углубленным изучением

английского языка Фрунзенского района г. Санкт – Петербурга.
 Пояснительная записка
Обучение французскому языку тесно связано с изучением французской культуры и
литературы. В рамках иноязычной коммуникативной компетенции современное обучение имеет
комплексный, интегрированный, целостный и холистичный характер. Приобщение к культуре стран
изучаемого языка, несомненно, происходит и через знакомство с лучшими образцами классической и
современной литературы.
Художественная литература играет немаловажную роль в формировании человеческой
личности. В художественной литературе заложен опыт множества поколений, базовые моральные и
духовные ценности. Благодаря чтению учащиеся усваивают нормы нравственного поведения и
морали. Художественная литература оперирует такими жизненно важными понятиями, как истина,
правда, доброта, дружба, любовь, честь и совесть. Во время чтения задействованы как
познавательная, так и эмоциональная сферы личности. С одной стороны, чтение даёт богатую пищу
для размышлений, способствует развитию интеллекта, памяти, воображения, критического
мышления. С другой стороны, наличие эмоциональной составляющей оказывает неоценимый
5

положительный эффект на современных детей и подростков – учит их сопереживать, сострадать,
верить в добро, надеяться на лучшее.
Чтение художественной литературы на иностранном языке позволяет расширить кругозор
обучающихся, узнать о различных культурно-исторических событиях, увеличить активный и
пассивный запас слов, приумножить как языковые, так и общекультурные знания. Чтение на
французском языке способствует осуществлению диалога культур, знакомит школьников с реалиями,
присущими другой культуре, другим народам и национальностям.
Использование при обучении французскому языку книг для чтения способствует развитию
интеллектуальных и познавательных способностей, формированию общеучебных умений и навыков.
Новоприобретенные языковые и социокультурные знания и умения способны значительно повысить
уровень мотивации учащихся.
Книги для чтения, содержащие адаптированные тексты, снабженные необходимым
справочным аппаратом (словарем и комментариями) дают учащимся уникальную возможность
развивать умения чтения на иностранном языке естественно, увлекательно и интересно. Отобранные
для использования в на занятиях в рамках данного элективного курса книги содержат
адаптированные для использования в учебных целях тексты рассказов из книг Р. Госинни и Ж.-Ж.
Сампе о малыше Николя, являющиеся в настоящее время мировым детским бестселлером.
Многочисленные французские мультфильмы по этим рассказам прекрасно известны российским
детям в русскоязычной версии. Все книги о маленьком Николя переведены на русский язык и
доступны в детских библиотеках (последнее издание датируется 2017 г.). Тематика рассказов
отражает реалии повседневной жизни французских детей в школе и дома, их занятия в часы досуга,
вкусы и увлечения, предоставляя тем самым широкий простор для закрепления и активизации
лексики, предусмотренной программой основной школы. Грамматическая составляющая данных
текстов также соответствует уровню подготовки учащихся. Кроме того, в процессе чтения этих
рассказов учащиеся получают адекватное представление о социо-культурных реалиях страны
изучаемого языка.
Учитель, работающий в рамках данного курса, использует личностно-ориентированный и
дифференцированный подходы к учащимся. Чтение рассказов сопровождается ролевыми играми по
ситуациям, представленным в рассказах. Учащиеся (по желанию) создают комиксы по прочитанным
эпизодам.
Данная программа разработана как элективный курс внеурочной деятельности и рассчитана
на учащихся 7 классов общеобразовательных учреждений: средних общеобразовательных школ,
гимназий,

школ

с

углублённым

изучением

иностранных

языков,

увлечённых

чтением

художественной литературы зарубежных писателей на языке оригинала, желающих пополнить свой
словарный запас и общий фонд лингвокультурологических знаний. Программа опирается на те
знания, навыки и умения учащихся, которые были получены ими в процессе изучения французского
6

языка в рамках курсов внеурочной деятельности в 5-6 классах. К тому же, программа учитывает тот
факт, что дети среднего школьного возраста наиболее восприимчивы к эмоционально-ценностному
развитию и духовно-нравственному воспитанию.
Занятия проводятся во внеурочное время один раз в неделю. Программа написана из расчёта 1
рассказ на 2 занятия. На первом занятии предполагается ознакомление с текстом с использованием
различных видов чтения (ознакомительного, поискового, изучающего), второе занятие посвящается
обсуждению прочитанного с элементами ролевой игры или созданию комиксов. В рамках
реализации программы возможны следующие виды внеурочной деятельности: познавательная
деятельность, проблемно-ценностное общение, проектная деятельность, игровая деятельность.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётного проекта, который позволит определить
общую идею прочитанной книги для чтения, осветить точки зрения учащихся на произведение,
персонажей и основные сюжетные линии. Возможна и презентация самостоятельно созданных
комиксов.
Актуальность данной программы обусловлена соответствием её содержания требованиям
Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования
и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Использование при изучении французского языка предлагаемых книг для чтения полностью отвечает
требованиям как современной системы обучения иностранным языкам в России, так и Совета
Европы в области преподавания иностранных языков.
Новизна данной программы состоит в комплексном подходе к обучению, который позволяет
развить не только умения в чтении, но и в других видах речевой деятельности, что позволит сделать
занятия интегрированными, увлекательными, мотивирующими к дальнейшему, в том числе
самостоятельному, изучению французского языка и чтению художественной литературы.
 Цель и задачи программы
Основная цель программы заключается в системном развитии у учащихся основной школы
умений чтения франкоязычных литературных текстов в условиях интеграции всех видов речевой
деятельности. Эта цель предполагает взаимосвязанное коммуникативное, социокультурное и
социолингвистическое развитие учащихся средствами иностранного языка в процессе их подготовки
к межкультурному общению.
Содержание и принципы построения данной программы позволяют достичь следующих
общеобразовательных и воспитательных целей:


осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования в
рамках учебного предмета «французский язык»;



повысить общий уровень владения французским языком;



развить индивидуальность каждого ребёнка во время внеурочной деятельности;



формировать личность обучающегося, что является
самоопределения в той или иной социокульурной ситуации;

принципиальным

условием

7



более полно выявить индивидуальные способности, интересы, увлечения детей;



расширить возможности социализации учащихся;



обеспечить духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
 Планируемые результаты

Для достижения поставленной цели данная программа решает следующие задачи:
Предметные задачи заключаются в формировании и развитии умений и навыков обучаемых
во всех видах речевой деятельности и аспектах языка.
1) В области чтения: развивать у учащихся умения эффективного чтения на французском
языке. Для этого предполагается выполнение заданий на развитие умений ознакомительного,
поискового и изучающего чтения. В процессе работы над текстом важно обратить внимание
школьников на использование не только литературного, но и разговорного французского языка в
различных сферах жизнедеятельности и коммуникации.
2) В области аудирования: научить учащихся воспринимать аутентичный текст на
французском языке на слух. Учащимся предлагаются аудиозаписи рассказов. Кроме того, учащиеся
учатся воспринимать на слух чтение не только учителя, но и других обучающихся, развивая умение
выявлять и корректировать ошибки в их чтении. На послетекстовом этапе аудирования (после
прослушивания) учащиеся выполняют письменные упражнения в виде различных форм тестов и
устные упражнения на формирование умений монологических высказываний и обсуждений на
основе аргументированных личных мнений.
3) В области говорения: научить учащихся выстраивать основные типы монологических
(разного вида) и диалогических высказываний. Например, передавать основное содержание,
основную мысль прочитанного/услышанного, давать краткую характеристику персонажей,
описывать события, явления, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному,
воспроизвести текст в форме пересказа.
4) В области письма: обучать школьников построению письменных высказываний на основе
прочитанного литературного произведения, прослушанных аудиотекстов, предложенных образцов и
моделей или по плану.
5) В области лексики: развивать навыки распознавания и использования в речи новых
лексических единиц, расширять активный и пассивный словарный запас учащихся.
6) В области фонетики: развивать у учащихся фонематический слух и произносительные
навыки посредством прослушивания аутентичных аудиотекстов, посвящённых реальным жизненным
ситуациям и культурно-историческим событиям, имеющим место в литературных произведениях.
7) В области грамматики: с помощью разнообразных заданий развивать навыки
распознавания в связном тексте и использования в речи наиболее часто употребляемых
грамматических явлений и структур.
8) В области проектной деятельности данная программа предполагает работу в
сотрудничестве как один из наиболее оптимальных приемов обучения. После прочтения книги для
итоговой оценки знаний учащимся предлагается выполнить групповой проект с использованием всех
видов речевой деятельности.
Метапредметные задачи:


Развивать у учащихся навыки логически правильного изложения содержания прочитанного.
8



Развивать у учащихся критическое мышление, внимание, воображение, память.



Развивать у учащихся мотивацию к познанию и творчеству.



Актуализировать интеллектуально-творческий
образовательную активность.



Учить анализировать литературные произведения, вырабатывать собственное отношение к
ним.



Научить высказывать своё мнение, личностное отношение к обсуждаемому предмету.



Научить корректно отстаивать/оспаривать свою точку зрения и принимать противоположную.



Развивать у школьников коммуникативную компетенцию, включая умение взаимодействовать
с окружающими.



Приобщать учащихся к новому социальному опыту с помощью моделируемых ситуаций
общения и ролевых игр.



Развивать навыки исследовательской работы при выполнении проектных работ.



Развивать у учащихся навык самооценки выполненной работы.

потенциал

личности

учащегося,

его

Личностные задачи:


Воспитывать у учащихся уважение и интерес к литературным ценностям.



Интегрировать личность учащихся в мировую культуру.



Организовывать анализ прочитанного произведения на основе общих морально-нравственных
понятий (о добре и зле, должном и недопустимом).



Воспитывать уважение к отличительным особенностям жизни, культуры и традиций в других
странах и умение к ним адаптироваться.



Формировать у учащихся мотивацию к изучению французского языка с целью
самостоятельного приобщения к образцам франкоязыной художественной литературы,
самосовершенствования и дальнейшей самореализации.



Воспитывать у учащихся готовность и способность к духовному развитию.



Укреплять нравственность учащихся, основанную на духовных традициях, внутренней
установке личности поступать согласно своей совести.



Формировать у учащихся мотивацию к обучению и познанию.



Создавать условия для социального и культурного самоопределения учащегося.
 Формы проведения занятия



Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве).

 Самостоятельная работа.
 Работа в парах.
 Коллективные обсуждения и дискуссии.
 Групповая работа над проектами.
9

 Формы контроля и
подведения итогов реализации
образовательной программы внеурочной деятельности

дополнительной

 Фронтальная и индивидуальная проверка выполненной работы.
 Устные выступления по заданным темам.
 Тестовые задания.
 Итоговый проект. Презентация группового проекта.
 Читательская конференция с участием родителей учащихся.
 Календарный план работы
Уроки посвящены работе над рассказами из книги, каждому из которых посвящено 2 занятия: на
первом происходит первичное знакомство с содержанием текста с использованием разных видов
чтения (ознакомительного, поискового, изучающего), а также лексико-грамматические упражнения
по материалам текста; второе занятие посвящается упражнениям на аудирование и обсуждению
содержания текста с элементами диалогической и монологической речи.
Итоговые уроки включают задания на все виды речевой деятельности, помогают учащимся
восстановить сюжет, определить общую идею прочитанного произведения, используя активный
языковой материал.
Проект: Подготовка и презентация проектов даст учащимся возможность развить творческий
потенциал, в том числе художественные способности, воспитать командный дух, сформировать
умения написания письменных высказываний разных жанров, развить умения публичного
выступления, научит подростков работать в сотрудничестве. Проект может быть выполнен в форме
комиксов по прочитанным рассказам (по желанию).
В календарно-тематическом плане отражены темы, обсуждение которых предполагается на
материале рассказов из книги для чтения (выбор рассказов может варьироваться).

№
1
2
3

Тема
Представление, знакомство, описание внешности.
Представление, знакомство, описание внешности.
Школа. Школьные предметы. Дни недели.
Расписание уроков.
4 Школа. Школьные предметы. Дни недели.
Расписание уроков.
5 Семья.
6 Семья.
7 Домашние животные.
8 Домашние животные.
9 Режим дня. Время.
10 Режим дня. Время.
11 Дом, квартира.
12 Дом, квартира.

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10

13 Здоровье/болезни.
14 Здоровье/болезни.
15 Итоговый урок. Рождественские и новогодние
традиции Франции. Поздравительные открытки.
16 Итоговый урок. Рождественские и новогодние
традиции Франции. Рождественские песни (караоке).
17 Досуг: «Я иду в гости»/»Я принимаю гостей».
18 Досуг: «Я иду в гости»/»Я принимаю гостей».
19 Досуг: поход в музей.
20 Досуг: поход в музей.
21 Досуг: туризм.
22 Досуг: туризм.
23 Досуг: спорт.
24 Досуг: спорт.
25 Время. Распорядок дня.
26 Время. Распорядок дня.
27 Магазин.
28 Магазин.
29 Еда. Пищевые продукты.
30 Еда. Пищевые продукты.
31 Представление проектов.
32 Представление проектов.
33 Представление проектов.
34 Представление проектов.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Основные виды речевой деятельности при работе над главой книги (рассказом)
I. Аудирование: понимание выборочной информации. Типы заданий: определить верность
утверждения, расположить предложения в хронологическом порядке, соотнести персонажей с их
высказываниями, ответить устно на поставленные вопросы.
II. Чтение: понимание основного содержания прочитанного (ответы на вопросы по содержанию).
III. Говорение: ответы на поставленные вопросы, обсуждения в парах и в группах, дискуссии.
IV. Чтение: расположить отрывки текстов в нужном порядке, заполнить пропуски в тексте
недостающими словами, исправить фактические ошибки в тексте, соединить фрагменты текстов с
соответствующими иллюстрациями, ответить на вопросы после прочтения текста;
V. Говорение: краткие монологические высказывания – обосновать свою точку зрения, устно описать
персонажа книги, ответить на вопросы по картинке, пересказать текст своими словами или от лица
кого-то из персонажей; разыграть предложенный диалог по ролям, составить в парах диалог по
образцу или используя предложенные фразы, конструкции и разыграть его по ролям;
VI. Лексика: соотнести слова и картинки, слова и их дефиниции, найти синонимы, соединить
идиомы, устойчивые выражения и их определения;
11

VII. Грамматика: составление грамматически правильных конструкций из предложенных слов,
задания на их распознавание и использование в речи.
8. Условия реализации программы и планируемые результаты обучения
В основу программы положены системно-деятельностный, личностно-ориентированный,
дифференцированный подходы в обучении французскому языку – главенствующие принципы,
согласно основным идеям и положениям ФГОС основного общего образования.
Работа с книгами для чтения предполагает развитие лексико-грамматических навыков и
умений во всех видах речевой деятельности с помощью системы упражнений. В основе программы
лежат следующие принципы:


интеграция всех видов речевой деятельности;



коммуникативная направленность заданий;



контекстуальное введение лексики;



тематика предложенных материалов для чтения соответствует возрасту, интересам и уровню
языковой подготовки учащихся.
Дифференциация обучения по данной программе заключается, в частности, в том, что у

учителя и учащихся всегда есть выбор, начиная с выбора рассказа для чтения и заканчивая
заданиями, которые можно выполнять в разном порядке с учётом индивидуальных особенностей
обучающихся. Проектные работы также предлагаются на выбор и предполагают большую свободу
со стороны учащихся и учителя.
В программу обучения включены дискуссии, обсуждения, диспуты, которые развивают
разговорные умения школьников, в том числе неподготовленные высказывания с опорой на личные
мнения, суждения, ценностные ориентации. Подготовка и презентация проектов после прочтения
произведения даёт большие возможности для развития творческого потенциала, креативности,
воображения учащихся. Важен воспитательный момент: в процессе коммуникации на основе
прочитанной книги у учащихся формируются нравственные и моральные ценности.
В рамках реализации программы учащиеся, в соответствии с полученными языковыми и
социокультурными знаниями, коммуникативными умениями смогут:


эффективно работать в паре, группе, команде, вместе находить решения поставленной
проблемы;



свободно высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме, доказывать и отстаивать её, в
то же время принимая другие мнения;



разрабатывать проекты (в том числе с использованием информационных технологий) и
участвовать в их устных презентациях.

9. Учебно-методическое обеспечение
12

- Маленький Николя. Книга для чтения на французском языке. - СПб: «Каро», 2014 (Адаптация
текста, задания и словарь С.В. Желтухиной).
- Перемены маленького Николя. Книга для чтения на французском языке. Госинни Р. - М.: «Миртапринт», 2016.
- Французский с улыбкой. Маленький Николя Рене Госинни. Метод обучающего чтения Ильи
Франка. - М.: «Восточная книга», 2013.
- Госинни Р., Сампе Ж.-Ж. Всё о малыше Николя. Рассказы. - М.: «Махаон», 2016.
- IMAV éditions www.petitnicolas.com
- French Club www.frenchclub.ru Медиа-библиотека
11. Список рекомендуемой литературы
1. Теоретические источники и интернет-ресурсы (для учителя)
 Григорьев Д.В.

Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:

пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
 Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011. – 24 с.
 Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.:
Просвещение, 2011. – 192 с.
 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная
школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с.


Примерные

программы

основного

общего

образования

по

учебным

предметам.

Иностранный язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 144 с.


Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /

под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с.
 Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли.
Система заданий : пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 159
с.
 Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М.
Кондакова. – М.: Просвещение, 2011. – 59 с.
 Федеральный портал Российское образование http://www.edu.ru

–

нормативные

документы, программы элективных курсов.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».