МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования администрации города Екатеринбурга МАОУ Лицей № 110 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры обществознания Заместитель директора Директор __________ /О.Л. Софрина __________/И.И. Сметанин Протокол №1 от 23.08.2024. 26.08.2024 Приказ №121-К от 30.08.2024 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Практическая география» для обучающихся 10-11 классов Екатеринбург, 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность программы заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний по географии. Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся получат возможность познакомиться и овладеть научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни. Важную роль играют географические карты в преподавании географии. Использование их как наглядного материала, и работа с ними как важными источниками географических знаний способствует развитию у воспитанников пространственного воображения, географического мышления. Практические работы, построенные на основе географических карт, или с их созданием, активизируют учебную деятельность обучающихся. В последние годы в школе развивается направление, связанное с развитием первичных научных умений и навыков наиболее подготовленных обучающихся. В этом плане картография, картографирование территориального размещения различных объектов и явлений, анализ получившихся картографических материалов может служить примером реальных научных результатов деятельности обучающихся. Максимально широкий спектр возможных творческих и познавательных способствует развитию у детей различных умений и навыков для исследовательской работы. В программу включается изучение теоретических вопросов, направленных на систематизацию и обобщение имеющихся базовых знаний. Цель курса: формирование знаний и представлений об истории создания географических карт, об образах территории и явлениях, изображаемых на карте, а также навыков работы с картографическими произведениями и умений решать по картам учебные, научные и прикладные задачи Задачи: формирование интереса школьников к изучению географии, формирование у них широких представлений о географической картине мира; сформировать знания об образах территории и явлениях, изображаемых на картах; развитие географического мышления; формирование картографической грамотности и географической культуры; развитие творческих способностей, исследовательской активности обучающихсяв при работе с различными источниками географической информации, при использовании приборов и др. расширение знаний обучающихся по знанию географической карты, умению её читать; активизировать самостоятельную познавательную деятельность при выполнении блока самостоятельных заданий по данному курсу. Новизна и отличительные особенности программы. Новизна данной программы заключается в том, что практические навыки отрабатываются в доступной для обучающихся форме, что позволит через практическую составляющую прикладного курса осознанно воспринимать материал. Возраст обучающихся по программе: 16-17 лет (обучающиеся 10 класса). Срок реализации программы: 9 месяцев. Формы и режим занятий: Работа по данной программе предполагает очные групповые занятия в одновозрастной группе 1 час в неделю. Формы и методы работы: научные, проблемные, мотивация на успех, реализация возможностей через аналитическую и поисковую работу. Средства обучения: учебные карты, контурные карты, глобусы, атласы для 611 классов. Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы: В результате выполнения программы предусматривается активизация инициативы и творчества обучающихся, повышение географических знаний, умений и навыков. Программа предполагает в целом повышение интереса воспитанников к предмету. Проверка знаний, умений и навыков проводится посредством общешкольных мероприятий, школьных олимпиад, участия в конкурсах. Цели изучения географии на в средней школе направлены на: 1) воспитание чувства патриотизма, взаимопонимания с другими народами, уважения культуры разных стран и регионов мира, ценностных ориентаций личности посредством ознакомления с важнейшими проблемами современности, c ролью России как составной части мирового сообщества; 2) воспитание экологической культуры на основе приобретения знаний о взаимосвязи природы, населения и хозяйства на глобальном, региональном и локальном уровнях и формирование ценностного отношения к проблемам взаимодействия человека и общества; 3) формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира, завершение формирования основ географической культуры; 4) развитие познавательных интересов, навыков самопознания, интеллектуальных и творческих способностей в процессе овладения комплексом географических знаний и умений, направленных на использование их в реальной действительности; 5) приобретение опыта разнообразной деятельности, направленной на достижение целей устойчивого развития. Механизм выявления образовательных результатов программы: Формы и содержание итоговых занятий: Оценка эффективности работы: Входящий контроль: определение уровня знаний, умений, навыков ,практических работ, тестирование. Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы. Текущий контроль: самостоятельная работа, практическая работа, тестирование, творческая работа, наблюдение. Итоговый контроль: тестирование. Формы контроля знаний: устный опрос; письменная работа; тестовый; практическая работа. Устный опрос: позволяет проверять правильность, полноту и глубину усвоения материала. Эта форма опроса даёт возможность непосредственно вступить в контакт с воспитанником, быстро и своевременно выявить уровень его знаний, всесторонне проверить его, а также изучить индивидуальные особенности личности школьника (сообразительность, выдержку, самооценку и др.). Письменный контроль: написание реферата, рассказа. Позволяет оценить полноту раскрытия темы, все ли задания выполнены, аккуратность выполнения, наличие схем, рисунков при необходимости. Тестовый контроль: эта форма контроля позволяет оперативно получать информацию о том, как усвоен материал обучающимися; результаты быстро обрабатываются, охват обучающихся 100 %. Практическая работа: позволяет проверить не только умения обучающихся применять знания при выполнении практических работ, но и умение пользоваться таблицами, картами, схемами и другими источниками информации. Критерии оценки учебных результатов программы: Оценка качества дополнительного образования осуществляется как по бальной системе (от 3 до 10), так и с помощью оценочных суждений (рецензия). Низкий уровень знаний (от 3 до 5 баллов) Средний уровень знаний (от 6 до 8 баллов) Высокий уровень знаний (от 9 до 10 баллов) Критерии оценивания устных ответов обучающихся. Высокий уровень: если логически и последовательно раскрыт ответ на вопрос, самостоятельно обоснован и проиллюстрирован, сделан вывод, во время ответа использовалась научная терминология. Средний уровень: если при правильном ответе воспитанник не способен самостоятельно и полно обосновать его. Низкий уровень: если обучающийся даёт не точный или не полный ответ на поставленный вопрос, не правильно произносит географические термины, не может точно сформулировать, обосновать свой ответ, показать объекты на карте. Критерии оценивания практических умений обучающихся Оценка выполнения практических и самостоятельных работ. Высокий уровень: практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающийся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно. Средний уровень: практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата Использованы указанные педагогом источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы. Низкий уровень: практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью педагога или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу обучающихся. Обучающиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами. Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний Высокий уровень: правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы. Средний уровень: правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов. Низкий уровень: правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов. Способы фиксации учебных результатов программы: Результаты проверки фиксируются в зачётном листе (журнале) учителя. Методы выявления результатов воспитания: К основным методам относятся педагогическое наблюдение за обучающимися, беседы, направленные на выявление воспитанности, опросы (устные, анкетные и др.), анализ творческих работ, создание ситуаций для изучения поведения у воспитанников (например - игра). Во время игры педагог может увидеть, как воспитанники способны доброжелательно относиться друг к другу, соревноваться, не проявляя агрессии, уметь проигрывать, брать на себя ответственность, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. При работе в группе педагог обращает внимание на взаимоотношения обучающихся между собой и анализирует ответственность и значимость каждого при выполнении определённого задания. Методы выявления результатов развития: К основным методам относятся: анализ результатов участия обучающихся в конференциях, защите проектов, активности обучающихся на занятиях. Выполнение воспитанниками различных творческих работ (мини – проектов) позволяет педагогу сделать вывод как дети овладели составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Для выявления уровня самостоятельной познавательной активности использую методы наблюдения, индивидуальную беседу с обучающимися, анкетирование. Формы подведения итогов реализации программы: творческие задания. публичные выступления. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС № п/ п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всег о Контрольн ые работы Практическ ие работы Раздел 1. ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА 1.1 Новые географические методы. Входной контроль. 1 1 1.2 Географическая культура. Биография В. П. Максаковского, труд «Географическая картина мира» основные положения 1 1 Итого по разделу 2 Раздел 2. Раздел. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ 2.1 Географическая среда. Практическая работа «Оценка состояния природной среды на разных этапах развития общества» 1 1 2.2 Естественный и антропогенный ландшафты. Практическая работа «География природноантропогенных и и антропогенных ландшафтов» 1 1 2.3 Загрязнение и охрана окружающей среды. Практическая работа «География экологических 1 0,5 Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы проблем» 2.4 Природные ресурсы и их виды. Практическая работа «География основных типов природных ресурсов», «Оценка ресурсообеспеченнос ти» Итого по разделу 2 2 6 Раздел 3. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА 3.1 Политическая география и геополитика. Геополитические теории. 1 3.2 Классификации и типология стран мира. Практическая работа «Группировки стран мира», «Политические объединения на карте мира» 2 Итого по разделу 2 3 Раздел 4. Раздел. НАСЕЛЕНИЕ МИРА 4.1 Численность и воспроизводство населения. Практическая работа «Решение демографических задач», «Решение заданий ЕГЭ» 2 4.2 Состав и структура населения. Языковые семьи и народы мира. Религиозный состав населения 2 4.3 Размещение населения. Практическая работа 2 2 2 «Решение демографических задач», «Уровни урбанизации стран мира» 4.4 Качество жизни населения. Практическая работа «Расчёт индекса человеческого развития стран мира» Итого по разделу 1 1 7 Раздел 5. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО 5.1 Состав и структура мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда. Практическая работа «Определение отраслей специализации стран мира», «Решение заданий ЕГЭ» 2 2 5.2 Международная экономическая интеграция и глобализация мировой экономики. Практическая работа «География международных экономических союзов» 1 1 5.3 География главных отраслей мирового хозяйства. Промышленность мира. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Мировой транспорт. Практические работы: 11 10 1. «Определение Стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственно й продукции» 2. «География ТЭК мира: основные центры, страны экспортеры и импортеры», 3. «География сельского хозяйства: основные районы выращивания культур», 4. «География мирового транспорта: транспортные узлы мира» 5. «География горнодобывающей промышленности» 6. «География металлургии: основные центры черной и цветной металлургии» 7. «География обрабатывающей промышленности» 8. «География машиностроения: центры тяжелого, точного машиностроения» 9. «География непроизводственной сферы» 10. «География мирового туризма» Итого по разделу 14 Резервное время 2 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 1 26.5