Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №110 им. Л. К. Гришиной РАССМОТРЕНО Педагогическим советом МАОУ лицей №110 им. Л. К. Гришиной Протокол № 1 от 28.08.2024 УТВЕРЖДЕНО Приказом № 36-О от 28.08.2024 МАОУ лицей №110 им. Л. К. Гришиной директор И. И. Сметанин РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Олимпиадный английский. Составитель: Иванова А.В., учитель английского языка МАОУ лицея № 110, ВКК НАПРАВЛЕНИЕ: ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 15-17 ЛЕТ СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 ГОД (66 часов) Екатеринбург, 2024 Содержание Пояснительная записка. ................................................................................................................................. 3 Структура и основное содержание ............................................................................................................... 5 Методические рекомендации по реализации учебной программы ......................................................... 5 Ожидаемые результаты ................................................................................................................................. 7 Тематическое планирование ......................................................................................................................... 8 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................................................................................. 10 Используемая литература ............................................................................................................................ 13 Пояснительная записка. Предлагаемый курс предназначен для учащихся старшей ступени обучения общеобразовательных школ проявляющих особый интерес к изучению английского языка. Известно, что олимпиадные задания - это всегда задания повышенного уровня, которые нелегко выполнить со стандартным запасом школьных знаний. Этапы Всероссийской олимпиады школьников позволяют провести отбор тех учащихся, у которых творческий потенциал сочетается с языковыми способностями, а знания необходимых языковых правил, явлений и реалий - с умением применить их на практике, поэтому возникает противоречие между потребностями учащихся и содержанием обучения, заложенном в федеральном стандарте. Данная программа рассматривается, как система использования английского языка в развитии индивидуальности школьника и направлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой самореализации. Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена анализом сложившейся ситуации в практике преподавания иностранного языка в общеобразовательной школе, которая позволяет выявить противоречия между: требованиями программы общеобразовательных учреждений и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; • условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал. • В процессе обучения по данному курсу учащиеся познакомятся с форматом олимпиады и будут практиковаться в выполнении олимпиадных заданий. Необходимость курса заключается в том, что его изучение поможет ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. Основная образовательная задача курса определяется, с одной стороны, требованиями стандарта по иностранным языкам, а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к участию в олимпиадах по иностранным языкам. Отличительной особенностью предлагаемого курса является разнообразие практических работ для закрепления полученных знаний и формирования навыков и умений, необходимых для успешного участия в олимпиаде. Программа предусматривает установление степени достижения итоговых результатов через систему контроля в форме тестирования учащихся в формате олимпиады. Данный курс способствует индивидуализации процесса обучения. Он ориентирован на удовлетворение потребностей обучающихся в изучении английского языка, способствует развитию познавательной активности обучающихся. Курс расширяет и углубляет знания по английскому языку, сохраняет интерес, осознание необходимости его дальнейшего изучения, повышает мотивацию. Цель программы - развитие индивидуальности школьников, предоставление возможности создать собственную образовательную траекторию, подготовка к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку. Программа имеет следующие развивающие и воспитательные цели: развитие социокультурной компетенции, а именно умения участвовать в коммуникации в соответствии с нормами, принятыми в обществе; • • воспитание способности к личному самоопределению; развитие межкультурной компетенции, а именно умения участвовать в межкультурной коммуникации, учитывая особенности других культур; • развитие умения достигать поставленной цели, при необходимости преодолевая возникающие препятствия; • • развитие компенсаторной компетенции; Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: • сформировать коммуникативные знания письменного и устного общения на английском языке; для изучить, повторить и обобщить материал по тем разделам грамматики и лексики, которые входят в основные части олимпиады; • • ознакомить с форматом олимпиады; • развивать гибкость, способность ориентироваться в типах олимпиадных заданий; сформировать определенные навыки и умения, необходимые для успешного выполнения олимпиадных заданий, а именно: в области говорения - обучать высказыванию по предложенной теме, аргументированно выражать своѐ мнение, обсуждать проблемы и предлагать решения, поддерживать разговор на общие темы, корректно ставить вопросы; в области письма учить писать связные тексты сложной структуры на различные • темы, излагать и обосновывать своѐ мнение по широкому кругу общекультурных и общественно значимых вопросов; в области аудирования - формировать умение слушать текст с пониманием общей идеи и с извлечением информации, с детальным пониманием; в области чтения - формировать умение читать тексты с пониманием общей идеи и с извлечением информации, с детальным пониманием; для развития компенсаторной компетенции развивать умения пользоваться языковой и контекстуальной догадкой; • • научить анализировать и объективно результаты собственной учебной деятельности; оценивать Структура и основное содержание Данная программа рассчитана на 2 часа в неделю. Целевая аудитория: обучающиеся 9 — 11х классов. Тематическое планирование составлено на 66 учебных часов. В основе программы лежат следующие методические принципы: • интеграция основных речевых умений и навыков; • последовательное развитие основных речевых умений и навыков; • применение полученных умений и навыков на практике в ходе выполнения олимпиадных заданий; • коммуникативная направленность заданий; материалы программы соответствуют интересам и уровню языковой подготовки учащихся. • возрасту, Организация учебного процесса предусматривает проведение теоретических и практических занятий. Методические рекомендации по реализации учебной программы Данный курс предполагает, что учитель хорошо знаком с форматом олимпиады, требованиями к выполнению заданий и критериями их оценки. Рекомендуется активно использовать в работе имеющийся опыт и знания учащихся, предоставлять им возможность самим проанализировать качество выполнения заданий. Необходимо также уделять внимание определенным олимпиадным стратегиям, позволяющим учащимся решать поставленную перед ними задачу в случае возникновения трудности. Программа может быть расширена за счет привлечения дополнительного материала для проведения тренингов или сокращена за счет уменьшения времени на объяснение лексико-грамматического материала при хорошей подготовке учащихся. Возможно предложить учащимся дополнительные тренировочные задания для самостоятельной работы дома, при условии, что это для них не будет большой перегрузкой. Формы работы: парная, групповая, оценка и взаимооценка, анализ работ и др. Типы заданий: множественный выбор, установление соответствий, установка порядка следования событий в тексте, анализ текста, подстановка, перефразирование, составление плана, подбор синонимов, трансформация, ответы на вопросы, исправление ошибок. Оценивание знаний, умений и навыков В ходе работы по данной программе осуществляется контроль: Текущий - позволяющий судить об успехах учащихся (качество выполнения тренировочных заданий) 1. 2. Промежуточный - после каждого блока 3. Итоговый - дающий возможность оценить степень усвоения пройденного материала Основная задача контроля — объективное определение уровня владения обучаемыми иноязычным материалом на каждом этапе становления их навыков и умений, при этом объектом контроля в устной речи является как языковая форма сообщения, так и его содержание. Контроль проводится в форме выполнения заданий олимпиадного уровня. Форма организации образовательного процесса: групповая Виды занятий: ; творческие работы; презентации, электронная переписка; просмотр видео фильмов; обсуждение, дискуссия, практика перевода. Категория обучающихся, для которых актуальна программа: 1517 лет. Набор обучающихся в группу проводится без предварительного отбора. Программа построена с учетом психофизических особенностей. Количество в группе -10 человек. Объем программы: 66 часов Срок освоения: 33 недели, каникулярное время не входит. Режим занятий: 2 часа в неделю, 1 час – 40 минут. Ожидаемые результаты По итогам прохождения курса учащиеся должны: 1. Овладеть навыками выполнения олимпиадных заданий Listening Нужно проявить способность понимать аудиозаписи на английском языке Необходимо уметь: - понимать тексты повседневного и профессионального стиля - выбирать главные факты, опуская второстепенные; - выборочно понимать необходимую информацию с речи; опорой на языковую догадку, контекст. Reading Нужно продемонстрировать способность читать и понимать тексты по современной проблематике. Необходимо уметь понимать суть текста и справляться с незнакомыми словами и грамматическими структурами, отделять важную для понимания текста информацию от второстепенной, понимать позицию автора текста Use of English Нужно продемонстрировать соответствующий уровень владения лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в рамках программы средней школы и умение практически использовать его не только на уровне отдельного предложения, но и в более широком контексте Writing Нужно продемонстрировать умение писать простые связные тексты на известные или социально значимые темы, излагать и обосновывать свое мнение, умение обращаться с грамматическими структурами, использовать необходимый словарный запас, писать без ошибок и с правильной пунктуацией, правильно употреблять формулы речевого этикета Speaking Нужно продемонстрировать способность общаться на английском языке с другим участником олимпиады В рамках монолога необходимо уметь: - составить связное сообщение на известные или интересующие участника темы; - изложить и обосновать свое мнение; В рамках диалога необходимо уметь: начинать, вести и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, при необходимости переспрашивая, уточняя расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывать свое мнение, просьбу, отвечать на предложения собеседника согласием или отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал - рассказать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своей стране, городе и т.д. - Главным результатом является готовность учащихся к участию в олимпиаде. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам олимпиады. Тематическое планирование № п/п Дата (число/ме сяц/год) 1 7.09 2 14.09 3 21.09 4 28.09 5 5.10 6 12.10 7 19.10 8 26.10 9 9.11 Наименование темы/раздела Введение в программу Ознакомление с форматом Стратегия Аудирования Работа с тестовыми заданиями Задания на полное понимание прослушивания Задание на извлечение информации Тест на аудирования Стратегия выполнения задания Чтения Задания на понимание основного содержания Количество часов практи всего теория ка Формы аттестации/кон троля 2 2 0 2 0 2 2 0 2 2 0 2 2 0 2 2 0 2 2 0 2 2 0 2 2 0 2 взаимооценка 10 16.11 11 23.11 12 30.11 13 7.12 14 14.12 Задания на структурно-смысловые связи Задания на полное понимание прочитанного Тест Чтение Стратегия подготовки к Лексикограмматическим заданиям Видовременные формы глагола 21.12 15 16 28.12 17 11.01 18 18.01 19 20 Страдательный залог 25.01 1.02 21 8.02 22 15.02 23 22.02 24 1.03 25 15.03 26 22.03 27 28 28.04 5.04 29 12.04 30 19.04 31 26.04 32 10.05 33 17.05 34 24.05 ИТОГО Степени сравнения прилагательных Местоимения Множественное число сущ. Порядковые числительные Тестовые задания по грамматике Тестовые задания по словообразованию Устойчивые словосочетания, фразовые глаголы. Предлоги, союзы Сложные существительные Тестовые задания на сочетание лексических единиц Стратегия выполнения задания Письмо Эссе Отзыв Сочинение истории по картинкам Доклад Стратегия подготовки к Говорению Речевые клише Практикум по выполнению устной части Анализ ошибок. Рефлексия 66 2 0 2 2 0 2 зачет 2 0 2 2 0 2 2 0 2 2 0 2 2 0 2 2 0 2 2 0 2 2 0 2 2 0 2 2 0 2 2 0 2 2 0 2 2 0 2 2 0 2 2 0 2 2 0 0 2 0 2 0 2 0 2 0 1 0 1 0 2 взаимопр оверка 2 2 2 2 Критериальное 2 оценивание 2 2 2 2 64 Взаимопроверка СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема 1. Введение в программу. Теория Знакомство с программой. Знакомство с требованиями, форматом и методами работы. Тема 2. Ознакомление с форматом. Практика: Обучающиеся знакомятся с форматом заданий. Тема 3. Стратегия Аудирования Практика: Обучающиеся на практических примерах разбирают наиболее эффективные методы и способы выполнения аудирования. Тема 4. Работа с тестовыми заданиями Практика: Обучающиеся выполняют тестовые задания на понимание основного смысла услышанного с последующим анализом типичных ошибок. Тема 5. Полное понимание прослушанного Практика: Обучающиеся выполняют задание на извлечение конкретной информации с последующим анализом. Тема 6. Извлечение информации. Практика: Обучающиеся выполняют задания, применяя различные методы анализы полученной информации с последующим анализом ошибок. Тема 7. Тест на аудирование. Практика: Обучающиеся выполняют раздел на понимание услышанного. Осуществляют самопроверку, аналиируют ошибки. Тема 8. Стратегии выполнения задания чтения Практика: Обучающиеся учатся работать с инструкцией, анализиуют разные стратегии выполнения задания. Тема 9. Задания на понимание основного содержания. Практика: Обучающиеся выполняют задания на понимание основного содержания с последующим анализом. Тема 10. Структурно-смысловые связи. Практика: Обучающиеся выполняют задания с последующим анализом. Тема 11. Задания на полное понимание прочитанного. Практика: Обучающиеся выполняют задание с последующим анализом. Тема 12. Тест. Чтение. Практика: Обучающиеся выполняют задания на анализ прочитанного с последующей рефлексией.. Тема 13. Стратегия подготовки к лексико-грамматическим заданиям. Практика: Обучающиеся на основе текстов заполняют таблицу. Тема 14. Видовременные формы глагола. Практика: Обучающиеся в помощью приложения kahoot употребляют в речи лексику по теме. Тема 15. Страдательный залог. Практика: Обучающиеся выполняют задания на употребление страдательного залога в письменной речи. Тема 16. Степени сравнения прилагательных. Практика: Обучающиеся с помощью клише составляют сравнения. Тема 17. Местоимения Практика: Обучающиеся в приложении kahoot используют местоимения. Тема 18. Множественное число существителных. Практика: Обучающиеся составляют таблицу исключений из правил. Тема 19. Порядковые числительные Практика: Обучающиеся в приложении KAHOOT выполняют задания на использования в реяи порядковых числительных. Тема 20. Тестовые задания по грамматике. Практика: Обучающиеся выполняют грамматические задания олимпиад прошлых лет. Тема 21. Тстовые задания по словообразованию. Практика: Обучающиеся в приложении Kahoot выплняют задания на словообразование. Тема 22. Устойчивые словосочетания, фразовые глаголы. Практика: Обучающиеся составляют словарь устойчивых выражений повышенного уровня сложности по лексическим темам.. Тема 23. Предлоги, союзы. Практика: Обучающиеся выполняют задания из олимпиад регионального уровня на подставление предлогов и союзов. Тема 24. Сложные существительные. Обучающиеся в приложении знакомятся со сложными существительными. Тема 25. Тестовые задания на сочетание лексических единиц. Обучающиеся выполняют сравнительный анализ с помощью толковых словарей на сиспользования лексических единиц повышенной сложности.. Тема 26.Стратегия выполнения задания. Письмо. Обучающиеся составляют и анализируют письмо личного характера. Тема 27. Эссе. Обучающиеся составляют и проверяют по критериям эссе. Тема 28. Отзыв. Обучающиеся составляют и оценивают по критериям отзыв. Тема 29. Сочинение истории по вартинкам. Обучающиеся на основе картинок по плану придумывают сюжет, истории. Записывают, оценивают по критериям. Тема 30. Доклад. Обучающиеся на основе графиков составляют доклад, используют еобходимые клише, оценивают по критериям. Тема 31. Стратегия подготовки к Говорению. Обучающиеся прослушивают записи ответов, оценивают по критериям. Тема 32. Речевые клише. Обучающиеся в группах составляют список речевых клише по темам Тема 33.Практикум по выполнению устной части.. Обучающиеся на станции записи устных ответов выполняют задания устной части.. Тема 34. Анализ ошибок. Рефлексия. Обучающиеся анализируют частые ошибки. Раздел 5. Организационно-педагогические условия реализации программы 1. Учебный кабинет № 105 2. ПК (монитор+системный блок+клавиатура+мышь+колонки) 3. Мультимедийное оборудование (телевизор, подключенный к компьютеру) Используемая литература Английский язык. Всероссийские олимпиады. Выпуск 1. Авторысоставители: Ю.Б. Курасовская, А.И. Усманова, JI.A. Городецкая Москва, Просвещение, 2011. Клековкина Е., Манн М., Тейлор-Ноулз С. Учебное пособие«Ьа8егВ2»./Оксфорд: Макмиллан, 2011. Клековкина Е., Манн М., Тейлор-Ноулз С. Сборник тестов для подготовки к единому государственному экзамену по английскому языку./Оксфорд: Макмиллан, 2011. - 247 с. Клековкина Е., Манн М., Тейлор-Ноулз С. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: Чтение. Письмо./Оксфорд: Макмиллан, 2011. Клековкина Е., Манн М., Тейлор-Ноулз С. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: Говорение. Аудирование./Оксфорд: Макмиллан, 2011.