Рабочая программа учебного предмета ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5-9 класс

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования администрации города Екатеринбурга
МАОУ лицей № 110

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

Заместитель директора

Директор

словесности

__________ /О.Л. Софрина

_________/ И.И. Сметанин

Протокол №1 от 23.08.2024.

26.08.2023

Приказ №121-К
от 30.08.24

Рабочая программа учебного предмета
«Практикум по русскому языку»
Для обучающихся 5--9 классов.

Екатеринбург
2024

Рабочая программа курса «Практикум по русскому языку» для 5-9 классов
1. Планируемые результаты обучения
Личностные результаты
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского
народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и
моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,
гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты
1) познавательные – владение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание
информации устного и письменного сообщения, владение разными видами чтения, способность
извлекать информацию из различных источников, овладение приемами отбора и систематизации
материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения
или аудирования); применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам,
применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
2) регулятивные – способность определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
3) коммуникативные – способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом; коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях;
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской
Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи
языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей
личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
 адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
 владение разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов
разных стилей и жанров;
 владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы);
 способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в
том числе и на электронных носителях;
 умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к
определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
 умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с
заданной степенью свернутости (план, тезисы);
 способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме
и др.); адекватно выражать свое отношение к прочитанному;
 соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное

использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии
и пунктуации;
 осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее
содержания, языкового оформления и эффективности в достижении
поставленных
коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять
их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое
общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функциональносмысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный,
лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения: анализ
текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка.
2.
Содержание курса
Раздел 1. Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема,
основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического
членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста.
План и тезисы как виды информационной переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к
функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части, составление его плана.
Раздел 2. Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в
речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
2. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих,
твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей
произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической
правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.
Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 3. Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и
мягкости согласных. Способы обозначения [j’].
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова.
Раздел 4. Морфемика и словообразование
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы образования слов: приставочный,
суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из
одной части речи в другую.
Словообразовательный и морфемный словари.
2. Проведение морфемного разбора слов.
Определение основных способов словообразования.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Раздел 5. Лексикология и фразеология.
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов
как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русские и заимствованные слова.
Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы,
неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова.
Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Фразеологические словари.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения ее активного и
пассивного запаса, происхождение сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической
принадлежности.
Раздел 6. Морфология
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и
синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного,
местоимения, глагола.
Омонимия слов разных частей речи.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и
синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное
употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 7. Синтаксис
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа
предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространенные и
нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры.
Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 8. Правописание: орфография и пунктуация.
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем, правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Употребление прописной и строчной буквы.
Перенос слов. Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложненном предложении.
Знаки препинания в простом осложненном предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных
орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемнословообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора
на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в
предложении.

Календарно-тематическое планирование 5 класс
N
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема занятия
Текст. Тема, основная мысль и микротемы текста. Типы речи. План текста
Фонетика. Фонетический разбор слова. Орфоэпия. Графика
Лексикология и фразеология.
Морфемика. Морфемный разбор слова. Словообразование
Морфология. Морфологический разбор слова
Синтаксис. Синтаксический разбор простого и сложного предложения
Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова
Правописание чередующихся гласных в корне слова
Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова
Правописание непроизносимых согласных в корне слова
Правописание гласных и согласных в корне слова. Практикум
Правописание О-Ё-Е после шипящих и Ц
Правописание И-Ы после Ц
Разделительный Ь и Ъ
Ь после шипящих на конце слова для обозначения грамматической формы слова
Правописание приставок, не изменяющихся на письме. Приставки на З (С).
Буквы И-Ы на стыке приставки и корня
Правописание приставок. Практикум
Правописание суффиксов имён существительных
Правописание суффиксов имён прилагательных
Правописание суффиксов глаголов. Гласная перед - Л в суффиксах глаголов
Правописание суффиксов. Практикум
Правописание окончаний существительных
Правописание окончаний прилагательных
Правописание окончаний глаголов
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи
Тире между подлежащим и сказуемым
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Обобщающие слова при однородных членах предложения
Знаки препинания в предложениях с обращениями
Знаки препинания в сложных предложениях
Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Комплексный анализ текста
Комплексный анализ текста

Часы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Календарно-тематическое планирование 7 класс
N
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема занятия
Текст. Тема, основная мысль и микротемы текста. Типы речи. План текста
Фонетика. Фонетический разбор слова. Орфоэпия. Графика
Лексикология и фразеология. Лексический разбор слова
Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разборы
Морфология. Морфологический разбор слова
Синтаксис. Синтаксический разбор простого и сложного предложения
Правописание гласных в корне слова. Правописание согласных в корне слова
Правописание приставок
Правописание О-Ё-Е после шипящих и Ц
Правописание И-Ы после Ц. Разделительный Ь и Ъ
Ь после шипящих на конце слова для обозначения грамматической формы слова
Правописание суффиксов
Правописание окончаний
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи.
Правописание служебных частей речи
Знаки препинания в простом осложненном предложении
Знаки препинания в сложных предложениях. Знаки препинания в
предложениях с прямой речью

Часы
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Календарно-тематическое планирование. 8 класс
N
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Дата

Тема занятия
Текст. Тема, основная мысль и микротемы текста. Типы речи. План текста
Фонетика. Лексикология и фразеология.
Морфемика и словообразование. Морфология
Синтаксис. Синтаксический разбор простого и сложного предложения
Правописание приставок
Правописание суффиксов имён существительных и имён прилагательных
Правописание глаголов. Гласная перед - Л
в суффиксах глаголов.
Правописание суффиксов причастий и деепричастий
Правописание наречий

Правописание н и нн в разных частях речи
Правописание окончаний разных частей речи
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи
Слитные и дефисные написания слов разных частей речи

Правописание служебных частей речи
Тире между подлежащим и сказуемым. Запятая в сложном предложении
Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обращениями
Знаки препинания в предложениях с вводными словами и обособленными
членами
Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Часы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Календарно-тематическое планирование 9 класс
N
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема занятия
Текст. Тема, основная мысль и микротемы текста. Типы речи. План текста
Фонетика. Фонетический разбор слова. Орфоэпия. Графика
Лексикология и фразеология. Лексический разбор слова
Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разборы
Морфология. Морфологический разбор слова
Синтаксис. Синтаксический разбор простого и сложного предложения
Правописание гласных в корне слова. Правописание согласных в корне слова
Правописание приставок
Правописание О-Ё-Е после шипящих и Ц
Правописание И-Ы после Ц. Разделительный Ь и Ъ
Ь после шипящих на конце слова для обозначения грамматической формы слова
Правописание суффиксов
Правописание окончаний
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи.
Правописание служебных частей речи
Знаки препинания в простом осложненном предложении
Знаки препинания в сложных предложениях. Знаки препинания в
предложениях с прямой речью

Часы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Приморского края
Артемовский городской округ
МБОУ СОШ № 10

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО

Зам. директора по УВР

Директор

Бурковская Е. Г.

Гуляева С. М.

Сергеенко О. Л.

«31» августа 2023 г.

«31» августа 2023 г.

Приказ №84 от «31» августа
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Бурковской Е. Г., Гордюшиной Л. А., Дергуновой Е. К.
учебного курса «Практикум по русскому языку»
для обучающихся 5, 7-9 классов

Артем 2023 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».