Рабочая программа учебного предмета ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ 5-7 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования администрации города Екатеринбурга
МАОУ Лицей № 110

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры
обществознания

Заместитель директора

Директор

__________ /О.Л. Софрина

__________/И.И. Сметанин

Протокол №1 от 23.08.2024.

26.08.2023

Приказ №121-К от 30.08.2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ»
для для основного общего образования
Срок освоения программы 3 года (5-7 класс)

Екатеринбург,2024

.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
2

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
Предметные результаты:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основных
закономерностях экономической жизни общества, основных экономических принципах
функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных
экономических отношений;
2) понимание сущности экономических институтов, их роли в социальноэкономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных
ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества;
3) овладение приемами поиска актуальной экономической информации в
различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и
оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую
информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
4) формирование у обучающихся экономического мышления: умения принимать
рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов,
оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего
окружения и общества в целом;
5) умение применять полученные знания и сформированные навыки для
эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя,
производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника,
работодателя, налогоплательщика);
6) понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение
ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.
2. Содержание учебного предмета
5 класс
Раздел 1. Экономика семьи
Что такое экономика. Основные проблемы экономики.
Семья глазами экономиста. Хозяйственная деятельность семьи.
Потребности человека и семьи.
Раздел 2. Семейное хозяйство
Элементы семейного хозяйства. Экономические показатели и финансовая
документация семейного хозяйства.
3

Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве.
Раздел 3. Бюджет семьи
Доходы и расходы семьи. Что такое бюджет семьи.
Что кладут в потребительскую корзину.
Зеркало мира: семейный бюджет в разных странах.
Раздел 4. Рачительный хозяин
Кто такой рачительный хозяин. Качества личности рачительного хозяина.
Секреты рачительного хозяина.
Раздел 5. Думающий покупатель
Покупатель и продавец.
Реклама и упаковка. Особенности маркировки товаров.
Секреты выбора товара.
Раздел 6. Семья и рынок
Экономические возможности семейного хозяйства.
Экономические связи семьи. Профессии членов твоей семьи и родственников.
6 класс
Раздел 1. Что изучает экономика школы
Что такое товары и услуги. Понятие экономики. Экономические блага. Товары и
услуги.
Как устроена экономика. Сфера распределения, сфера производства, сфера
обмена, сфера потребления. Доходы и расходы.
Экономика в твоей жизни. Издержки, выручка, прибыль, себестоимость. Расчет
затрат на примере производства изделия в домашнем хозяйстве.
Что такое экономика школы. Примеры и факты экономической жизни школы.
Связи предмета «Экономика» с другими школьными предметами.
Школа в экономике – экономика в школе. Значение образования с точки зрения
экономического блага. Налоги. Экономические связи школы.
Зачем школе ресурсы. Природные, трудовые и «капитальные» ресурсы. Ресурсы в
школе.
Альтернативные возможности использования ресурсов. Возобновляемые и не
возобновляемые ресурсы. Ресурсы-дополнители.
Что такое эффективность. Эффективность использования ресурсов. Результат.
Объем затрат.
Почему возникает выбор. Экономическая проблемы – неограниченность
потребностей, ограниченность ресурсов.
Экономические проблемы в школе.
Как правильно выбирать. Альтернативная стоимость. Цена выбора. Проблема
выбора.
Лесенка принятия решений. Метод выбора правильных решений (формулировка
проблемы, определение цели, поиск альтернатив, оценка альтернатив, выбор наилучшего
варианта).
Раздел 2. Школа и рынок
Обмен – основа рынка. Сущность обмена. Бартер. Обмен с помощью денег.
Зачем нужен рынок. Рыночные отношения. Конкуренция. Учстники рыночных
отношений.
4

Школа и рынок. Конкурентные и рыночные отношения образовательных
учреждений.
Что такое цена. Цена, деньги. От чего зависит цена товара.
Роль цены в школьной экономике. Решение задач.
Кто такой потребитель. Потребности, потребитель, блага. Кто такой
рациональный потребитель.
Почему школа – потребитель. Школа купила компьютер…
Раздел 3. Школа как производитель
Что такое производство. Производство. Материальное производство.
Производство услуг. Виды производства.
Школа – большое хозяйство. Школьное «производство». Правила школьного
«производства».
Что такое труд. Заработная плата. Специализация. Кооперация.
Какой труд нужен школе. Виды труда в школе. Организаторский труд в школе.
Кто такой предприниматель и что такое предпринимательство.
Предпринимательство в школе.
Доходы и расходы школы. Понятие бюджета. Сравнение расходов и доходов.
Бюджет школы. Планируемые расходы. Непредвиденные расходы.
Твоя роль в школьной экономике. Разработка мини-проектов. Защита минипроектов.
7 класс
Раздел 1. Потребности и их влияние на развитие города (села)
Почему
наши
потребности
относительно
ограничены.
«Пирамида
потребностей» по А. Маслоу. Основа и перспективы развития населенных пунктов.
Проблема ограниченности ресурсов и экономического выбора. Ресурсы.
Проблема экономический выбора. Альтернативный выбор.
Три главных вопроса экономики. Экономические системы: командноадминистративная. Рыночная экономика.
Раздел 2. Что мы называем экономикой «ближайшего окружения»
Магазины и рынки. Их функции и виды.
Подсобные и фермерские хозяйства. Натуральное хозяйство. Колхозы, совхозы,
фермерские хозяйства, подсобные и приусадебные участки.
Предприятия питания и бытового обслуживания. Сфера услуг, материальных и
нематериальных. Групповая проектная работа.
Промышленные предприятия (заводы и фабрики). Производство. Факторы
производства. Производственные затраты. Приватизация. Заработная плата работников.
Дом, в котором ты живешь.
Защита от преступников и внешних врагов. ФСБ. Вневедомственная охрана.
МЧС. Полиция. Частные охранные предприятия. Страховые компании. Защита
финансовых средств. Транспорт как потребность в защищенности. Легковой, личный,
служебный, грузовой транспорт. Метро. Маршрутное такси. Дальне пассажирские
перевозки.
Защита здоровья. Медицинские учреждения. Защита от нищеты.
Потребности в любви, дружбе и живом общении. Клубы по интересам. Кружки и
секции. Библиотека.
Средства связи и досуг как способ удовлетворения потребности в общении.
Почта и телеграф. Телефон. Сотовая связь. Интернет.
Образовательные учреждения. Виды и типы образовательных учреждений
5

Наука и искусство. Творчество как самовыражение.
Раздел 3. Хозяйство города (села)
Структура городского хозяйства. Объекты и субъекты собственности.
Управление хозяйством города. Самоуправление. Городская администрация.
Местное самоуправление. Субъекты местного самоуправления.
Бюджет города (села). Основные статьи доходов и расходов. Дотация. Субвенция.
Проблемы города (села). Социально-экономические проблемы. Финансовоэкономические проблемы. Эколого-экономические проблемы.
3. Тематическое планирование
5 класс
№
1

2

Наименование
разделов
Экономика
семьи

Семейное
хозяйство

3

Бюджет семьи

4

Рачительный
хозяин

5

Думающий
покупатель

6

Семья и рынок

Наименование тем
Что такое экономика
Основные проблемы экономики
Семья глазами экономиста
Хозяйственная деятельность семьи
Потребности человека и семьи
Элементы семейного хозяйства
Экономические показатели и финансовая
документация семейного хозяйства
Планирование, учет и контроль в семейном
хозяйстве
Доходы и расходы семьи.
Что такое бюджет семьи
Что кладут в потребительскую корзину
Зеркало мира: семейный бюджет в разных
странах
Кто такой рачительный хозяин
Качества личности рачительного хозяина
Секреты рачительного хозяина
Покупатель и продавец
Реклама и упаковка
Особенности маркировки товаров
Секреты выбора товара
Экономические возможности семейного
хозяйства
Экономические связи семьи
Профессии членов твоей семьи и родственников

ИТОГО

Количество
часов
2
2
1
1
2
1
1
2
2
1
2
2
1
2
1
1
2
2
1
2
1
2
34

6 класс
№
1.

Наименование
разделов
Что изучает
экономика
школы

Наименование тем
Что такое товары и услуги
Как устроена экономика
Экономика в твоей жизни

Количество
часов
1
1
2
6

№

Наименование
разделов

Наименование тем

Что такое экономика школы
Школа в экономике – экономика в школе
Зачем школе ресурсы
Альтернативные возможности использования
ресурсов
Что такое эффективность
Почему возникает выбор
Экономические проблемы в школе
Как правильно выбирать
Лесенка принятия решений
2.
Школа и рынок Обмен – основа рынка
Зачем нужен рынок
Школа и рынок
Что такое цена
Роль цены в школьной экономике
Кто такой потребитель
Почему школа – потребитель
3. Школа
как Что такое производство
производитель
Школа – большое хозяйство
Что такое труд
Какой труд нужен школе
Кто такой предприниматель и что такое
предпринимательство
Доходы и расходы школы
Бюджет школы. Твоя роль в школьной экономике
ИТОГО

Количество
часов
1
1
1
2
1
2
1
1
2
1
2
1
2
1
1
1
2
1
1
1
2
2
1
34

7 класс
№
1.

2.

Наименование
разделов
Потребности и
их влияние на
развитие города
(села)
Что мы
называем
экономикой
«ближайшего
окружения»

Наименование тем
Почему
наши
потребности
относительно
ограничены.
Проблема
ограниченности
ресурсов
и
экономического выбора.
Три главных вопроса экономики
Магазины и рынки. Их функции и виды
Подсобные и фермерские хозяйства
Предприятия питания и бытового обслуживания
Промышленные предприятия (заводы и фабрики)
Защита от преступников и внешних врагов.
Транспорт как потребность в защищенности
Защита здоровья. Медицинские учреждения.
Защита от нищеты
Потребности в любви, дружбе и живом общении
Средства
связи
и
досуг
как
способ
удовлетворения потребности в общении
Образовательные учреждения

Количество
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
7

3.

Хозяйство
города (села)

ИТОГО

Наука
и
искусство.
Творчество
самовыражение
Структура городского хозяйства
Управление хозяйством города
Бюджет города (села)
Проблемы города (села)

как

2
2
2
2
2
34

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».