МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования администрации города Екатеринбурга МАОУ Лицей № 110 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры обществознания Заместитель директора Директор __________ /О.Л. Софрина __________/И.И. Сметанин Протокол №1 от 23.08.2024. 26.08.2023 Приказ №121-К от 30.08.2024 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ» для для основного общего образования Срок освоения программы 3 года (5-7 класс) Екатеринбург,2024 . 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, 2 классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; Предметные результаты: 1) формирование у обучающихся личностных представлений об основных закономерностях экономической жизни общества, основных экономических принципах функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений; 2) понимание сущности экономических институтов, их роли в социальноэкономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; 3) овладение приемами поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни; 4) формирование у обучающихся экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом; 5) умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика); 6) понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире. 2. Содержание учебного предмета 5 класс Раздел 1. Экономика семьи Что такое экономика. Основные проблемы экономики. Семья глазами экономиста. Хозяйственная деятельность семьи. Потребности человека и семьи. Раздел 2. Семейное хозяйство Элементы семейного хозяйства. Экономические показатели и финансовая документация семейного хозяйства. 3 Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве. Раздел 3. Бюджет семьи Доходы и расходы семьи. Что такое бюджет семьи. Что кладут в потребительскую корзину. Зеркало мира: семейный бюджет в разных странах. Раздел 4. Рачительный хозяин Кто такой рачительный хозяин. Качества личности рачительного хозяина. Секреты рачительного хозяина. Раздел 5. Думающий покупатель Покупатель и продавец. Реклама и упаковка. Особенности маркировки товаров. Секреты выбора товара. Раздел 6. Семья и рынок Экономические возможности семейного хозяйства. Экономические связи семьи. Профессии членов твоей семьи и родственников. 6 класс Раздел 1. Что изучает экономика школы Что такое товары и услуги. Понятие экономики. Экономические блага. Товары и услуги. Как устроена экономика. Сфера распределения, сфера производства, сфера обмена, сфера потребления. Доходы и расходы. Экономика в твоей жизни. Издержки, выручка, прибыль, себестоимость. Расчет затрат на примере производства изделия в домашнем хозяйстве. Что такое экономика школы. Примеры и факты экономической жизни школы. Связи предмета «Экономика» с другими школьными предметами. Школа в экономике – экономика в школе. Значение образования с точки зрения экономического блага. Налоги. Экономические связи школы. Зачем школе ресурсы. Природные, трудовые и «капитальные» ресурсы. Ресурсы в школе. Альтернативные возможности использования ресурсов. Возобновляемые и не возобновляемые ресурсы. Ресурсы-дополнители. Что такое эффективность. Эффективность использования ресурсов. Результат. Объем затрат. Почему возникает выбор. Экономическая проблемы – неограниченность потребностей, ограниченность ресурсов. Экономические проблемы в школе. Как правильно выбирать. Альтернативная стоимость. Цена выбора. Проблема выбора. Лесенка принятия решений. Метод выбора правильных решений (формулировка проблемы, определение цели, поиск альтернатив, оценка альтернатив, выбор наилучшего варианта). Раздел 2. Школа и рынок Обмен – основа рынка. Сущность обмена. Бартер. Обмен с помощью денег. Зачем нужен рынок. Рыночные отношения. Конкуренция. Учстники рыночных отношений. 4 Школа и рынок. Конкурентные и рыночные отношения образовательных учреждений. Что такое цена. Цена, деньги. От чего зависит цена товара. Роль цены в школьной экономике. Решение задач. Кто такой потребитель. Потребности, потребитель, блага. Кто такой рациональный потребитель. Почему школа – потребитель. Школа купила компьютер… Раздел 3. Школа как производитель Что такое производство. Производство. Материальное производство. Производство услуг. Виды производства. Школа – большое хозяйство. Школьное «производство». Правила школьного «производства». Что такое труд. Заработная плата. Специализация. Кооперация. Какой труд нужен школе. Виды труда в школе. Организаторский труд в школе. Кто такой предприниматель и что такое предпринимательство. Предпринимательство в школе. Доходы и расходы школы. Понятие бюджета. Сравнение расходов и доходов. Бюджет школы. Планируемые расходы. Непредвиденные расходы. Твоя роль в школьной экономике. Разработка мини-проектов. Защита минипроектов. 7 класс Раздел 1. Потребности и их влияние на развитие города (села) Почему наши потребности относительно ограничены. «Пирамида потребностей» по А. Маслоу. Основа и перспективы развития населенных пунктов. Проблема ограниченности ресурсов и экономического выбора. Ресурсы. Проблема экономический выбора. Альтернативный выбор. Три главных вопроса экономики. Экономические системы: командноадминистративная. Рыночная экономика. Раздел 2. Что мы называем экономикой «ближайшего окружения» Магазины и рынки. Их функции и виды. Подсобные и фермерские хозяйства. Натуральное хозяйство. Колхозы, совхозы, фермерские хозяйства, подсобные и приусадебные участки. Предприятия питания и бытового обслуживания. Сфера услуг, материальных и нематериальных. Групповая проектная работа. Промышленные предприятия (заводы и фабрики). Производство. Факторы производства. Производственные затраты. Приватизация. Заработная плата работников. Дом, в котором ты живешь. Защита от преступников и внешних врагов. ФСБ. Вневедомственная охрана. МЧС. Полиция. Частные охранные предприятия. Страховые компании. Защита финансовых средств. Транспорт как потребность в защищенности. Легковой, личный, служебный, грузовой транспорт. Метро. Маршрутное такси. Дальне пассажирские перевозки. Защита здоровья. Медицинские учреждения. Защита от нищеты. Потребности в любви, дружбе и живом общении. Клубы по интересам. Кружки и секции. Библиотека. Средства связи и досуг как способ удовлетворения потребности в общении. Почта и телеграф. Телефон. Сотовая связь. Интернет. Образовательные учреждения. Виды и типы образовательных учреждений 5 Наука и искусство. Творчество как самовыражение. Раздел 3. Хозяйство города (села) Структура городского хозяйства. Объекты и субъекты собственности. Управление хозяйством города. Самоуправление. Городская администрация. Местное самоуправление. Субъекты местного самоуправления. Бюджет города (села). Основные статьи доходов и расходов. Дотация. Субвенция. Проблемы города (села). Социально-экономические проблемы. Финансовоэкономические проблемы. Эколого-экономические проблемы. 3. Тематическое планирование 5 класс № 1 2 Наименование разделов Экономика семьи Семейное хозяйство 3 Бюджет семьи 4 Рачительный хозяин 5 Думающий покупатель 6 Семья и рынок Наименование тем Что такое экономика Основные проблемы экономики Семья глазами экономиста Хозяйственная деятельность семьи Потребности человека и семьи Элементы семейного хозяйства Экономические показатели и финансовая документация семейного хозяйства Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве Доходы и расходы семьи. Что такое бюджет семьи Что кладут в потребительскую корзину Зеркало мира: семейный бюджет в разных странах Кто такой рачительный хозяин Качества личности рачительного хозяина Секреты рачительного хозяина Покупатель и продавец Реклама и упаковка Особенности маркировки товаров Секреты выбора товара Экономические возможности семейного хозяйства Экономические связи семьи Профессии членов твоей семьи и родственников ИТОГО Количество часов 2 2 1 1 2 1 1 2 2 1 2 2 1 2 1 1 2 2 1 2 1 2 34 6 класс № 1. Наименование разделов Что изучает экономика школы Наименование тем Что такое товары и услуги Как устроена экономика Экономика в твоей жизни Количество часов 1 1 2 6 № Наименование разделов Наименование тем Что такое экономика школы Школа в экономике – экономика в школе Зачем школе ресурсы Альтернативные возможности использования ресурсов Что такое эффективность Почему возникает выбор Экономические проблемы в школе Как правильно выбирать Лесенка принятия решений 2. Школа и рынок Обмен – основа рынка Зачем нужен рынок Школа и рынок Что такое цена Роль цены в школьной экономике Кто такой потребитель Почему школа – потребитель 3. Школа как Что такое производство производитель Школа – большое хозяйство Что такое труд Какой труд нужен школе Кто такой предприниматель и что такое предпринимательство Доходы и расходы школы Бюджет школы. Твоя роль в школьной экономике ИТОГО Количество часов 1 1 1 2 1 2 1 1 2 1 2 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 2 1 34 7 класс № 1. 2. Наименование разделов Потребности и их влияние на развитие города (села) Что мы называем экономикой «ближайшего окружения» Наименование тем Почему наши потребности относительно ограничены. Проблема ограниченности ресурсов и экономического выбора. Три главных вопроса экономики Магазины и рынки. Их функции и виды Подсобные и фермерские хозяйства Предприятия питания и бытового обслуживания Промышленные предприятия (заводы и фабрики) Защита от преступников и внешних врагов. Транспорт как потребность в защищенности Защита здоровья. Медицинские учреждения. Защита от нищеты Потребности в любви, дружбе и живом общении Средства связи и досуг как способ удовлетворения потребности в общении Образовательные учреждения Количество часов 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 7 3. Хозяйство города (села) ИТОГО Наука и искусство. Творчество самовыражение Структура городского хозяйства Управление хозяйством города Бюджет города (села) Проблемы города (села) как 2 2 2 2 2 34 8