_Школа подготовки наставников

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Лицей №110 им. Л.К. Гришиной

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ лицея № 110 им. Л.К.Гришиной
№ 152-К от 31.08.2023
Виноградовой И.Ю.

ПРИНЯТО
педагогическим советом
МАОУ лицея № 110
им. Л.К.Гришиной
протокол № 1 от 29.08.23

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Школа подготовки наставников»

Составитель: Воропаева Мария Дмитриевна,
педагог-психолог
МАОУ лицея № 110

г. Екатеринбург
2023-2024 гг.

1

Развитие системы отдыха и оздоровления детей рассматривается как
непременный показатель уровня социальной политики в отношении детей
Российской Федерации. ФЗ «Об образовании в РФ» определяет летнее
детское учреждение как «детское оздоровительно-образовательное
учреждение» в сфере летнего детского отдыха. Следует рассматривать
летний отдых школьников как дополнительное образование, поэтому
утверждены основы государственного регулирования и государственного
контроля организации отдыха и оздоровления детей, закрепляющие
основные цели и задачи. Результативность летней оздоровительной кампании
во многом определяется готовностью вожатых, педагогов-организаторов к
работе с детьми и подростками в условиях детских оздоровительных и
профильных лагерей.
Современные тенденции развития сферы отдыха и оздоровления детей
ориентированы на включение еѐ в систему непрерывного образования с
учетом уникальности данного социального института в становлении и
развитии обучающегося.
Летние каникулы – это время, когда дети имеют возможность
отдохнуть, снять психологическое напряжение, накопившееся за год.
Соответственно, задача оптимального сочетания образования и оздоровления
в сфере детского отдыха обозначена как актуальная и перспективная
стратегия развития данной сферы.
Современный детский оздоровительный лагерь выполняет важный
государственный заказ не только по оздоровлению, но и по разностороннему
развитию детей и подростков. Концепции организации летнего отдыха и
оздоровления детей и подростков рассматривают детский отдых в летних
оздоровительных лагерях не как особую, отдельную педагогическую систему
или методику, а как неотъемлемую составляющую всей жизнедеятельности
ребенка, где гармонично сочетаются духовно-эстетические, рациональнопознавательные, идейно-нравственные начала, это освоение жизни ребенком
самым непосредственным, естественным образом.
При организации летнего отдыха и оздоровления детей на базе
детского лагеря любого типа возможна реализация 3 моделей
наставничества:
1. Ребенок – ребенок.
2. Ребенок – вожатый.
Форма взаимодействия ребенок – ребенок
2

Цель данного вида наставничества – разносторонняя поддержка
воспитуемого со своими особыми интересами, потребностями и помощь в
адаптации к новым социальным условиям, развитие коммуникационных
навыков.
Задачи: помощь в реализации лидерского потенциала; улучшение
творческих, спортивных или образовательных результатов; развитие гибких
навыков и компетенций; создание комфортных условий внутри
образовательной среды; обучение межличностной коммуникации.
Юным участникам смены трудно выстраивать отношения друг с
другом, ведь они находятся рядом с совершенно незнакомыми ребятами по
24 часа в сутки: часто они не умеют договариваться, обижаются друг на
друга, ссорятся. Лучшие помощники в разрешение подобного рода
конфликтов это ребята из старших отрядов, которым в силу небольшой
разницы в возрасте еще близки те же переживания. Им проще понять истоки
поведения малышей и предложить решение сложившихся конфликтных
ситуаций.
Наставничество в ДОЛ по модели ребенок-ребенок – это действенная
форма работы, которая поможет решить многие задачи в нравственном
воспитании детей и привести к реальным результатам. Это эффективный
способ решать сложные проблемы отдельного человека, причем не только
младшего, но и старшего по возрасту. Помогая младшему участнику смены
обрести уверенность в своих силах и способностях, наставник, более
старший ребенок, и сам обучается новым социально значимым навыкам.
Форма взаимодействия вожатый – дети
Данная форма взаимодействия одна из самых классических, она
повторяет форму наставничества учитель/обучающийся, но с некоторыми
особенностями.
Вожатый должен строго выполнять правила внутреннего распорядка,
требования по охране жизни и здоровья детей, режим дня в лагере. Нести
персональную ответственность за жизнь и здоровье детей своего отряда.
Осуществлять педагогическую (воспитательную) и оздоровительную работу
с детьми отряда в соответствии с планом работы лагеря, выполнение
спортивно-оздоровительных программ лагеря совместно с воспитателем по
физической культуре и медработниками.
Вожатому отводится ведущая роль в создании коллектива, сплочении
детей, формировании актива отряда, и с этой целью ему также необходимо
завоевать авторитет детей, построить гармоничные отношения с коллегами.
Вожатый – это лидер и психолог, который может помочь своим
воспитанникам проявить себя.
3

Важно понимать разницу между педагогом и вожатым, для того чтобы
понять особенность наставнической работы вожатого с детьми. Педагог – это
человек, который отвечает за образование детей. Он осуществляет процесс
образования посредством обучения и воспитания. Хотя вожатый тоже
участвует в образовании детей, самое главное отличие вожатого от педагога
и самое большое его преимущество в субординации. Вожатый для ребенка,
прежде всего старший товарищ, друг, с которым можно поделиться
радостью, обратиться за советом в любую трудную минуту. Вожатый
использует в большей степени методы, которые в ситуации здесь и теперь
приносят ребенку радость: игры, соревнования, эстафеты, создание ситуаций
успеха для каждого ребенка, повышающие самооценку.
Современные дети – это поколение цифровой цивилизации. Во многом
их картину мира создает информация из сети интернет. Педагог, родители
перестали быть для них единственным источником информации, поэтому
вожатому важно понимать возрастные особенности детей, которые будут
находиться в его отряде, чтобы построить с ними диалог и стать на период
смены другом, товарищем и наставником.
Хорошая, душевная атмосфера в отряде — основная часть успеха всей
смены. Отряд — это дружная команда, группа единомышленников, в которой
царит дух взаимопомощи и поддержки. Атмосфера в отряде иногда важнее
дисциплины. Точнее, дисциплина — одно из средств достижения цели,
атмосфера — это и есть самоцель. Если детям хорошо и уютно в отряде, то и
с дисциплиной проблем не будет. При этом дети смогут полностью
реализовать свои творческие способности, и вообще, прожить смену, которая
запомнится им на всю жизнь.
Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения в сборной группе с 8
по 10 класс, составлена на 78 часов в год, 3 часа в неделю. Час равен 40
минутам.
Результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
Личностные результаты
етствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
4

языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов мира; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
енного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты
учения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
и достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
мыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
ния учебной задачи, собственные
возможности еѐ решения;
ринятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
тво и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своѐ мнение.
Предметные результаты
зрения их соответствия
ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата;
понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять
их;
5

улировать собственную
позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и
читательского опыта.
тные тексты на определенную тематику.
Цели и задачи:
Цель - оказать наставникам методическую и практическую помощь в
осуществлении наставнической деятельности.
В процессе осуществления наставнической деятельности наставники
сталкиваются с различными проблемами:
1. управленческого характера:
 ошибки в планировании работы наставников с наставляемыми, и, как
результат,
 формальный подход к работе с ними со стороны части наставников;
 недостаточно проработанная система материальной и нематериальной
мотивации
 наставников и наставляемых;
 слабое использование в управлении наставничеством проектного
подхода;
 неэффективное управление коммуникациями между наставниками и
наставляемыми;
2. социально-психологического характера:
 пассивное взаимодействие наставляемого с наставником, в том числе –
при выполнении его заданий;
 избегание ответственности наставляемыми при осуществлении
мероприятий, предусмотренных Индивидуальным планом развития
наставляемого;
 излишняя самоуверенность наставляемых, которая выливается в
агрессивную реакцию во время взаимодействия с наставником;
 появление внутренней конкуренции, когда товарищеский долг
начинает тяготить наставника и т.д.
Вышеизложенное определят задачи и форматы работы «Школы наставника».
Задачи «Школы наставника»:

6

− обеспечить эффективную обратную связь с наставниками, совместный
поиск
способов преодоления типичных трудностей, возникающих в ходе работы
наставников;
− оказать методическую и практическую помощь наставникам в
планировании их
работы, обучении и воспитании лиц, в отношении которых осуществляется
наставничество;
− изучить, обобщить и распространить положительный опыт работы
наставников;
− координировать работу наставников, обеспечить их участие в развитии
кадрового
потенциала лицея;
− повысить роль и престиж наставничества

Тематическое планирование
Занятие

1

2

3

Тема

Содержание

Знакомство со
Мероприятие
школой, ж\друг
Открытие
другом и вожатской
деятельностью
Определение
«вожатого»,
обязанности и права,
Личность вожатого
нравственные
принципы, личные
качества, моральноэтический кодекс, табу
Нормативные
Ознакомление с
документы,
основными
регламентирующие
документами,
деятельность
регламентирующими
вожатого
деятельность вожатого

Вре
мя

Дата

3
30.09.23
часа

3
часа

7.10.23

3
14.20.23
часа

7

4

Техника
безопасности

5

Логика развития
лагерной смены

6

Кризисные дни

7

Конфликтология

8

Взаимодействие с
администрацией и
родителями

9
10

Возрастная
психология

Общие меры
безопасности, правила
пожарной
безопасности,
электробезопасности,
выхода с детьми за
пределы лагеря, в
актовом зале, при
проведении
спортивных
мероприятий, костра, в
корпусе, общие
правила поведения
Подготовительный,
организационный,
основной и
заключительный
периоды смены
Определение
кризисных дней,
выявление проблемы и
пути решения
Определение
основных терминов,
виды, причины,
динамика, стороны,
функции, стратегии
поведения, стадии
Знакомство с
иерархией лагерной
структуры, основные
принципы
взаимодействия,
советы
Ознакомление с
факторами при работе
с определенным
возрастом детей

3
21.10.23
часа

3
28.10.23
часа

3
часа

4.11.23

3
11.11.23
часа

3
18.11.23
часа

6
25.11.23
часо
в
2.12.23
8

11
12
13

14

15

16

17
18

19

20
21

22

Юридическая
ответственность,
Первая
общие правила,
доврачебная
ознакомление с
помощь
ранениями и прочими
проблемами здоровья
Единые
Единые
Педагогические
педагогические
Требования и этикотребования
педагогические
нормы:
Признаки ВДК,
особенности, функции,
процессы,
Временный
возможности, 5 стадий
детский коллектив
развития по
Лутошкину, стили
работы, типы
личности
Определение, виды,
Коллективнороли, методики
творческая
проведения,
деятельности
необходимые факторы
Как создать
интересный
Тематические дни
тематический день,
логика создания,
планирование
Знакомство с
Нестандартные
нестандартными
ситуации в лагере
ситуациями, пути
решения
Определения, виды,
методы создания
Мотивация.
мотивации, способы
Поощрение и
поощрения и
наказание
наказания, табу
наказаний

9.12.23
9
часо 16.12.23
в
23.11.23

3
13.01.24
часа

20.01.24
6
часо
в
27.01.24

3.02.24
6
часо
в
10.02.24

3
17.02.24
часа

24.02.24
6
часо
2.03.24
в

3
часа

9.03.24

9

23

24

25

26

27

28

29

30
31
32
33-34

Виды, атмосфера,
Отрядный огонек
правила проведения,
традиции и ритуалы
Определение, что
Отрядный уголок должно быть и как это
презентовать
Определение, цели,
правила проведения,
Игры в лагере
классификация,
методики
конструирования игр
Конструирование
Практика по играм
личного игробанка
в лагере
вожатого
Определение, цели,
правила проведения,
Игры в лагере
классификация,
методики
конструирования игр
Практика по играм Применение теории на
в лагере
практике
Определение, цели,
успешные факторы и
Организация
риски, темы. Формы,
мероприятий
форматы, ключевые
вопросы в подготовке
Практика по
Ученики сами готовят
организации
мероприятия и
мероприятий
проводят их
Приглашенные гости100 вопросов
вожатые отвечают на
вожатому
вопросы учеников

3
16.03.24
часа
3
23.03.24
часа

3
30.03.24
часа

3
часа

6.04.24

3
13.04.24
часа
3
20.04.24
часа
3
27.04.24
часа
4.05.24
9
часо 11.05.24
в
18.05.24
3
25.05.24
часа

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».