08.02.2021
История создания билингвального русско-французского отделения в лицее 110
Более 20 лет назад учителя французского языка нашего лицея задали себе вопрос: возможно ли обеспечить качество обучения французскому языку в условиях неспециализированной школы, когда иностранный язык становится таким же средством познания мира, как и родной язык? Ответ был положительным. Но возник следующий вопрос: что для этого необходимо?
Во-первых, обеспечить поддержку руководства лицея.
Во-вторых, создать систему урочной и внеклассной деятельности по языку, систему, которая постоянно развивается и эволюционирует.
Поддержка директора лицея является гарантом осуществления проектов по французскому языку вот уже более 20 лет.
Система урочной и внеурочной деятельности была создана. Первая развивается, в основном, по пути интенсификации: постоянное совершенствование процесса обучения на всех ступенях обучения. Во внеурочной деятельности выбран экстенсивный путь развития при сохранении и развитии качества дополнительного образования.
Ведущие направления внеурочной деятельности:
- Школьные обмены с Францией (1991-2011 гг.)
- Преподавание экономики на французском языке (с 1993г.)
- Театр на французском языке « Les Gavroches » (1997- 2013 гг.)
- Подготовка к международному экзамену DELF (с 2005 г.)
- Подготовка к международным экзаменам Торгово-промышленной Палаты Парижа (с 2008г.)
- Проект «Лингвистические стажировки» (с 2006г.)
- Недели французского языка и франкофонии
- Олимпиады, конкурсы различных уровней
- Интеллектуальный и театральный лагерь
- Подписка на журнал «FRAN cité» (с 2006)
- Проект «Французские стажеры» (с 2010)
Реализация системного подхода в обучении французскому языку, в частности курсы подготовки к международному экзамену DELF (+ 2 часа в неделю), позволили участвовать во всероссийских и международных проектах, предназначенных для специализированных школ.
В 2008 году между лицеем № 110 и Посольством Франции была подписана Хартия об открытии в лицее билингвальной секции. Согласно Хартии билингвальная секция открывается на базе 8 класса. В нее зачисляются выпускники 7 классов, имеющие уровень А2 по французскому языку, подтвержденный дипломом DELF A2. В 8-9 классах учащиеся изучают географию на французском языке в качестве первой нелингвистической дисциплины, 10-11 классах – экономику на французском языке. На протяжении обучения в билингвальной секции учащиеся регулярно сдают экзамен DELF, чтобы к 11 классу достигнуть уровня В2. В 10 классе (до 2013 г. в 11 классе) выпускники готовят проект по одной из нелингвистических дисциплин по теме, предложенной Посольством Франции, защищают этот проект (письменная и устная части). По результатам защиты проекта и итогового контроля в 11 классе по предметам «французский язык» и «нелингвистическая дисциплина на французском языке» получают сертификат Посольства Франции, приравненный по легитимности к диплому DELF В2 Министерства образования Франции и дающим право быть зачисленным в университет во Франции без дополнительного, обязательного для иностранцев, экзамена. С 2015 г. выпускникам, добившимся особых успехов, выдаются сертификаты особого образца с пометкой «excellent ».
В нашем лицее учащиеся имеют возможность познакомиться с первой нелингвистической дисциплиной на французском языке уже в 5 классе: введение в географию на французском языке. С 2009 в программе обучения 6 групп 5-7 классов стоит этот предмет.
Кроме этого, в нашей билингвальной секции предусматривается подготовка учащихся к сдаче экзаменов Торгово-промышленной палаты Парижа на получение профессиональных дипломов: DFP «профессиональный», уровень В1, DFP «туризм и гостиничный сервис», уровень В1 и DFP «французский язык делового общения», уровень В2. Эти экзамены не являются обязательными, но все заинтересованные учащиеся имеют возможность пройти такую подготовку и сдавать экзамены на получение соответствующих дипломов.
Эти дипломы, с одной стороны, являются своеобразным индикатором качества обучения нелингвистическим дисциплинам, с другой стороны, станут несомненным преимуществом в будущей профессиональной жизни учащихся. Подготовку к этим экзаменам можно рассматривать и как поэтапный переход от системы среднего образования к системе обучения в ВУЗе.
Первая билингвальная секция была открыта в лицее в сентябре 2009 г. на базе 8 Д класса. В 2013 г. состоялся первый выпуск билингвальной русско-французской секции
Базируясь на достигнутых результатах, мы смогли приступить к реализации нового проекта: «Создание системы билингвального развития и обучения школьников, изучающих французский язык».
Эта новая система включает в себя все уровни обучения, учебную деятельность и внеурочные формы работы по французскому языку. Наша задача – создать собственную модель билингвального развития и обучения, соответствующую статусу нашего учебного заведения и логично включающую в себя уже сложившуюся систему обучения французскому языку.
Начальный этап обучения мы рассматриваем как период овладения базовыми компетенциям и стабилизации приобретенных навыков и умений. Уроки дополняются внеурочными занятиями в группах билигвального развития «Стихи, песни, развивающие игры на французском языке».
Средняя школа – это этап ознакомления с первой нелингвистической дисциплиной: введение в географию на французском языке. С 2009 в программе обучения 6 групп 5-7 классов стоит этот предмет. Среднее звено является также этапом подготовки к поступлению в билингвальную секцию, которое возможно с 8-го класса.
Старшая школа – период обучения в билингвальной секции: изучение двух нелингвистических дисциплин на французском языке (география и экономика), подготовка к экзаменам DELF и экзаменам Торгово-промышленной палаты Парижа, участие в конкурсах, олимпиадах, проектах по французскому языку, подготовка и защита финального проекта по одной из нелингвистических дисциплин.
Билингвальное обучение отвечает современным требованиям в области образования: интеграция учебных предметов, повышение качества обучения, воспитание всесторонне развитой личности, обладающей необходимыми компетенциями для осуществления стратегии обучения в течение всей жизни, готовой к постоянному самосовершенствованию. Кроме этого, билингвальная система обучения позволит в определенной степени интегрировать европейскую систему обучения и контроля уровня обученности в российскую систему образования. Это, несомненно, будет способствовать разностороннему развитию личности учащихся, как в интеллектуальном, культурно-воспитательном аспектах, так и в плане социальной адаптации в условиях постоянно развивающегося сотрудничества с зарубежными странами. В будущем это даст им возможность успешно конкурировать на рынке труда, в том числе европейского и мирового.
Гавриш Л.Ф.
Руководитель проектов «Билингвальные русско-французские секции»,
«Подготовка учащихся к международным экзаменам DELF/DFP»