Рабочая программа учебного предмета СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 10-11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования администрации города Екатеринбурга
МАОУ Лицей № 110

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры
информационных
технологий

Заместитель директора

Директор

__________ /О.Л. Софрина

__________/И.И. Сметанин

Протокол №1 от 27.08.2025.

.

Приказ №144 от 30.08.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Современные информационные технологии»
для среднего общего образования
Срок освоения программы 2 года (10-11 класс)

2025

Пояснительная записка

Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и
телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и
органами государственной власти.
Информатика привносит в учебный процесс новые виды учебной деятельности, многие умения и
навыки,

формируемые

при

ее

изучении,

носят

в

современных

условиях

общенаучный,

общеинтеллектуальный характер. К ним, в частности, относятся:


поиск, сбор, анализ, организация, представление, передача информации в открытом
информационном обществе и всей окружающей реальности;



проектирование на основе информационного моделирования объектов и процессов;



умение решать принципиально новые задачи, порожденные привнесенным информатикой
новым информационным подходом к анализу окружающей действительности.

И в обществе в целом, и в образовании эти умения и навыки формируются и используются в среде
современных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Современное
понимание функциональной грамотности человека все больше включает в себя элементы
информационных технологий, информационной культуры.
Данная программа курса «Современные информационные технологии» является компилятивной и
предназначена для учащихся 10-11 классов. Объем 67 учебных часов (1 час в неделю).
Изучение информационных технологий в рамках данного курса направлено на достижение
следующих целей:


освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование

современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и
технических системах;


овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные

модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные
технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;


развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем

освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных
предметов;


воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм

информационной деятельности;



приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и

коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;


достижение большинством учащихся повышенного (продуктивного) уровня освоения

учебного материала и сдаче единого государственного экзамена по информатике и ИКТ.
Исключительно велика роль изучения информатики в социализации школьников, подготовке их к
труду, профессиональной деятельности, в профессиональном самоопределении молодежи.
В настоящее время в России, как и во всех развитых странах мира, начался постепенный переход к
постиндустриальному, «информационному» обществу. Отличительной чертой постиндустриального
этапа развития является перенос центра тяжести в общественном разделении труда из сферы
материального производства в область информационных процессов и технологий, т.е. смена
доминирующего вида деятельности человека, обусловленного переходом от индустриального к
информационному этапу развития цивилизации. Это приводит к новому пониманию готовности
выпускников учебных заведений к жизни и труду в информационном обществе, заставляет
переосмыслить традиционные представления о содержании образования, путях его осуществления.
Анализ содержания профессиональной деятельности людей массовых профессий и особенно
прогноз ее развития в ближайшей перспективе позволяют сделать вывод о возрастании роли подготовки
молодежи в области информатики и информационных технологий.
Растущее значение информационной деятельности оказывает влияние на перераспределение в
структуре рабочих мест: происходит «перекачивание» трудовых ресурсов из материальной сферы в
информационную,

появляются

новые

профессии,

непосредственно

связанные

с

обработкой

информации.
Использование данной программы целесообразно, если в образовательном учреждении

из

школьного компонента добавлены часы в 10 и в 11 классе к изучению предмета Информатика с целью
приобретения учащимися практических навыков работы с различными видами информации, а также
более эффективной работы при подготовке к ЕГЭ.
В

программе большая часть учебного времени отводится на лабораторные работы,

практические и творческие задания, а также на выполнение небольших проектных работ в
современных прикладных средах. Особенность программы – то, что полученные знания позволят
учащимся более свободно ориентироваться в многообразии прикладных программ, использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения
задач в различных областях.
Поэтому, разделы программы связаны с более полным изучением возможностей наиболее
распространенных

средств

автоматизации

информационной

деятельности.

С

точки

зрения

деятельности,

это

дает

возможность

сформировать

методологию

использования

основных

автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и
представлением основных информационных процессов.

Содержание
Количество часов
№

1
2
3
4

Название темы

Технология работы с текстовой
информацией
Технология работы с графической
информацией
Технология работы с динамическими
(электронными) таблицами
Современные программные средства и
сервисы интернет

10

11

Общая

5

4

9

8

18

26

7

6

13

5

3

8

5

Технология создания веб-сайта

7

6

Повторение

2

2

5

34

33

67

Итого:

6

Технология работы с текстовой информацией
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста.
Основные приемы преобразования текстов. Связывание и внедрение объектов в документе. Гипертекстовое
представление информации. Брошюра. Документы сложной структуры.

Технология работы с динамическими (электронными) таблицами
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с
таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Типы данных. Выбор способа представления
информации в соответствии с поставленной задачей.
Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных
таблиц для обработки числовых данных. Построение и редактирование диаграмм.
Моделирование процессов в среде ЭТ. Формализация задач из различных предметных областей.
Структурирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи. Оценка
адекватности модели объекту и целям моделирования. Автоматическая обработка данных в среде ЭТ.

Технология работы с графической информацией
Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Особенности
растровой графики. Редактор растровых изображений Adobe Photoshop. Палитры. Создание многослойных
изображений. Коррекция. Выделение. Трансформация. Коллаж. Работа с цветом. Ретушь. Градиент. Работа с
текстом. Слои-маски. Фильтры. Анимация.
Особенности векторной графики. Редактор растровых изображений CorelDraw. Инструменты. Цвет,
заливка, обводка. Кривые Безье. Типы узлов. Эффекты объема и перетекания. Деформация. Работа с текстом.

Современные программные средства и сервисы интернет

Современные сервисы Интернет. Поиск и систематизация информации, выбор способа хранения
информации. Создание общего ресурса, знакомство с Google - диском. Организация личной информационной
среды. Работа с офисными приложениями в облаке. Создание совместных документов. Создание анкет.
Теоретические основы работы с видео. Современные видеоредакторы.
Особенности современного этапа развития ИТ, перспективы. Использование основных методов
информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

Технология создания веб-сайта
Веб-сайты. Виды веб-сайтов, функциональные, структурные и технологические особенности. Основы
веб-дизайна. Современные конструкторы сайтов. Структура сайта, подбор материала.

Планируемы результаты курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
Требования к результатам образования в соответствии с рабочей программой
воспитания
В воспитании обучающихся юношеского возраста приоритетом является создание
благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта осуществления
социально значимых дел.

Выделение

данного

приоритета

связано

с

особенностями

обучающихся

юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе
дальнейшего

жизненного

пути,

который

открывается

перед

ними

на

пороге

самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам
поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести
в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно
он поможет гармоничному вхождению обучающихся во взрослую жизнь окружающего
их общества. Это:
 опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
 трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
 опыт

разрешения

возникающих

конфликтных

ситуаций

в

школе,

дома

или на улице;
 опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
 опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
 опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.

Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для

деловой

коммуникации

исходя

из

соображений

результативности

взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);
Предметные результаты
В результате изучения СИТ на уровне среднего общего образования:
Выпускник научится:
выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные
алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых, графических и текстовых
данных;
использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом
решаемых задач и по выбранной специализации;
аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для
решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения
персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;

использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных
предметных областей;
использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы
в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск
записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять
разработанную базу данных;
создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с
использованием возможностей современных программных средств
создавать и обрабатывать

графические изображения разных типов ( векторные и

растровые) с использованием различного ПО для обработки графики
использовать облачные технологии для организации коллективного взаимодействия и
обмена данными.
создавать

гипертекстовые

документы

сложной

структуры

(веб

сайты)

с

использованием возможностей современных программных средств, в том числе он-лайн
программ.
использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих
объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых
объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе
моделирования

реальных

процессов;

представлять

результаты

математического

моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации;

Выпускник получит возможность научиться:
применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в
ходе учебной деятельности и вне ее;
классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых
задач;
понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных
электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной
работы с компьютерами и мобильными устройствами;
понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений;
создавать веб-страницы; использовать принципы обеспечения информационной
безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования
средств ИКТ;
критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет Современные
информационные
технологии

Уровень образования (классы)__СОО (10-11 класс)___

10 класс
Номер
урока

Тема урока
Технология работы с текстовой информацией

1.
2.

3.
4.
5.

1.1 Техника безопасности.
1.2 Классификация текстовых редакторов. Набор типовых и расширенных
возможностей. Лабораторная работа (MS Word). Создание и редактирование
документа.
1.3 Лабораторная работа (MS Word). Форматирование документа. Текст как
информационный объект. Автоматизированные средства и технологии
организации текста.
1.4 Лабораторная работа (MS Word). Списки, таблицы. Основные приемы
преобразования текстов.
1.5 Лабораторная работа (MS Word). Связывание и внедрение объектов в
документе. Создание документа сложной структуры «Писатели Урала».
Технология работы с графической информацией

Количество часов/
Электронный ресурс
https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/5422/start/11
157/
1
1

1
1
1
https://www.kpolyakov.
spb.ru/download/slides1
1u-9.zip

6.

7.

2.1 Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с
графикой. Создание и редактирование графических информационных
объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и
анимационной графики.
2.2 Особенности работы с растровыми изображениями. Рабочее окно Adobe
Photoshop. Палитры.

1

1

8.

2.3 Работа с выделенными областями.

1

9.

2.4 Работа со слоями.

1

10.

2.5 Выделение и трансформация. Коллаж.

1

11.

2.6 Работа с цветом. Ретушь.

1

12.

2.7 Работа с текстом.

1

13.

2.8 Градиент. Создание рекламных плакатов на актуальные темы Уральского
региона.

1

Технология работы с динамическими (электронными) таблицами

14.
15.
16.
17.
18.
19.

3.1 Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты.
Возможности, особенности работы, типы данных.
3.2 Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы
работы электронных таблиц. Дополнительные возможности электронных
таблиц.
3.3 Лабораторная работа (MS Excel). Выбор способа представления
информации в соответствии с поставленной задачей.
3.4 Лабораторная работа (MS Excel). Работа с формулами, моделирование
процессов в среде ЭТ. Основные способы представления математических
зависимостей между данными.
3.5 Лабораторная работ (MS Excel)а. Использование электронных таблиц для
обработки числовых данных. Построение и редактирование диаграмм.
3.6 Лабораторная работа (MS Excel). Статистические функции в ЭТ. Анализ
статистических данных развития Екатеринбурга и области.
Современные сервисы Интернет

https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/5817/start/824
77/
1
1
1
1
2
1
https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/5496/start/788
89/

4.1 Обзор программных средств, возможности. Поиск и систематизация
информации, выбор способа хранения информации.
4.2 Создание общего ресурса, знакомство с Google - диском. Организация
личной информационной среды.

1

22.

4.3 Работа с офисными приложениями в облаке.

1

23.

4.4 Создание совместных документов (презентация на тему "Родные
просторы")

1

24.

4.5 Создание анкет.

1

20.
21.

1

Технология создания веб-сайта

25.
26.

5.1 Виды веб-сайтов, функциональные, структурные и технологические
особенности
5.2 Основы веб-дизайна. Обзор современных конструкторов сайтов,
возможности, особенности.

https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/5494/start/221
607/
1
1

27.

5.3 Разработка структуры сайта, подбор материала.

1

28.

5.4 Создание сайта на тему «Уголок России, отчий дом…» (известные
деятели, история, знаковые события, интересные места Екатеринбурга и/или
области)

1

29.

5.5 Представление работ. Защита проекта.

3

30.

Повторение

2

Итого:

34

11 класс
Номер
урока

Тема урока
Технология работы с текстовой информацией

Количество часов
https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/5422/start/111
57/

1.

Техника безопасности. Создание и редактирование документа сложной
структуры.

1

2.

Гипертекстовое представление информации.

1

3.

Документы сложной структуры.

1

4.

5.
6.
7.

Зачѐт. Создание информационных буклетов «Мой жизненный путь»
(профориентация, траектория дальнейшего развития, анализ востребованных
1
профессий, ВУЗов Екатеринбурга).
https://resh.edu.ru/subje
Технология работы с динамическими (электронными) таблицами
ct/lesson/5817/start/824
77/
Моделирование процессов в среде ЭТ. Формализация задач из различных
2
предметных областей. Структурирование данных.
Построение информационной модели для решения поставленной задачи.
2
Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования .
Автоматическая обработка данных в среде ЭТ. Расчѐт стоимости
2
коммунальных услуг для жителей города Екатеринбурга.
https://www.kpolyakov.
spb.ru/download/slides1
Растровая графика.
1u-9.zip

8.

Практическая работа Photoshop.

4

9.

Анимация в Photoshop. Итоговая работа.

2

Векторная графика.

https://www.kpolyakov.
spb.ru/download/slides1
1u-9.zip

10.

Трехмерная графика. Знакомство со средой SketchUp.

2

11.

Особенности создания и работы с векторными изображениями.

1

12.

Рабочее окно CorelDRAW. Инструменты.

1

13.

Основы работы с объектами. Закраска рисунков. Цвет, заливка, обводка.

2

14.

Кривые Безье. Типы узлов.

1

15.

Создание рисунков из кривых.

1

16.

Методы упорядочения и объединения объектов.

1

17.

Эффекты объема и перетекания.

1

18.

Деформация. Работа с текстом.

1

19.

Итоговая работа по созданию изображений в CorelDRAW. Разработка
логотипа лицея, города, группы, мероприятия, фирмы.

1

Технология работы с видео и звуком

https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/1214/

20.

Теоретические основы работы с видео. Обзор современных видеоредакторов.

1

21.

Особенности съемки, монтажа. Форматы видеофайлов. Создание миниролика «Пройди по тихим школьным этажам…»

1

Современные программные средства

https://www.yaklass.ru/
p/informatika/11klass/informatcionnaiakultura-obshchestva-ilichnosti13421/informatcionnyeresursy-12701

22.

Информатизация Уральского региона. Особенности современного этапа
развития ИТ, перспективы. Использование основных методов информатики
и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

1

23.

Повторение

2

Итого:

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».