МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования администрации города Екатеринбурга
МАОУ Лицей № 110
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры
информационных
технологий
Заместитель директора
Директор
__________ /О.Л. Софрина
__________/И.И. Сметанин
Протокол №1 от 27.08.2025.
.
Приказ №144 от 30.08.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Современные информационные технологии»
для среднего общего образования
Срок освоения программы 2 года (10-11 класс)
2025
Пояснительная записка
Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и
телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и
органами государственной власти.
Информатика привносит в учебный процесс новые виды учебной деятельности, многие умения и
навыки,
формируемые
при
ее
изучении,
носят
в
современных
условиях
общенаучный,
общеинтеллектуальный характер. К ним, в частности, относятся:
поиск, сбор, анализ, организация, представление, передача информации в открытом
информационном обществе и всей окружающей реальности;
проектирование на основе информационного моделирования объектов и процессов;
умение решать принципиально новые задачи, порожденные привнесенным информатикой
новым информационным подходом к анализу окружающей действительности.
И в обществе в целом, и в образовании эти умения и навыки формируются и используются в среде
современных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Современное
понимание функциональной грамотности человека все больше включает в себя элементы
информационных технологий, информационной культуры.
Данная программа курса «Современные информационные технологии» является компилятивной и
предназначена для учащихся 10-11 классов. Объем 67 учебных часов (1 час в неделю).
Изучение информационных технологий в рамках данного курса направлено на достижение
следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование
современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и
технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные
модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные
технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем
освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных
предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм
информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и
коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;
достижение большинством учащихся повышенного (продуктивного) уровня освоения
учебного материала и сдаче единого государственного экзамена по информатике и ИКТ.
Исключительно велика роль изучения информатики в социализации школьников, подготовке их к
труду, профессиональной деятельности, в профессиональном самоопределении молодежи.
В настоящее время в России, как и во всех развитых странах мира, начался постепенный переход к
постиндустриальному, «информационному» обществу. Отличительной чертой постиндустриального
этапа развития является перенос центра тяжести в общественном разделении труда из сферы
материального производства в область информационных процессов и технологий, т.е. смена
доминирующего вида деятельности человека, обусловленного переходом от индустриального к
информационному этапу развития цивилизации. Это приводит к новому пониманию готовности
выпускников учебных заведений к жизни и труду в информационном обществе, заставляет
переосмыслить традиционные представления о содержании образования, путях его осуществления.
Анализ содержания профессиональной деятельности людей массовых профессий и особенно
прогноз ее развития в ближайшей перспективе позволяют сделать вывод о возрастании роли подготовки
молодежи в области информатики и информационных технологий.
Растущее значение информационной деятельности оказывает влияние на перераспределение в
структуре рабочих мест: происходит «перекачивание» трудовых ресурсов из материальной сферы в
информационную,
появляются
новые
профессии,
непосредственно
связанные
с
обработкой
информации.
Использование данной программы целесообразно, если в образовательном учреждении
из
школьного компонента добавлены часы в 10 и в 11 классе к изучению предмета Информатика с целью
приобретения учащимися практических навыков работы с различными видами информации, а также
более эффективной работы при подготовке к ЕГЭ.
В
программе большая часть учебного времени отводится на лабораторные работы,
практические и творческие задания, а также на выполнение небольших проектных работ в
современных прикладных средах. Особенность программы – то, что полученные знания позволят
учащимся более свободно ориентироваться в многообразии прикладных программ, использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения
задач в различных областях.
Поэтому, разделы программы связаны с более полным изучением возможностей наиболее
распространенных
средств
автоматизации
информационной
деятельности.
С
точки
зрения
деятельности,
это
дает
возможность
сформировать
методологию
использования
основных
автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и
представлением основных информационных процессов.
Содержание
Количество часов
№
1
2
3
4
Название темы
Технология работы с текстовой
информацией
Технология работы с графической
информацией
Технология работы с динамическими
(электронными) таблицами
Современные программные средства и
сервисы интернет
10
11
Общая
5
4
9
8
18
26
7
6
13
5
3
8
5
Технология создания веб-сайта
7
6
Повторение
2
2
5
34
33
67
Итого:
6
Технология работы с текстовой информацией
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста.
Основные приемы преобразования текстов. Связывание и внедрение объектов в документе. Гипертекстовое
представление информации. Брошюра. Документы сложной структуры.
Технология работы с динамическими (электронными) таблицами
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с
таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Типы данных. Выбор способа представления
информации в соответствии с поставленной задачей.
Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных
таблиц для обработки числовых данных. Построение и редактирование диаграмм.
Моделирование процессов в среде ЭТ. Формализация задач из различных предметных областей.
Структурирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи. Оценка
адекватности модели объекту и целям моделирования. Автоматическая обработка данных в среде ЭТ.
Технология работы с графической информацией
Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Особенности
растровой графики. Редактор растровых изображений Adobe Photoshop. Палитры. Создание многослойных
изображений. Коррекция. Выделение. Трансформация. Коллаж. Работа с цветом. Ретушь. Градиент. Работа с
текстом. Слои-маски. Фильтры. Анимация.
Особенности векторной графики. Редактор растровых изображений CorelDraw. Инструменты. Цвет,
заливка, обводка. Кривые Безье. Типы узлов. Эффекты объема и перетекания. Деформация. Работа с текстом.
Современные программные средства и сервисы интернет
Современные сервисы Интернет. Поиск и систематизация информации, выбор способа хранения
информации. Создание общего ресурса, знакомство с Google - диском. Организация личной информационной
среды. Работа с офисными приложениями в облаке. Создание совместных документов. Создание анкет.
Теоретические основы работы с видео. Современные видеоредакторы.
Особенности современного этапа развития ИТ, перспективы. Использование основных методов
информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.
Технология создания веб-сайта
Веб-сайты. Виды веб-сайтов, функциональные, структурные и технологические особенности. Основы
веб-дизайна. Современные конструкторы сайтов. Структура сайта, подбор материала.
Планируемы результаты курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
Требования к результатам образования в соответствии с рабочей программой
воспитания
В воспитании обучающихся юношеского возраста приоритетом является создание
благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта осуществления
социально значимых дел.
Выделение
данного
приоритета
связано
с
особенностями
обучающихся
юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе
дальнейшего
жизненного
пути,
который
открывается
перед
ними
на
пороге
самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам
поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести
в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно
он поможет гармоничному вхождению обучающихся во взрослую жизнь окружающего
их общества. Это:
опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
опыт
разрешения
возникающих
конфликтных
ситуаций
в
школе,
дома
или на улице;
опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для
деловой
коммуникации
исходя
из
соображений
результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);
Предметные результаты
В результате изучения СИТ на уровне среднего общего образования:
Выпускник научится:
выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные
алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых, графических и текстовых
данных;
использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом
решаемых задач и по выбранной специализации;
аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для
решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения
персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных
предметных областей;
использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы
в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск
записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять
разработанную базу данных;
создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с
использованием возможностей современных программных средств
создавать и обрабатывать
графические изображения разных типов ( векторные и
растровые) с использованием различного ПО для обработки графики
использовать облачные технологии для организации коллективного взаимодействия и
обмена данными.
создавать
гипертекстовые
документы
сложной
структуры
(веб
сайты)
с
использованием возможностей современных программных средств, в том числе он-лайн
программ.
использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих
объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых
объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе
моделирования
реальных
процессов;
представлять
результаты
математического
моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации;
Выпускник получит возможность научиться:
применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в
ходе учебной деятельности и вне ее;
классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых
задач;
понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных
электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной
работы с компьютерами и мобильными устройствами;
понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений;
создавать веб-страницы; использовать принципы обеспечения информационной
безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования
средств ИКТ;
критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет Современные
информационные
технологии
Уровень образования (классы)__СОО (10-11 класс)___
10 класс
Номер
урока
Тема урока
Технология работы с текстовой информацией
1.
2.
3.
4.
5.
1.1 Техника безопасности.
1.2 Классификация текстовых редакторов. Набор типовых и расширенных
возможностей. Лабораторная работа (MS Word). Создание и редактирование
документа.
1.3 Лабораторная работа (MS Word). Форматирование документа. Текст как
информационный объект. Автоматизированные средства и технологии
организации текста.
1.4 Лабораторная работа (MS Word). Списки, таблицы. Основные приемы
преобразования текстов.
1.5 Лабораторная работа (MS Word). Связывание и внедрение объектов в
документе. Создание документа сложной структуры «Писатели Урала».
Технология работы с графической информацией
Количество часов/
Электронный ресурс
https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/5422/start/11
157/
1
1
1
1
1
https://www.kpolyakov.
spb.ru/download/slides1
1u-9.zip
6.
7.
2.1 Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с
графикой. Создание и редактирование графических информационных
объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и
анимационной графики.
2.2 Особенности работы с растровыми изображениями. Рабочее окно Adobe
Photoshop. Палитры.
1
1
8.
2.3 Работа с выделенными областями.
1
9.
2.4 Работа со слоями.
1
10.
2.5 Выделение и трансформация. Коллаж.
1
11.
2.6 Работа с цветом. Ретушь.
1
12.
2.7 Работа с текстом.
1
13.
2.8 Градиент. Создание рекламных плакатов на актуальные темы Уральского
региона.
1
Технология работы с динамическими (электронными) таблицами
14.
15.
16.
17.
18.
19.
3.1 Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты.
Возможности, особенности работы, типы данных.
3.2 Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы
работы электронных таблиц. Дополнительные возможности электронных
таблиц.
3.3 Лабораторная работа (MS Excel). Выбор способа представления
информации в соответствии с поставленной задачей.
3.4 Лабораторная работа (MS Excel). Работа с формулами, моделирование
процессов в среде ЭТ. Основные способы представления математических
зависимостей между данными.
3.5 Лабораторная работ (MS Excel)а. Использование электронных таблиц для
обработки числовых данных. Построение и редактирование диаграмм.
3.6 Лабораторная работа (MS Excel). Статистические функции в ЭТ. Анализ
статистических данных развития Екатеринбурга и области.
Современные сервисы Интернет
https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/5817/start/824
77/
1
1
1
1
2
1
https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/5496/start/788
89/
4.1 Обзор программных средств, возможности. Поиск и систематизация
информации, выбор способа хранения информации.
4.2 Создание общего ресурса, знакомство с Google - диском. Организация
личной информационной среды.
1
22.
4.3 Работа с офисными приложениями в облаке.
1
23.
4.4 Создание совместных документов (презентация на тему "Родные
просторы")
1
24.
4.5 Создание анкет.
1
20.
21.
1
Технология создания веб-сайта
25.
26.
5.1 Виды веб-сайтов, функциональные, структурные и технологические
особенности
5.2 Основы веб-дизайна. Обзор современных конструкторов сайтов,
возможности, особенности.
https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/5494/start/221
607/
1
1
27.
5.3 Разработка структуры сайта, подбор материала.
1
28.
5.4 Создание сайта на тему «Уголок России, отчий дом…» (известные
деятели, история, знаковые события, интересные места Екатеринбурга и/или
области)
1
29.
5.5 Представление работ. Защита проекта.
3
30.
Повторение
2
Итого:
34
11 класс
Номер
урока
Тема урока
Технология работы с текстовой информацией
Количество часов
https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/5422/start/111
57/
1.
Техника безопасности. Создание и редактирование документа сложной
структуры.
1
2.
Гипертекстовое представление информации.
1
3.
Документы сложной структуры.
1
4.
5.
6.
7.
Зачѐт. Создание информационных буклетов «Мой жизненный путь»
(профориентация, траектория дальнейшего развития, анализ востребованных
1
профессий, ВУЗов Екатеринбурга).
https://resh.edu.ru/subje
Технология работы с динамическими (электронными) таблицами
ct/lesson/5817/start/824
77/
Моделирование процессов в среде ЭТ. Формализация задач из различных
2
предметных областей. Структурирование данных.
Построение информационной модели для решения поставленной задачи.
2
Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования .
Автоматическая обработка данных в среде ЭТ. Расчѐт стоимости
2
коммунальных услуг для жителей города Екатеринбурга.
https://www.kpolyakov.
spb.ru/download/slides1
Растровая графика.
1u-9.zip
8.
Практическая работа Photoshop.
4
9.
Анимация в Photoshop. Итоговая работа.
2
Векторная графика.
https://www.kpolyakov.
spb.ru/download/slides1
1u-9.zip
10.
Трехмерная графика. Знакомство со средой SketchUp.
2
11.
Особенности создания и работы с векторными изображениями.
1
12.
Рабочее окно CorelDRAW. Инструменты.
1
13.
Основы работы с объектами. Закраска рисунков. Цвет, заливка, обводка.
2
14.
Кривые Безье. Типы узлов.
1
15.
Создание рисунков из кривых.
1
16.
Методы упорядочения и объединения объектов.
1
17.
Эффекты объема и перетекания.
1
18.
Деформация. Работа с текстом.
1
19.
Итоговая работа по созданию изображений в CorelDRAW. Разработка
логотипа лицея, города, группы, мероприятия, фирмы.
1
Технология работы с видео и звуком
https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/1214/
20.
Теоретические основы работы с видео. Обзор современных видеоредакторов.
1
21.
Особенности съемки, монтажа. Форматы видеофайлов. Создание миниролика «Пройди по тихим школьным этажам…»
1
Современные программные средства
https://www.yaklass.ru/
p/informatika/11klass/informatcionnaiakultura-obshchestva-ilichnosti13421/informatcionnyeresursy-12701
22.
Информатизация Уральского региона. Особенности современного этапа
развития ИТ, перспективы. Использование основных методов информатики
и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.
1
23.
Повторение
2
Итого:
33