МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования администрации города Екатеринбурга
МАОУ Лицей № 110
РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры обществознания
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора
Директор
________ /Машковцева Е.А.
__________/И.И. Сметанин
Протокол №1 от 27.08.2025.
Приказ №144 от 30.08.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «История Урала XVIII-XIX вв.»
для обучающихся 9 классов
Екатеринбург, 2025
.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный курс направлен на обогащение знаний учащихся опытом социальной культурной адаптации в природных, социально-экономических условиях Урала и приобщения их к духовным ценностям мировой и отечественной культуры на основе культурных
традиций уральского региона. В программе рассматривается материал по истории Урала,
который включает в себя сведения с древнейших времен до начала XX века. Содержание
курса рассматривается через следующие модули: Урал в XVIII в. и Урал в XIX веке.
Курс имеет историко-просветительскую цель и ориентирован на формирование
российской общегражданской идентичности, понимание общности исторических судеб
различных регионов и народов России, формирование у обучающихся личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему своей страны на примерах истории родного края, развитие патриотизма.
Основные задачи курса «История Урала XVIII-XIX вв.»:
– расширить знания обучающихся, развивать их познавательный интерес к отечественной истории посредством привлечения внимания к значимым событиям из истории родного края, к жизнедеятельности выдающихся земляков;
– дать дополнительные, углубленные знания по отечественной истории, географии, литературе и др., акцентируя внимание обучающихся на особенностях и общности исторических судеб различных регионов и народов России;
– способствовать осознанию обучающимися своей социальной идентичности как жителей своего края и граждан России за счет изучения региональной и локальной истории;
– формировать у обучающихся многоуровневое восприятие и понимание отечественной
истории через обращение не только к истории страны в целом, но к истории своей семьи
и малой родины, родного края и населяющих его народов;
– формировать у обучающихся понимание «человеческого измерения истории» посредством изучения жизнедеятельности выдающихся земляков – деятелей в сферах искусства, науки, экономики, политики и др.;
– формировать у обучающихся способность определять и оценивать исторический вклад
региона и его выдающихся представителей в политическое, социально-экономическое и
культурное развитие России;
– развивать у обучающихся навыки научного исследования и прогнозирования, картографической интерпретации и реконструкции исторических событий и явлений посредством привлечения разнообразных источников и материалов по истории родного края;
– способствовать развитию у обучающихся понимания необходимости сохранения и
приумножения исторического и культурного наследия родного края, развития его экономического и человеческого потенциала, укрепления его экологической безопасности;
– формировать у обучающихся чувство гордости историческими достижениями и лучшими традициями (боевыми, трудовыми, семейными и др.) своего родного края и малой родины.
Место курса «История Урала XVIII-XIX вв.» в соответствии с учебным планом
школы на текущий год. Общее количество часов, отведенных на изучение курса «История
Урала XVIII-XIX вв.» составляет 17 часов в 9х классах в течение первого учебного полугодия (по 1 ч. в неделю).
2
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
9 КЛАСС
Введение (2 часа). Урал: название, физико-географический, топонимический, социально-экономический смыслы понятия. Региональная история составная часть национальной и мировой истории. Понятие «Урал» в его географическом и историческом аспекте. Природные зоны Урала. Происхождение и значение слова «Урал». Древние жители
Урала. Место и роль Урала в российской истории. Урал граница Европы и Азии. Формирование понятия «Уральский регион». Административнотерриториальные границы региона в различные исторические периоды. Современная географическая и политикоадминистративная карта Урала. Республики и области Урала в составе Уральского и Приволжского федерального округов. Основные понятия: Урал, Приуралье, Зауралье. Уральская область. Уральский федеральный округ.
Урал как центр горного дела и металлургии страны в XVIII в. Становление
горнозаводского Урала (конец XVII начало XVIII в.). Предпосылки создания на Урале
главной базы горнозаводской промышленности России. Природно-сырьевая и экономическая характеристика края. Социальнодемографические показатели. Влияние политических
интересов царизма на экономическое развитие Урала. Первые мероприятия правительства
по созданию металлургических мануфактур (1690 1700-е гг.). Характер промышленной
политики и заводского строительства на Урале в первой половине XVIII в. Первые казенные заводы на Урале: Невьянский (1701), Каменский (1701). Алапаевский (1704), Уктусский (1704), Верхнекамский (1704). Начало экспорта уральского железа. (1716). Трудности государственного регулирования и управления заводским делом и попытки их преодоления. Эволюция органов управления уральской промышленностью в 1720-30-х гг.
Деятельность B.Н.Татищева и В.И. де Геннина. Промышленная политика государства н
динамика роста производства во второй половине XVIII в. Крупнейшие промышленники
Урала (Демидовы, Осокины, Строгановы, C.Я.Яковлев. А.Ф.Турчанинов, М.М. Походяшин и др.). Основные понятия: бергамт. Берг-коллегия. Берг-привилегия. Берг-регламент,
генерал-берг-директориум, горная экспедиция, казенный завод, модернизация, мортира,
обербергамт, партикулярный, посессионные крестьяне, приписные крестьяне. Основные
имена: де Геннин В.И., Демидов Н.Д., Мясников И.С., Походяшин М.М., Татищев В Н.,
Твердышев И.Б., Турчанинов А.Ф., Яковлев С.Я.
Административная система и социальная структура населения Урала в XVIII
в. Административно-территориальное деление и гражданское управление краем. Создание
губерний и вхождение уральских земель в состав Сибирской и Казанской губерний (1708).
Образование Оренбургской губернии (1744). Земли Урала в составе Вятского (1780).
Пермского (1781), Уфимского (1781), Тобольского наместничества (1781). Церковь и церковное управление на Урале. Сибирско-Тобольская митрополия. Сибирская епархия и духовные заказы Урала. Создание Пермской и Екатеринбургской. Оренбургской и Уфимской. Вятской и Слободской епархий (1799). Социальная структура населения Урала в
XVIII в. Влияние горно-металлургической промышленности на социальный и правовой
(сословный) статус населения Урала. Категории крестьян на Урале. Казенные мастеровые
и работные люди. Городское население Урала: мещане (с 1785), купцы. Привилегированное население Урала: дворянство, духовенство. Уральское казачество. Нерусское население Урала. Колонизационная волна татар из Поволжья. Взаимное этнокультурное влияние
народов Урала. Служилые инородцы. Ясачные инородцы. Основные понятия: бесермяне,
викарный епископ, воеводская канцелярия. вечноотданные, генерал-губернатор, губернатор, губерния, дистрикт, духовная консистория, духовные заказчики, духовные заказы,
казенная палата, казенные мастеровые, мастеровые люди, наместник. наместничество,
провинция, работные люди, тептяри. Основные имена: Гагарин М.П. Кашкин Е.П.
Экономическое развитие Урала в XVIII в. Старейшие города Урала (Чердынь.
Кунгур, Верхотурье, Ирбит) и их судьба в XVIII в. Города-крепости: Оренбург (1744),
Троицк (1743). Челябинск (1736). Возникновение городов центров промышленности Ура3
ла: Екатеринбург (1723), Пермь (1780), Алапаевск (1781). Соль-Илецк (1754). Заводские
поселки Урала. Сельское хозяйство на Урале в XVIII в. Основные районы сельскохозяйственного производства и их специализация. Формы земельной собственности на Урале.
Основные занятия русского крестьянства и коренных народов Урала. Развитие животноводства. Уральские промыслы: мукомольный, шубный, мыловаренный, сундучный и др.
Становление внутреннего рынка. Основные понятия: город-крепость, заводской поселок,
колесуха. мерлушки, полба, промысел, сабан, юфть.
Социальные конфликты на Урале в XVIII в. Социальный протест русского
населения. Специфика социального протеста различных групп русского населения: приписных крестьян, мастеровых и работных людей (казенных, крепостных и вечноотданных), государственных, оброчных, монастырских (экономических), дворцовых (удельных)
крестьян. «Дубинщина» (1762 1764). Движение старообрядцев. Правительственная политика в отношении староверов. Массовые самосожжения старообрядцев (1722). Военнополицейская акция по розыску беглых раскольников на Урале (1735-1737). Ирюмская
«гарь» (1761). Антицерковное движение 1782-1783 гг. Национально-освободительная
борьба нерусских народов Урала. Башкирское восстание (1705 1711) и включение в него
других нерусских народов Урала. Башкирское восстание (1754 1756). Восстание под руководством Е.И. Пугачева на Урале. Социальный состав повстанческих армий. Отличительные черты организации повстанческих сил. Особенности хода крестьянской войны в различных районах Урала. Основные понятия: «дубинщина». жуз, кержак, первая ревизия,
фураж. Основные имена: Алеев Батырша, Башмаков М.И., Белобородое И.П., Бибиков В.
Ф., тобольский митрополит; Пугачев Е. И.
Образование и наука на Урале в XVIII в. Образование на Урале в XVIII в. Обучение грамоте уральского населения. Создание сети школ на казенных и частных заводах:
арифметические школы в Кунгуре и на Уктусском заводе (1721). словесные школы на Уктусском и Алапаевском заводах (1722). Роль В Н. Татищева в развитии образования на
Урале. Школьная реформа (1786) и создание народных училищ. Школы при монастырях.
Наука и техника. Географические описания Урала и Сибири. «Чертежная книга Сибири»
(1701). «Летопись Сибирская краткая Кунгурская» С.У. Ремезова. Начало работы по составлению карт уральских уездов (1715). «Общее географическое описание всея Сибири»
В.II. Татищева (1736). Исследование уральских территорий во время первой (1725 1730) и
второй (1733 - 1743) Камчатских экспедиций. Оренбургская экспедиция (1735 1737). Картографическое описание Урала (1744). Академические экспедиции 60 70-х гг. XVIII в. (И.
И. Лепехин, П.С. Паллас, И. Фальк, И.Г. Георги). Атлас Российской империи (1745,1796).
Научные труды А.С. Ярцева. А.Ф. Дерябина. И.Ф. Германа, И.В. Протасова и др. Технические открытия и изобретения в XVIII в. К.Д. Фролов, Л.И. Брусницын. И.И. Ползунов.
Основные понятия: арифметическая школа, главные народные училища. малые народные
училища, семинария, словесная школа. Основные имена: Гмелин Г. Горка Лаврентий.
Геннин В.П. Герман И.Ф. Делиль П. Дерябин АФ, Кириллов И.К., Кузнецов Е.Г., Кузнецов-Артамонов А.Е., Миллер Г.-Ф. Паллас П.С. Ползунов И.И., Протасов И.В. Ремизов С.
У. Рычков П.И., Татищев В Н. Фролов К.Д., Чичагов П. Ярцев А.С.
Литература и искусство Урала в XVIII в. Литература, литературные фольклорные жанры, книжность. Монастырское и городовое летописание. Агиографическая литература. Старообрядческая историографическая традиция. Духовные стихи. Исторические
предания о Ермаке и Степане Разине. «Древние российские стихотворения» Кирши Данилова. Народные праздники. Частные книжные собрания Строгановых. В.Н. Татищева.
Лаврентия Горка. Библиотеки Пыскорского Спасо-Преображснского, Хлыновского
Успенского, Соликамского Вознесенского. Далматовского Успенского и других монастырей. Архитектура. Каменное строительство в Соликамске. Верхотурье. Усолье, Невьянске.
Верхотурский Троицкий собор (1703 1710). Успенский собор Далматовского монастыря
(освящен в 1719), ансамбль построек в Строгановском Усолье (1724 1731), Невьянская
башня (1725 -1732) и др. Строительство промышленных зданий. Русское барокко второй
4
половины XVIII в. Введенский собор Богословского завода (1786). Кафедральный собор
Екатеринбурга (1771 1795), церковь Иоанна Предтечи в с. Красном близ Соликамска и др.
Изобразительное и прикладное искусство. Туринская, вятская, невьянская школы иконописания. Искусство иконостасной резьбы в Туринске и Вятке. Заводская графика. Уральская книжная миниатюра. Художественная роспись металла (Невьянск, Нижний Тагил).
Художественное чугунное литье (Нижнетагильский и казенный Каменский заводы). Камнерезное искусство. Екатеринбургская гранильная фабрика. Народные художественные
промыслы Урала. Музыкальная культура Урала: церковное певческое искусство и фольклорная песенная традиция. «Партесные» песнопения. Быт русского населения Урала. Жилищное строительство в селах. слободах, горнозаводских поселках. Усадьбы заводовладельцев. Бытовые нововведения эпохи Петра I. Изменения в одежде и досуге знати, чиновничества, офицеров, служителей штатов частных заводов и др. Основные понятия: духовные стихи, епанча, заводская графика, зипун, иконостасная резьба, камзол, камнерезное искусство, китайка, кокошник, кринолин, кумач, мазанковая конструкция, невьянская
школа иконописания. олеография, партесные песнопения, плис, повойник, позумент. рундук, русское барокко, скрипторий. тулья, уральская книжная миниатюра, фижмы, художественное чугунное литье, ишмшура. чоботы. эсхатология. Основные имени: Галанин М.
Данилов Кирша. Заверткин Л.Ф. Заверткин Т.Е. Мокринский И. Худояровы.
Социально-экономическое развитие Урала в XIX в. Горнозаводская промышленность, сельское хозяйство. Города. Транспорт. Торговля. Горнозаводской край. Восстановление системы горнозаводской власти в России. Преобразования Александра I на
горнозаводском Урале. Генерал В. А. Глинка и военно-заводской режим. Горные инженеры и крепостные механики. Иностранные специалисты на уральских горных заводах. Поиски новых способов получения стали П. П. Аносова, П. М. Обухова Горнодобывающая
промышленность (разработка драгоценных металлов и камней). Деятельность Е. Ковалевского. Открытие новых месторождений полезных ископаемых на Урале. Потеря горнозаводским Уралом мирового лидерства в производстве черных металлов. Города, заводские
поселки и села Урала в первой половине XIX в. Уральская деревня. Упадок древних
уральских городов (Чердынь, Соликамск, Верхотурье). Торгово-промышленные центры
Урала (Пермь. Екатеринбург, Оренбург, Кунгур, Ирбит, Троицк). Ирбитская ярмарка.
1830–1850-е гг. – «золотой век» горного Екатеринбурга. Уездные города (Челябинск, Бугуруслан, Оса и пр.). Заводские поселки (Нижний Тагил, Невьянск). Первые уральские пароходы. Развитие обрабатывающей промышленности. Уральские бунтари и ссыльные революционеры. Последние волнения приписных крестьян. Волнение мастеровых Березовских золотых приисков. Восстание рабочих Кыштымского горнозаводского округа. Восстание ревдинских углежогов в 1841 г. Причины отсутствия рабочих выступлений на казенных предприятиях Урала. Тайные общества заводских служителей на Верх – Исетском
и Пожевском заводах. «Картофельные бунты». Ссыльные декабристы на Урале. Исправник Р. Черносвитов и «заговор Петрашевского». Ссыльные петрашевцы в Оренбуржье. 15
Реформы 60–70-х гг. на Урале. Подготовка проекта крестьянской реформы на горных заводах Урала. Содержание законодательных актов. Особенности проведения крестьянской
реформы на Урале. Правовой статус горнозаводского населения. Мастеровые и сельские
работники. Формирование вольнонаемных рабочих. Землеобеспечение горнозаводского
населения. Уставные грамоты на горных заводах история создания и специфика содержания. Смысл и характер «обязательственных» отношений в горнозаводских округах. Закон
от 03.11.1862. Место земельного надела в системе традиционного уклада жизни горнозаводского населения. Реформирование системы управления горнозаводской промышленностью. Элементы разрушения окружной системы. Реформа 1861 г. и кризисное состояние
горнозаводской промышленности в 60-е – начале 70-х гг. XIX в. Земская, городская и судебная реформа.
Социокультурный облик населения Урала в XIX в. Этнодемографическая карта
Урала в XIX веке. Миграционная активность этносов. Кросс-культурные взаимодействия
5
и формирование современных этносов. Этносословные и этноконфессиональные группы.
Мифологические представления народов Урала. Эстафета религиозных доминант: язычество, ислам, православие. Религиозный синкретизм. Реформационные тенденции в язычестве и исламе (кугу-сорта, вылепы-рисей, ваисовщина, джадидизм). Формирование национально-просветительных течений. Горнозаводское население Урала. Социодемографический портрет рабочих Урала. Социальная психология, обычаи и традиции уральских рабочих. Особенности горнозаводских поселений: планировка и застройка. Жилище. Интерьер. Мебель, одежда, пища, утварь. Праздничная культура, повседневный досуг. Сказы
горнозаводского Урала. Уральское казачество. Происхождение и особенности. Нагайбаки.
Роль казачества в обороне восточных рубежей страны. Участие казачества во внешних
войнах России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ИСТОРИИ НА
УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание программы «История Урала» направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- гражданское воспитание: осмысление сложившихся в российской истории традиций гражданского служения Отечеству; сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
– патриотическое воспитание: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою страну, свой край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России;
– духовно-нравственное воспитание: личностное осмысление и принятие сущности
и значения исторически сложившихся и развивавшихся духовнонравственных ценностей
российского народа; понимание значения личного вклада в построение устойчивого будущего;
– эстетическое воспитание: представление об исторически сложившемся культурном многообразии своей страны; способность воспринимать различные виды искусства,
традиции и творчество своего и других народов;
– физическое воспитание: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах и в современную эпоху;
– трудовое воспитание: понимание на основе знания истории значения трудовой
деятельности как источника развития человека и общества; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; представление о разнообразии существовавших в
прошлом и современных профессий;
– экологическое воспитание: осмысление исторического опыта взаимодействия
людей с природной средой, его позитивных и негативных проявлений; сформированность
экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; – ценность научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; осмысление значения истории как знания о
развитии человека и общества, о социальном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение основными навыками познания и оценки событий прошлого с пози6
ций историзма, готовность к осуществлению учебной проектно-исследовательской деятельности в сфере истории.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Базовые исследовательские действия:
определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта;
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;
осуществлять анализ объекта в соответствии с принципом историзма, основными
процедурами исторического познания;
систематизировать и обобщать исторические факты (в том числе в форме таблиц,
схем);
выявлять характерные признаки исторических явлений;
раскрывать причинно-следственные связи событий прошлого и настоящего;
сравнивать события, ситуации, определяя основания для сравнения, выявляя общие
черты и различия;
формулировать и обосновывать выводы;
соотносить полученный результат с имеющимся историческим знанием;
определять новизну и обоснованность полученного результата;
представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,
презентация, реферат, учебный проект и другие);
объяснять сферу применения и значение проведенного учебного исследования в современном общественном контексте.
Работа с информацией:
осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебники,
исторические источники, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и другие) –
извлекать, сопоставлять, систематизировать и интерпретировать информацию;
различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по предложенным или самостоятельно
сформулированным критериям);
рассматривать комплексы источников, выявляя совпадения и различия их свидетельств;
использовать средства современных информационных и коммуникационных технологий с соблюдением правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире;
участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого и современности, выявляя сходство и различие высказываемых оценок;
излагать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном
тексте;
владеть способами общения и конструктивного взаимодействия, в том числе межкультурного, в образовательной организации и социальном окружении;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации.
Регулятивные универсальные учебные действия:
владеть приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы: выявлять проблему, задачи, требующие решения; составлять план действий, определять способ
решения, последовательно реализовывать намеченный план действий и другие;
7
владеть приемами самоконтроля: осуществлять самоконтроль, рефлексию и самооценку полученных результатов; вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей;
принятие себя и других: осознавать свои достижения и слабые стороны в учении,
общении, сотрудничестве со сверстниками и людьми старшего поколения; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать свое право и
право других на ошибку; вносить конструктивные предложения для совместного решения
учебных задач, проблем.
Совместная деятельность:
осознавать на основе исторических примеров значение совместной деятельности
людей как эффективного средства достижения поставленных целей;
планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по
истории, в том числе на региональном материале;
определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими
членами команды;
проявлять творчество и инициативу в индивидуальной и командной работе;
оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
– освоение базовых знаний об основных этапах и ключевых событиях отечественной истории; – понимание значимости своего края, малой родины в процессах российской
истории; – освоение знаний о достижениях и вкладе своего края и населяющих его народов в историческое развитие страны, а своей малой родины – в историческую судьбу своего края (региона) и страны в целом; – умение соотносить события истории родного края и
истории России, характеризовать особенности развития культуры народов своего края; –
знание имен выдающихся соотечественников, исторических личностей, прославивших
свой край и малую родину ратным и трудовым героизмом, достижениями в различных областях деятельности; – умение в устной и письменной форме составлять описание (реконструкцию, интерпретацию, систематизацию) исторических и географических событий,
явлений, процессов, хозяйственной деятельности и образа жизни людей из истории родного края и России; – умение формулировать и обосновывать собственную точку зрения с
опорой на фактический материал региональной и российской истории; – владение приемами оценки значения исторических событий и деятельности исторических личностей
отечественной, в том числе региональной и локальной истории; – умение защищать историческую правду, готовность давать отпор фальсификациям российской истории.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
№
Наименование
разделов и тем
Количество часов
Всего
Раздел 1. Введение.
1.1 Введение
.
Контрольные
работы
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Практические работы
2
https://infourok.ru/lekciya-po-istoriikraya-na-temu-ural-kak-centr-gornogodela-i-metallurgii-strany-v-18-veke5562423.html?ysclid=mfigh89cxj4148930
17
Раздел 2. История Урала XVIII века.
2.1 Урал как центр
2
.
горного дела и
металлургии
страны в XVIII в.
https://infourok.ru/lekciya-po-istoriikraya-na-temu-ural-kak-centr-gornogodela-i-metallurgii-strany-v-18-veke5562423.html?ysclid=mfigh89cxj4148930
17
8
Административная система и социальная структура населения
Урала в XVIII в.
Экономическое
развитие Урала в
XVIII в.
2
2.4
.
Социальные конфликты на Урале
в XVIII в.
2
2.5
.
Образование и
наука на Урале в
XVIII в.
2
2.6
.
Литература и искусство Урала в
XVIII в.
1
2.2
.
2.3
.
https://infourok.ru/lekciya-po-istoriikraya-na-temu-ural-kak-centr-gornogodela-i-metallurgii-strany-v-18-veke5562423.html?ysclid=mfigh89cxj4148930
17
https://infourok.ru/lekciya-po-istoriikraya-na-temu-ural-kak-centr-gornogodela-i-metallurgii-strany-v-18-veke5562423.html?ysclid=mfigh89cxj4148930
17
https://infourok.ru/lekciya-po-istoriikraya-na-temu-ural-kak-centr-gornogodela-i-metallurgii-strany-v-18-veke5562423.html?ysclid=mfigh89cxj4148930
17
https://infourok.ru/lekciya-po-istoriikraya-na-temu-ural-kak-centr-gornogodela-i-metallurgii-strany-v-18-veke5562423.html?ysclid=mfigh89cxj4148930
17
https://infourok.ru/lekciya-po-istoriikraya-na-temu-ural-kak-centr-gornogodela-i-metallurgii-strany-v-18-veke5562423.html?ysclid=mfigh89cxj4148930
17
2
Раздел 3. История Урала XIX века.
3.1 Социально2
.
экономическое
развитие Урала в
XIX в.
3.2 Социокультур2
.
ный облик населения Урала в
XIX в.
Общее количество часов по программе
17
https://infourok.ru/istoriya-urala-v-xixnach-xx-v7835413.html?ysclid=mfigivuwtn5398010
29
https://infourok.ru/istoriya-urala-v-xixnach-xx-v7835413.html?ysclid=mfigivuwtn5398010
29
0
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
№
п/
п
Тема урока
Количество часов
Конт
роль
Практи
Всего
ные
ческие
рабо
работы
ты
1-2
Введение
2
3
Первые мероприятия
правительства по созданию металлургических мануфактур
1
Дата
изуче
ния
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
https://infourok.ru/lekciya-poistorii-kraya-na-temu-uralkak-centr-gornogo-dela-imetallurgii-strany-v-18-veke5562423.html?ysclid=mfigh89
cxj414893017
https://infourok.ru/lekciya-poistorii-kraya-na-temu-uralkak-centr-gornogo-dela-imetallurgii-strany-v-18-veke5562423.html?ysclid=mfigh89
9
4
Крупнейшие промышленники Урала
1
5
Административнотерриториальное деление и гражданское
управление краем
1
6
Уральское казачество
и нерусское население Урала
1
7
Старейшие города
Урала: городская и
сельская хозяйственная деятельность
1
8
Уральские промыслы
1
9
Движение старообрядцев. Правительственная политика в
отношении староверов.
1
10
Башкирское восстание (1754 1756). Восстание под руководством Е.И. Пугачева
на Урале.
1
11
Образование на Урале
в XVIII в
1
12
Начало работы по составлению карт
уральских уездов
1
13
Быт русского населения Урала XVIIIв. И
его отражение в литературе и искусстве.
1
cxj414893017
https://infourok.ru/lekciya-poistorii-kraya-na-temu-uralkak-centr-gornogo-dela-imetallurgii-strany-v-18-veke5562423.html?ysclid=mfigh89
cxj414893017
https://infourok.ru/lekciya-poistorii-kraya-na-temu-uralkak-centr-gornogo-dela-imetallurgii-strany-v-18-veke5562423.html?ysclid=mfigh89
cxj414893017
https://infourok.ru/lekciya-poistorii-kraya-na-temu-uralkak-centr-gornogo-dela-imetallurgii-strany-v-18-veke5562423.html?ysclid=mfigh89
cxj414893017
https://infourok.ru/lekciya-poistorii-kraya-na-temu-uralkak-centr-gornogo-dela-imetallurgii-strany-v-18-veke5562423.html?ysclid=mfigh89
cxj414893017
https://infourok.ru/lekciya-poistorii-kraya-na-temu-uralkak-centr-gornogo-dela-imetallurgii-strany-v-18-veke5562423.html?ysclid=mfigh89
cxj414893017
https://infourok.ru/lekciya-poistorii-kraya-na-temu-uralkak-centr-gornogo-dela-imetallurgii-strany-v-18-veke5562423.html?ysclid=mfigh89
cxj414893017
https://infourok.ru/lekciya-poistorii-kraya-na-temu-uralkak-centr-gornogo-dela-imetallurgii-strany-v-18-veke5562423.html?ysclid=mfigh89
cxj414893017
https://infourok.ru/lekciya-poistorii-kraya-na-temu-uralkak-centr-gornogo-dela-imetallurgii-strany-v-18-veke5562423.html?ysclid=mfigh89
cxj414893017
https://infourok.ru/lekciya-poistorii-kraya-na-temu-uralkak-centr-gornogo-dela-imetallurgii-strany-v-18-veke5562423.html?ysclid=mfigh89
cxj414893017
https://infourok.ru/lekciya-poistorii-kraya-na-temu-uralkak-centr-gornogo-dela-imetallurgii-strany-v-18-veke5562423.html?ysclid=mfigh89
10
14
15
16
Горнозаводская промышленность и сельское хозяйство Урала
XIX в.
Торговопромышленные центры Урала. Ирбитская
ярмарка.
Этнодемографическая
карта Урала в XIX в.
Формирование национальнопросветительных те17
чений Горнозаводского населения Урала
XIX в.
Общее количество часов
по программе
cxj414893017
https://infourok.ru/istoriyaurala-v-xix-nach-xx-v7835413.html?ysclid=mfigivu
wtn539801029
https://infourok.ru/istoriyaurala-v-xix-nach-xx-v7835413.html?ysclid=mfigivu
wtn539801029
https://infourok.ru/istoriyaurala-v-xix-nach-xx-v7835413.html?ysclid=mfigivu
wtn539801029
https://infourok.ru/istoriyaurala-v-xix-nach-xx-v7835413.html?ysclid=mfigivu
wtn539801029
1
1
1
1
17
0
0
11