Рабочая программа курса внеурочной деятельности ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования администрации города Екатеринбурга
МАОУ Лицей № 110

РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
МАОУ лицея № 110
им. Л.К. Гришиной
протокол № 1 от 26.08.2024

УТВЕРЖДЕНО
Приказом №_121-К от 30.08.24
МАОУ лицей №110
им. Л. К. Гришиной
директор ______ И. И. Сметанин

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Школьный театр»

НАПРАВЛЕННОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 11-16 лет
Срок реализации: 1 год

Екатеринбург, 2024

ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. Пояснительная записка ………………………………………… …………3
2. Содержание программы ………………………………………………...…10
3. Формы контроля и оценочные материалы …………………………….…15
4. Организационно - педагогические условия реализации программы …...20
5. Приложение 1……………………………………………………………….27
6. Приложение 2……………………………………………………………….32
7. Приложение 3……………………………………………………………….33
8. Приложение 4……………………………………………………………….35

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Рабочая программа внеурочной деятельности «Школьный театр» (далее Программа) имеет художественную направленность, ориентирована на развитие
художественного вкуса, художественных способностей и склонностей к занятиям
театрального искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия,
подготовки личности к постижению великого мира искусства. Программа
рассчитана на базовый уровень освоения.
Театр – искусство синтетическое и коллективное, объединяющее специалистов
самых разных творческих профессий и направлений. В современном театре
соединено воедино все: литература, музыка, вокал, хореография, изобразительное
искусство, анимация, цифровые технологии… И вместе с тем театр – искусство
индивидуальностей, объединённый одной общей целью, которой является
постановка спектакля. Формы организации деятельности обучающихся могут быть
разными: кружок, студия, объединение, клуб, лаборатория, театр, творческий
коллектив.
Программа
внеурочной деятельности составлена в соответствии с
нормативными документами Министерства образования РФ и с требованиями
следующих нормативных документов:
- Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий по ее реализации».
- Протокол заседания Совета Министерства просвещения Российской
Федерации по вопросам создания и развития школьных театров в образовательных
организациях субъектов Российской Федерации от 24 марта 2022 года № 1.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2021).
- Приказ Минтруда РФ от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
- Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи».
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
- Примерная номенклатура дел для использования в работе учреждений
дополнительного образования детей «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
3

общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных
технологий» Минпросвещения России от 07.05.2020;
- Распоряжение Минпросвещения России от 17.12.2019 № Р-136 «Об
утверждении методических рекомендаций по приобретению средств обучения и
воспитания в целях создания новых мест в образовательных организациях
различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех
направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение
целей, показателей и результата федерального проекта "Успех каждого ребенка"
национального проекта "Образование", и признании утратившим силу
распоряжения Минпросвещения России от 1 марта 2019 г. № Р-21 "Об утверждении
рекомендуемого перечня средств обучения для создания новых мест в
образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных
общеразвивающих программ всех направленностей».
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 03 сентября
2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
Письмо Минпросвещения России «О формировании Всероссийского
перечня (реестра) школьных театров» от 6 мая 2022 г. № ДГ-1067/06.
- Протокол расширенного совещания по созданию и развитию школьных
театров в субъектах Российской Федерации от 27 декабря 2021 г. № К-31/06пр.
- Приказ о Совете Министерства просвещения Российской Федерации по
вопросам создания и развития школьных театров в образовательных организациях
субъектов Российской Федерации по вопросам создания и развития школьных
театров в образовательных организациях субъектов Российской Федерации от 17
февраля 2022 г.№ 83.
- План работы («дорожная карта») по созданию и развитию школьных театров
в субъектах Российской Федерации на 2021-2024 годы.
- Приказ от 11 марта 2019 г. №151/ОД-77 «Об утверждении Правил
бесплатного посещения обучающимися и сопровождающими их лицами музейных и
выставочных экспозиций, размещенных в государственных учреждениях культуры
города Москвы».
- Приказ Департамента культуры и Департамента образования Москвы от 03
мая 2018 года № 317/ОД/176 «О посещении учреждений театрального и
концертного типов, подведомственных Департаменту культуры города Москвы,
организованными группами обучающихся образовательных организаций,
подведомственных Департаменту образования города Москвы образовательных
организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы».
- Приказ Департамента культуры и Департамента образования города Москвы
от 03 мая 2018 года № 316/ОД/177 «О реализации проекта «Театр в школе».
- Приказ Департамента образования города Москвы от 21 декабря 2018 г. №
482 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от
17 декабря 2014 г. № 922»;

4

- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ».
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)».
- Приказ Департамента образования города Москвы № 30 от 31.01.2017 «О
внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17
декабря 2014 г. № 922».
- Приказ № 1035 от 30.08.2016 «О внесении изменений в приказ Департамента
образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922».
- Приказ Департамента образования города Москвы № 2074 от 08.09.2015 «О
внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17
декабря 2014 г. № 922».
- Приказ Департамента образования № 1308 от 07.08.2015 «О внесении
изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г.
№ 922».
- Приказ Департамента образования № 922 от 17.12.2014 «О мерах по
развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году».
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по
реализации государственной политики в области образования и науки"
- План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной
сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки".
- Конвенция о правах ребенка.
- Примерные требования к дополнительным образовательным программам 061844 от 11.12.2006.
- Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899 Об утверждении приоритетных
направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и
перечня критических технологий Российской Федерации.
1.2. Актуальность программы определяется необходимостью социализации
ребёнка в современном обществе, его жизненного и профессионального
самоопределения. Программа объединяет в себе различные аспекты театральнотворческой деятельности, необходимые как для профессионального становления,
так и для практического применения в жизни.
Театрализованная деятельность является способом самовыражения, средством
снятия психологического напряжения, предполагает развитие активности,

5

инициативы
учащихся,
их
индивидуальных
склонностей
и способностей.
Сценическая работа детей – это проверка действием множества
межличностных отношений. В репетиционной работе приобретаются навыки
публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы
и творчества.
1.3.
Педагогическая
целесообразность программы
заключается
в возможности методами театральной деятельности помочь детям раскрыть их
творческие способности, развить психические, физические и нравственные качества,
повысить уровень общей культуры и эрудиции (развитие памяти, мышления, речи,
музыкально-эстетического воспитания, пластики движений), что в будущем
поможет быть более успешными в социуме. Известно, что одной из самых важных
потребностей детей является потребность в общении. В этой связи одной из
приоритетных задач является развитие у них качеств, которые помогут в общении
со сверстниками и не только: понимания, что все люди разные, принятия этих
различий, умения сотрудничать и разрешать возникающие противоречия
в общении.
Реализация программы позволяет включить в механизм воспитания каждого
члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой
самореализации. Программа предоставляет возможность, помимо получения
базовых знаний, эффективно готовить учащихся к освоению накопленного
человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации
в окружающей среде, позитивному самоопределению.
1.4. Отличительные особенности
Занятия театрализованной деятельностью вводят детей в мир прекрасного,
пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют
мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие
возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
В театральной деятельности каждый ребенок может проявить свои способности,
чувства, эмоции, передать свое отношение к персонажам и сказочным событиям.
Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, танца, литературы
и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный
мир
ребенка.
Замкнутому
ребенку
он
помогает
раскрыться,
а расторможенному – научиться координировать свои действия, сострадать
и любить, поможет объединить духовной близостью не только детей, но и детей
и родителей. Разбуженные эстетические чувства, обогащение нравственного мира
способствуют развитию в юном актере, а также зрителе творческих способностей,
которые найдут выход в труде, в отношениях со сверстниками и взрослыми,
в обретении активной жизненной позиции.
6

1.5 . Цель и задачи
1.5.1. Цель программы:
Приобщение детей к искусству, развитие личности обучающегося, способного
к творческому самовыражению путем вовлечения в театральную деятельность.
1.5.2. Задачи
Обучающие:
- познакомить с историей театра;
- совершенствовать грамматический строй речи, его звуковую культуру,
монологическую и диалогическую формы речи, эффективное общение и речевую
выразительность;
- формировать основы исполнительской, зрительской и общей культуры;
художественно - эстетический вкус.
Развивающие:
- прививать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие;
- укреплять познавательные интересы через расширение представлений о видах театрального искусства;
- совершенствовать коммуникативные и организаторские способности
воспитанника;
- повышать уровень взаимоотношений между обучающимися и педагогом.
Воспитательные:
- прививать чувство патриотизма, любви к Родине, ответственности за
порученное дело;
- формировать социальную активность личности обучающегося;
- укреплять волевые качества, дух командности (чувство коллективизма,
взаимопонимания, взаимовыручки и поддержки в группе), а также трудолюбие,
ответственность, внимательное и уважительное отношения к делу и человеку;
- повысить восприятие, исполнительства и творческого самовыражения,
пластической культуры и выразительности движений.
1.5.3. Формы и режим занятий, возраст занимающихся
Основная форма обучения – очно, в том числе с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий»), групповая. Основная
форма обучения фиксируется в учебном плане.
На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход
к каждому обучающемуся.
Количество обучающихся в группе: 8-20 человек, возраст занимающихся 1116 лет.
Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа.
В двух группах.
1.5.4. Сроки реализации программы
7

Срок реализации программы – 1 год.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения:
128 часа.
1.6. Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы
1.6.1. Личностные результаты
 мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
 формирование художественно-эстетического вкуса;
 приобретение
навыков
сотрудничества,
содержательного
и
бесконфликтного участия в совместной учебной работе;
 формировать
потребность
сотрудничества
со
сверстниками,
доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное
поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
 целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
 этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на
основе опыта слушания и заучивания произведений художественной
литературы;
 осознание значимости занятий театральным искусством для личного
развития
 приобретение опыта общественно-полезной социально-значимой
деятельности.
1.6.2. Предметные результаты
По итогам обучения, обучающиеся будут
знать:
 правила безопасности при работе в группе;
 сведения об истории театра,
 особенности театра как вида искусства;
 виды театров;
 правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);
 театральные профессии и особенности работы театральных цехов;
 теоретические основы актерского мастерства, пластики и сценической
речи;
 упражнения и тренинги;
 приемы раскрепощения и органического существования;
 правила проведения рефлексии;
уметь:
ориентироваться в сценическом пространстве;
8

выполнять комплекс дыхательных, речевых, артикуляционных упражнений,
разминку языка и губ;
производить разбор простого текста;
определять характерность персонажа произведения по его речевым
характеристикам;
взаимодействовать на сценической площадке с партнерами;
работать с воображаемым предметом;
владеть:
основами дыхательной гимнастики;
основами актерского мастерства через упражнения и тренинги, навыками
сценического воплощения через процесс создания художественного образа;
навыками сценической речи, сценического движения, пластики;
музыкально-ритмическими навыками;
публичных выступлений.
1.6.3. Метапредметные результаты
- формирование адекватной самооценки и самоконтроля творческих
достижений;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
- способность осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Формировать коммуникативные умения, такие как:
- включаться и поддерживать диалог, коллективное обсуждение; учитывать
мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество; научить слушать собеседника;
научить договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, приходить к общему решению;
- помочь формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих;
развивать умение проявлять инициативу и активность, планировать свою
работ- у, сопоставлять свои достижения с заданными критериями.
Личностные задачи:
Метапредметными результатами является формирование универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности;
9

- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя
позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении этюдов,
подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность۰работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от
собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения; ۰
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
-۰осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
П/П
1.

2.
3.

Разделы/темы

Количество часов
Формы
аттестации
Всего Теория Практи(контроля)
ка
Вводное занятие. Тема.
Входной
1
1
Правила
поведения
и
техника безопасности на
занятиях.
Раздел 1. История театра
5
5
Тема 1.1. Знакомство с
5
5
Текущий
особенностями
современного театра как
вида искусства. Место
театра в жизни общества.
10

4.
5.

6.

7.

8.

9.

Общее представление о
видах
и
жанрах
театрального искусства.
Радел
2.
Актерское
мастерство
Тема
2.1.
Стержень
театрального искусства –
исполнительское искусство
актера. Основные понятия
системы Станиславского.
Тема
2.2.
Игровые
упражнения на развитие
внимания.
Игровые
упражнения на развитие
фантазии и воображения
Тема
2.3.
Игровые
упражнения
на
коллективную
согласованность действий.
Тема 2.4. Выполнение
этюдов на заданную тему одиночные,
парные,
групповые, без слов и с
минимальным
использованием текста.
Раздел 3. Художественное
чтение

10. Тема
3.1.
Основы
практической работы над
голосом.
Логика
речи
Отработка
навыка
правильного дыхания..
11. Тема 3.2. Артикуляционная
гимнастика.
Работа
с
дикцией.
12. Раздел 4. Сценическое
движение
13. Тема
4.1.
Работа
с
предметом.
14. Тема
4.2.
Работа
с
партнером.
15. Раздел 5. Работа над
пьесой

13

1

12

3

1

4

-

4

Текущий

4

-

4

Текущий

4

-

4

Текущий

12

2

10

7

2

5

Текущий

5

-

5

Текущий

8

-

8

4

-

4

Текущий

4

-

4

Текущий

5

2

3

Текущий

Текущий

11

16. Тема 5.1. Особенности
композиционного
построения
пьесы:
ее
экспозиция,
завязка,
кульминация и развязка.
Персонажи - действующие
лица спектакля.
17. Тема
5.2.
Чтение
и
обсуждение
пьесы,
ее
темы, идеи. Осмысление
сюжета,
выделение
основных
событий,
являющихся поворотными
моментами в развитии
действия.
18. Тема 5.3. Определение
главной темы пьесы и идеи
автора, раскрывающиеся
через основной конфликт.
Определение
жанра
спектакля.
19. Тема 5.4. Общий разговор
о замысле спектакля.
20. Раздел 6. Постановка
спектакля
21. Тема 6.1. Репетиционный
период.
22. Тема 6.2. Создание эскизов
грима,
костюмов
для
героев выбранной пьесы.
23. Тема
6.3.
Создание
реквизита и декораций.
24. Тема 6.4. Соединение сцен,
эпизодов.
25. Тема 6.5. Репетиции в
костюмах, декорациях, с
реквизитом и бутафорией.
26. Тема
6.6.
Сводные
репетиции, репетиции с
объединением
всех
выразительных средств.
27. Тема 6.7. Генеральные
репетиции.
28. Раздел
7.
Итоговые

1

1

-

Текущий

2

1

1

Текущий

1

-

1

Текущий

1

-

1

Текущий

15

-

15

5

-

5

Текущий

2

-

2

Текущий

1

-

1

Текущий

2

-

2

Текущий

1

-

1

Промежуточный

1

-

1

Текущий

2

-

2

Текущий

2

1

1
12

занятия
29. Тема 7.1. Показ спектакля
для
приглашенных
зрителей.
30. Тема
7.2.
Поведение
итогов.
Итого:

1

-

1

Итоговый

1

1

-

Итоговый

64

12

52

2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие.
Теория:
Тема 1. Правила поведения и техника безопасности на занятиях. Цели и
задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с театром как видом
искусства.
Раздел 1. История театра.
Теория:
Тема 1.1. Знакомство с особенностями современного театра как вида
искусства. Место театра в жизни общества. Общее представление о видах и жанрах
театрального искусства.
Раздел 2. Актерское мастерство.
Теория:
Тема 2.1. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство
актера. Основные понятия системы Станиславского.
Практика:
Тема 2.2. Игровые упражнения на развитие внимания. Игровые упражнения на
развитие фантазии и воображения.
Тема 2.3. Игровые упражнения на коллективную согласованность действий.
Тема 2.4. Выполнение этюдов на заданную тему - одиночные, парные,
групповые, без слов и с минимальным использованием текста.
Раздел 3. Художественное чтение.
Теория:
Тема 3.1. Основы практической работы над голосом. Логика речи.
Практика:
Тема 3.2. Артикуляционная гимнастика. Работа с дикцией. Отработка навыка
правильного дыхания.
Раздел 4. Сценическое движение.
Теория:
Тема 4.1. Работа с предметом.
Тема 4.2. Работа с партнером.
Раздел 5. Работа над пьесой.
Теория:
13

Тема 5.1. Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция,
завязка, кульминация и развязка. Персонажи - действующие лица спектакля.
Практика:
Тема 5.2. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Осмысление сюжета,
выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии
действия.
Тема 5.3. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся
через основной конфликт. Определение жанра спектакля.
Тема 5.4. (6 ч.) Общий разговор о замысле спектакля.
Раздел 6. Постановка спектакля.
Практика.
Тема 6.1. Репетиционный период.
Тема 6.2. Создание эскизов грима, костюмов для героев выбранной пьесы.
Тема 6.3. Создание реквизита и декораций.
Тема 6.4. Соединение сцен, эпизодов.
Тема 6.5. Репетиции в костюмах, декорациях, с реквизитом и бутафорией.
Тема 6.6. Сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных
средств.
Тема 6.7. Генеральные репетиции.
Раздел 7. Итоговое занятие.
Практика:
Тема 7.1. Показ спектакля на театральном фестивале.
Тема 7.2. Поведение итогов.
Подведение итогов: оценка постановки спектакля и его участников.
3. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
3.1. Виды контроля
Результативность освоения программного материала отслеживается
систематически в течение года с учетом уровня знаний и умений учащихся на
начальном этапе обучения. С этой целью используются разнообразные виды
контроля:
- предварительный контроль проводится в начале обучения для определения
уровня знаний и умений обучающихся;
- текущий контроль ведется на каждом занятии в виде педагогического
наблюдения за правильностью выполнения упражнений, динамикой речевого
развития обучающихся;
- промежуточный контроль проводится по окончании первого полугодия в
виде прослушивания (показа) с недифференцированной системой оценивания, что
позволяет провести анализ роста речевого исполнительского мастерства учащихся;
14

итоговый контроль проводится в конце учебного года на контрольном
занятии в виде прослушивания (показа) с недифференцированной системой
оценивания или публичного выступления в форме концерта для родителей.
Позволяет выявить изменения образовательного уровня учащегося, воспитательной
и развивающей составляющей обучения.
3.2. Формы контроля
Контроль ведется на текущих занятиях в процессе наблюдения педагога за
активностью и продуктивностью учебной деятельности учащихся, правильностью
выполнения речевых упражнений, а также в ходе открытых занятий в конце каждого
полугодия. Для подведения итогов обучения по Программе используются
разнообразные формы контроля:
- открытое занятие;
- публичный показ (выступление);
- прослушивание;
- литературная гостиная;
- концерты.
3.3. Механизм оценки уровня освоения программы
Критерии оценки учебных результатов программы указываются в таблице
педагогического наблюдения (Приложение № 1). При необходимости (выявлении
нецелесообразности какого-либо критерия) количество и содержательная
составляющая критериев может корректироваться педагогом в рабочем порядке.
Работа учащихся оценивается по уровневой шкале:
- высокий уровень;
- средний уровень;
- низкий уровень.
Параметры
оценивания
Предметная
Знания, умения,
навыки

Уровни
Низкий

Средний

Высокий

Не различает виды
и жанры
театрального
искусства. Знаком
с основными
видами
театральных
кукол. Не умеет
выражать
эмоциональное
состояние с
помощью мимики
и жестов.

Знает некоторые
виды и жанры
театрального
искусства. Знает
некоторые
театральные
термины. Знает
основные виды
театральных
кукол, умеет
манипулировать
ими. Умеет
выражать

.. Различает виды и
жанры
театрального
искусства. Знает
элементарную
театральную
терминологию.
Знает основные
виды театральных
кукол, умеет
манипулировать
ими. Умеет
выражать
15

Творческие
способности

Художественно
речевая
деятельность

эмоциональное
эмоциональное
состояние и
состояние и
настроение с
настроение с
помощью мимики помощью мимики и
и жестов.
жестов.
Интереса к
Есть
Есть
творчеству и
положительный
положительный
инициативе не
эмоциональный
эмоциональный
проявляет.
отклик на свои
отклик на свои
Отказывается от успехи. Проявляет успехи. Проявляет
поручений и
инициативу, но не инициативу. Легко
заданий.
всегда.
и быстро
Добросовестно
увлекается
выполняет
творческим делом.
поручения и
Испытывает
задания.
потребность в
Испытывает
получении новых
потребность в
знаний. Обладает
получении новых
богатым
знаний. Обладает
воображением.
богатым
воображением.
Знает 2-4
Знает 6-8
Знает 9-10
произведения
произведений
произведений
художественной
художественной
художественной
литературы. С
литературы.
литературы. Умеет
помощью педагога
Правильное
пересказывать,
может пересказать дыхание. Хорошая
используя
небольшие тексты.
артикуляция.
диалогическую и
С трудом
Пользуется не
монологическую
использует
всеми
речь. Знает тексты
монологическую
выразительными
литературного
речь. Не умеет
свойствами речи. произведения умеет
перестраивать
Есть затруднения
сопровождать
дыхание. Плохая
в выстраивании
пересказ
артикуляция. Не сюжетной линии и небольших сказок,
может составить
диалога.
текстов с
диалог и
проговариванием
сюжетную линию.
по ролям.
Правильное
дыхание. Хорошая
артикуляция.
Четкая дикция.
Умение
16

Пластика

Театральная

Коммуникативная
сфера

Не контролирует
напряжение и
расслабление
мышц. Нет
чувства ритма

Контролирует
напряжение и
расслабление
мышц под
руководством
педагога.
Чувствует ритм

Не развито.
Развито внимание
Только повтор
и память. Не
действий педагога.
совсем развито
Не проявляет
образное
интерес к
мышление.
театрализованной
Действие с
деятельности. Не
подсказки
может назвать
педагога.
виды театров. Не Проявляет интерес
знает правила
к
поведения в
театрализованной
театре.
деятельности.
Знает правила
поведения в
театре. Может
назвать виды
театров.
В совместной
деятельности не
пытается
договориться, не
может придти к
согласию,
настаивает на
своем,
конфликтует или

Способен к
сотрудничеству,
но не всегда умеет
аргументировать
свою позицию и
слушать партнера.
Способен к
взаимодействию и
сотрудничеству

пользоваться
выразительными
свойствами речи.
Умение составлять
диалоги и
выстраивать
сюжетную линию
произведения.
Контролирует
напряжение и
расслабление
мышц. Чувствует
ритм. Создает
пластический образ
увиденного
(услышанного)
Развито внимание,
память,
воображение.
Самостоятельно
создает образ
увиденного
(услышанного).
Проявляет
устойчивый
интерес к
театральному
искусству и
театрализованной
деятельности. Знает
правила поведения
в театре. Может
назвать различные
виды театра и знает
их отличия.
Проявляет
эмоционально
позитивное
отношение к
процессу
сотрудничества;
ориентируется на
партнера по
общению, умеет
17

игнорирует
других.

Регулятивная
сфера

Деятельность
хаотична,
непродуманна,
прерывает
деятельность из-за
возникающих
трудностей, стимулирующая и
организующая
помощь
малоэффективна.

Познавательная
сфера

Уровень
активности,
самостоятельности
подростка низкий,
при выполнении
заданий требуется
постоянная
внешняя
стимуляция,
любознательность
не проявляется.

(групповая и
парная работа;
дискуссии;
коллективное
решение учебных
задач).

слушать
собеседника,
совместно
планировать,
договариваться и
распределять
функции в ходе
выполнения
задания,
осуществлять
взаимопомощь.
Удерживает цель
Подросток
деятельности,
удерживает цель
намечает план,
деятельности,
выбирает
намечает ее план,
адекватные
выбирает
средства,
адекватные
проверяет
средства, проверяет
результат, однако
результат, сам
в процессе
преодолевает
деятельности
трудности в работе,
часто отвлекается,
доводит дело до
трудности
конца.
преодолевает
только при
психологической
поддержке.
Подросток
Подросток
недостаточно
любознателен,
активен и
активен, задания
самостоятелен, но
выполняет с
при выполнении
интересом,
заданий требуется самостоятельно, не
внешняя
нуждаясь в
стимуляция, круг
дополнительных
интересующих
внешних стимулах,
вопросов довольно
находит новые
узок.
способы решения
заданий.

3.4. Выявление результатов развития и воспитания
Способом проверки результатов развития и воспитания являются
систематические педагогические наблюдения за учащимися и собеседования. Это
позволяет определить степень самостоятельности учащихся и их интереса к
18

занятиям, уровень гражданской ответственности, социальной активности, культуры
и мастерства; анализ и изучение результатов продуктивной деятельности и др.
Личностные достижения обучающихся можно рассматривать как осознанное
позитивно-значимое изменение в мотивационной, когнитивной, операциональной и
эмоционально-волевой сферах, обретаемые в ходе успешного освоения избранного
вида деятельности.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической
природой способен помочь ребенку раздвинуть горизонты окружающего его мира,
заразить добром, научить слышать других, развиваться через творчества и игру.
Программа позволяют расширить круг общения ребенка, создать атмосферу
равноправного сотрудничества, создать условия для социального взаимодействия и
социальных отношений. Специфика воспитания артиста детского театра
предполагает
необходимость
активизации
всех
качеств
социальной,
профессиональной и личностной направленности.
Встав на позицию актера-творца, обучающийся накапливает эмоциональный,
интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт, и, в итоге,
совершенствует свою творческую и актерскую культуру.
Программа
базируется
на
основных
принципах
системы
К.С. Станиславского. Так же достижении современной педагогики и возрастной
психологии.
Состоит из 3-х взаимосвязанных частей: сценическая теория, артистическая
техника, составляющие в совокупности целостное учение об актерском творчестве и
воспитательный модуль, направленный на воспитание компетентного исполнителя,
грамотного зрителя и человека культурного, программа воспитания основывается
на идеях Гармонии, Добра, Красоты.
Идея, облагораживающего влияния театра на воспитанников и зрителей –
обращенность к классическим и современным литературным, поэтическим и
музыкальным произведениям, народному творчеству. Синтез театрального действа
позволяет донести до детей гуманистические и эстетические идеи театра.
Идея создания театрального образа, положена в основу жизнедеятельности
школьного театра.
Искусство театра – это сложный процесс внутреннего и внешнего
перевоплощения актера в образ другого человека, характеризующийся
индивидуальностью создания и раскрытия его.
По мнению Станиславского, это уникальная возможность «не представиться в
роли и даже не имитационно сыграть ее перед зрителем, а именно отразиться в ней,
19

как в образе выражения себя, своих чувств, мироощущений, личных социальных и
нравственных смыслов в другой роли, в другой судьбе, а, главное, в другой системе
жизненных мотиваций и целеустремлений». Отсюда, воспитание личности
формируется в деятельности, и только она создает условия для самореализации.
Идея социализации ребенка осуществляется через создание учебной среды
приближенной к реальному социуму. Идея восхождения юных артистов к
общечеловеческим ценностям: Красота. Гармония. Духовность. Познание.
Реализация всех перечисленных идей позволяет воспитать, прежде всего, человека,
а это самая основная задача, которая стоит перед педагогом, режиссером и
руководителем детского творческого объединения. Чтобы воспитать художника,
недостаточно вооружить его только техникой искусства, нужно помочь своему
ребенку сформироваться как личность и утвердиться в эстетических позициях.
Способы и формы воспитания в школьном театре совсем иные, чем в семье,
они обусловлены спецификой деятельности, но задачи едины: воспитать честных,
умных, добрых людей; способствовать выработке позитивных нравственных оценок
и принципов. А это означает, что семья вместе со школой и учреждениями
дополнительного образования создает тот важнейший комплекс факторов
воспитывающей среды, который определяет успешность либо неспешность всего
учебно-воспитательного процесса. Одним из продуктивных способов привлечения
родителей является демонстрация успехов их ребенка. Когда родители видят
заинтересованность педагога в результате их ребенка, они готовы к сотрудничеству.
4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Программа основана на практических и теоретических наработках лучших
российских театральных школ, взявших в основу своей работы систему К.С.
Станиславского, теоретические и практические разработки его учеников и
последователей (Е.Б. Вахтангова, М.А. Чехова, А.Я. Таирова, В.Э. Мейерхольда и
др.). На всех этапах обучения очень важен индивидуальный подход к каждому
ученику. Воспитание творческой личности - процесс очень сложный и
ответственный, дети имеют различные уровни психофизического развития, у
каждого свои пределы и возможности, поэтому, в первую очередь, педагог должен
помочь каждому школьнику поверить в свои силы, приобрести уверенность в себе.
Можно использовать метод эмоционального стимулирования – создание
ситуаций успеха на занятиях, это специально созданные педагогом цепочки таких
ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к
возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «лёгкости» процесса
обучения. После каждого занятия необходимо руководствоваться педагогической
оценкой, а именно: что занятие дало каждому ребенку в его творческом развитии?
Соответствовали ли задачи, поставленные на уроке, с возможностями учащихся?
20

Что получилось, а что удалось с трудом? Очень аккуратно надо относиться к методу
показа педагогом того или иного задания. Некоторые дети привыкают к
обязательному показу, ждут его и не решаются проявить свою инициативу.
Активность и творческие способности в таком случае не только не развиваются, но
иногда даже подавляются. Безусловно, показывать надо.
Во-первых, использовать метод режиссерского показа. Исходить не из своего
собственного актерского материала, а из материала учащихся. Показывать не то, как
вы бы сами сыграли, а то, как следует сыграть конкретному ребенку. Еще
существует метод, так называемого «Играющего тренера», т.е. педагог является
непосредственным участником тренингов и упражнений, это позволяет как бы
«изнутри» контролировать точность исполнения заданий, помогает не допускать
приблизительности, поверхностного освоения материала.
Использование метода беседы позволяет выбрать правильную тактику в
работе с каждым ребенком. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем
умело поставленных вопросов побуждает учащихся рассуждать, анализировать,
мыслить в определенной логической последовательности. Беседа представляет
собой не сообщающий, а вопросно-ответный способ учебной работы по
осмыслению нового материала.
Главный смысл беседы - побуждать учащихся с помощью вопросов к
рассуждениям, действенному анализу, к точному личностному разбору этюда или
отрывка, к самостоятельному «открытию» новых для них выводов, идей, ощущений
и т.д. При проведении беседы по осмыслению нового материала необходимо ставить
вопросы так, чтобы они требовали не односложных утвердительных или
отрицательных ответов, а развернутых рассуждений, определенных доводов и
сравнений, в результате которых учащиеся учатся формулировать свои мысли,
понимать и познавать свои эмоциональные ощущения.
Метод сравнения эффективен, о нем говорил ещё Гельвеций: «Всякое
сравнение предметов между собой, - писал он, - предполагает внимание; всякое
внимание предполагает усилие, а всякое усилие - побуждение, заставляющее
сделать это». Этот метод помогает педагогу и учащимся отслеживать рабочий
процесс. «У тебя сегодня получилось хуже (лучше), чем вчера, потому, что…..» или
«Эти предлагаемые обстоятельства выбраны более точно, чем в прошлый раз
потому, что…». В активном восприятии учащимися процесса обучения весьма
существенное значение имеет умение преподавателя придавать своему объяснению
увлекательный характер, делать его живым и интересным, использовать множество
стимулов, возбуждающих любознательность и мыслительную активность учащихся.
Необходимо соблюдать определенную педагогическую логику, определенную
последовательность учебного и воспитательного процесса, в котором постепенно
формируются умения и навыки актерского искусства.
21

Основным методом формирования качества исполнительского мастерства
является метод актерского тренинга, упражнений. Сущность этого метода состоит в
том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются
(упражняются) в выполнении того или иного задания, вырабатывают
соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие
способности. Следовательно - «…необходима ежедневная, постоянная тренировка,
муштра в течение всей артистической карьеры» - К.С. Станиславский. Начинать
тренинг следует с формирования готовности у учащихся восприятия учебного
материала с использованием способов концентрации внимания и эмоционального
побуждения. Важнейшие принципы, применяемые на занятиях по основам
актерского мастерства, это: - контрастность в подборе упражнений; - прием
усложнения заданий; - комплексность задач на уроке и в каждом упражнении; выполнение упражнений и этюдов по словесному заданию педагога. Работа над
отрывками и учебным спектаклем через творческое взаимодействие ученика и
учителя, этюдный метод репетиционной работы, как и метод действенного анализа
произведения, позволят педагогу максимально раскрыть индивидуальность
учащегося.
Обязательным фактором в обучении детей, а по данному предмету особенно,
является дисциплина. Необходимо воспитывать у учащихся чувство
ответственности и способность доводить начатое дело до логического итога вопреки
перемене своих интересов или влиянию внешних факторов. Метод
исследовательской деятельности выступает ключевым для обеспечения творческой
атмосферы в коллективе, создаёт возможность поиска различных способов
выполнения поставленных задач, новых художественных средств воплощения
сценического образа. Необходимо стремление педагога предлагать такие задания,
которые включали бы детей в самостоятельный творческий, исследовательский
поиск для развития креативного мышления.
Для быстрого включения учащегося в творческий процесс подходит метод
создания проблемных ситуаций - представление материала занятия в виде
доступной, образной и яркой проблемы. Это очень сближает коллектив, выявляет
характер и личностные качества учащихся. В методическую работу педагога также
входит посещение с учениками учреждений культуры (театров, концертных залов,
музеев, филармоний и др.), просмотр видеозаписей спектаклей, мастер-классов
известных актеров и режиссеров. Воспитание зрительской культуры формирует
устойчивый интерес к театру, как к виду искусства.
4.1. Материально-технические обеспечение программы
1. Сцена, оборудованная осветительными приборами.
2. Танцевальный или спортивный зал для проведения разминки, актерского
тренинга.
22

3. Стулья.
4. Ноутбук.
5. Мультимедийная аппаратура.
6. Радиомикрофон.
7. Аудиосистема для воспроизведения музыки.
8. Костюмерная для хранения костюмов, головных уборов, реквизита.
9. Фото и видеоаппаратура.
10. Декорации.
11. Набор гримера.
12. Парики, накладные бороды, усы.
13. Театральный клей.
14. Музыкальные инструменты.
15. Сценическая мебель. Кубы, ширмы.
4.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Методические материалы
Работа по программе строится с учетом различных перспектив. При ее
планировании педагог определяет общую задачу для учащихся на предстоящий год,
затем более подробно разрабатывает план на каждый учебный месяц года.
Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением дидактических
материалов - разработок для проведения занятий (таблицы, презентации, тесты,
анкеты, вопросники, контрольные упражнения, и др.).
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
репродуктивный (педагог ставит проблему и вместе с учащимися ищет пути ее
решения), поисково-исследовательский, эвристический.
Методы обучения
осуществляют
четыре основные функции: функцию сообщения информации;
функцию обучения учащихся практическим умениям и навыкам; функцию учения,
обеспечивающую познавательную деятельность самих учащихся, функцию
руководства познавательной деятельностью учащихся.
Учебный процесс идёт в виде игр, бесед, создания постановок, проведения
флешмобов, круглых столов, обсуждение с применением понятия «мозговой
штурм».
В особенность организации учебного процесса активно включена возможность
практического вовлечения учащихся в предметную деятельность. Используется
дидактический материал.
Занятия в группах среднего и старшего возраста проходят в самых
разнообразных формах:
- тренинги;
- репетиции;
- занятия малыми группами (3-5 человек).
Работа старшей группы строится вокруг целостного художественного
произведения:
- спектакля;
23

- досуговых мероприятий (в течение учебного года)
Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного
процесса позволяет организовать работу с детьми более разнообразно,
эмоционально, информационно насыщено.
На занятиях создается доброжелательная атмосфера, оказывается помощь
ребенку в раскрытии себя в общении и творчестве. Большое значение в
формировании творческих способностей детей отводится тренингу, который
проводится с учетом возрастных особенностей детей.
Программой предусмотрены наблюдение и контроль за развитием личности
учащихся, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и диагностики.
Результаты диагностики, анкетные данные позволяют педагогу лучше узнать детей,
проанализировать межличностные отношения в группе, выбрать эффективные
направления деятельности по сплочению коллектива, пробудить в детях желание
прийти на помощь друг другу.
На начальном этапе обучения программой предусмотрено выявление
интересов, склонностей, потребностей учащихся, уровень мотивации, творческой
активности. В конце каждого учебного года проводится повторная диагностика с
использованием вышеуказанных методик с целью отслеживания динамики развития
личности учащихся.
В связи с тем, что учащиеся проживают в сельской местности, большинство из
них не были в театре, в концертных залах, поэтому проводятся виртуальные
экскурсии, беседы. Практикуется обмен опытом с другими детскими коллективами.
Обучение проводится с использованием различных технологий (игровые,
групповые, проблемного обучения, дифференцированной, коллективной творческой
деятельности, развивающего и дистанционного обучения). Чередуются различные
виды деятельности (игровая, исследовательская, творческая), направленные на
формирование продуктивной устойчивой мотивации к выбранному виду
деятельности. Детский организм очень хрупок. Воздействие на него больших
физических или умственных нагрузок может привести к нежелательным
последствиям. Во избежание этого большое внимание уделяется сохранению и
укреплению здоровья детей, развитию пластики, координации движений,
формированию осанки, укреплению мышечной системы. Используются здоровьесберегающие технологии (релаксационные упражнения, динамические паузы,
спортивные игры, соревнования). При работе с детьми учитываются
индивидуальные особенности каждого ребёнка
Важным является развитие интереса и самостоятельности у детей. Большое
внимание уделяется обучению самостоятельно готовиться к мероприятиям,
проводить их, работать с литературой, поощрять и стимулировать выдвижение
новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды; —
учить детей оценивать результаты работы с помощью разнообразных критериев,
поощрять оценивание работы самими учащимися.
Дидактический материал
Фонотека русской, зарубежной, классической и современной музыки,
видеотека спектаклей коллектива, профессиональных и любительских кукольных
24

театров репертуарные сборники пьес, книги по истории кукольного театра,
сборники детских сказок, стихов, специальная литература по изготовлению кукол и
декораций методологические разработки с творческими заданиями, театральными
играми и упражнениями по актерскому мастерству.
4.3. Использованная литература
Литература для педагога:
1. Библиотечка в помощь руководителям школьных театров «Я вхожу вмир
искусства». – М.: «Искусство», 1996.
2. Бруссер А.М. Сценическая речь. /Методические рекомендации и
практические задания для начинающих педагогов театральных вузов. – М.: ВЦХТ,
2008.
3. Бруссер А.М., Оссовская М.П. Глаголим.ру. /Аудиовидео уроки по технике
речи. Часть 1. – М.: «Маска», 2007;
4. Брызгунова Е.А. Звуки и интонации русской речи. – М.: «Русский язык»,
2012.
5. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М.: «Русский язык»,1990.
6. Вахтангов Е.Б. Записки, письма, статьи. – М.: «Искусство», 1939.
7. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Междунар.
отношения, 1993.
8. Гринер В.А. Ритм в искусстве актера. – М.: «Просвещение», 1966.
9. Ершова А.П., Букатов В.М. Актерская грамота подросткам. – М.: «Глагол»,
1994.
10. Ершов П.М. Технология актерского искусства. – М.: ТОО «Горбунок»,
1992.
11. Запорожец Т. И. Логика сценической речи, – М.: «Просвещение», 1974.
12. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие / Б.Е. Захава;
под редакцией П.Е. Любимцева. – 10-е изд., – СПб.: «Планета музыки», 2019.
13. Захава Б.Е. Современники. Вахтангов. Мейерхольд: учебное пособие /Б.Е.
Захава; под редакцией Любимцева П. – 4-е __________изд., – СПб: «Планета
музыки», 2019.
14. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. – М.: ВТО, 1977.
15. Клубков С.В. Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг. –М.:
Репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств» № 6(46) 2001.
16. Мочалов Ю.А. Композиция сценического пространства (Поэтика
мизансцены). –М.: «Просвещение», 1981.
17. Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. – М.: «Просвещение», 1986.
18. Программа общеобразовательных учреждений «Театр 1-11 классы». –
М.: «Просвещение», 1995.
19. Рубина Ю.И. Театральная самодеятельность школьников. –
М.: «Просвещение», 1983.
25

20. Смоленский Я. Н. Читатель. Чтец. Актер. – М.: Советская Россия, 1983.
21. Сборник программ интегрированных курсов «Искусство». –М.:
«Просвещение», 1995.
22. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: «Юрайт», 2019.
23. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.: «Искусство», 1989.
24. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей
детских театральных коллективов. / Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: ВЛАДОС, 2001.
25. Харитонов Н.П. Технология разработки и экспертизы образовательных
программ в системе дополнительного образования детей. Методические
рекомендации для педагогов дополнительного образования и методистов. – М.:
«Просвещение», 2012.
26. Черная Е.И. Основы сценической речи. Фонационное дыхание и голос:
Учебное пособие. 2-е изд., стер. – СПб.: «Лань»; «Планета музыки», 2016.
27. Чехов М.А. О технике актера. – М.: АСТ, 2020.
28. Шихматов Л.М. От студии к театру. – М.: ВТО, 1970.
29. Шихматов Л.М., Львова В.К. Сценические этюды: Учебное пособие /Под
ред. М.П. Семакова. – 6-е изд., стер. – СПб.: «Лань»; «Планета музыки», 2014.
№ Название раздела/темы
Литература для обучающихся:
1. Абалкин Н.А. Рассказы о театре. – М.: Молодая гвардия, 1986.
2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – Л.: Детская литература, 1990.
3. Беседы К. С. Станиславского в студии Большого театра в 1918-1922гг.
/Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности; № 10: Труд актера;
вып.37 /. М.: «Сов. Россия», 1990.
4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Междунар.
отношения, 1993.
5. Детская энциклопедия. Театр. – М.: Астрель, 2002.
6. Климовский В.Л. Мы идем за кулисы. Книга о театральных цехах. – М.:
Детская литература, 1982.
7. Кнебель М. О. Слово в творчестве актера, – III-е издание. – М.: ВТО, 1970.
8. Куликова К.Ф. Российского театра Первые актеры. – Л.: Лениздат, 1991.
9. Крымова Н.А. Станиславский – режиссер. – М.: «Искусство», 1984.
10. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. – М.: Вече, 1997.
11. Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. – М.: «Просвещение», 1986.
12. Самые знаменитые артисты России. /Авт.-сост. С.В. Истомин. – М.: Вече,
2002.
13. Станиславский К.С. Собр. Соч. в 8т. – М., 1954-1956. т.1: Моя жизнь в
искусстве. – М., 1954г.; т. 2-3: Работа актера над собой. – М., 1945 - 1955г.; т. 4.:
Период воплощения. Оправдание текста. – М.: «Искусство», 1957.
26

Электронные образовательные ресурсы
1. Артикуляционная гимнастика. Инфопедия для углубления знаний:
[Электронный ресурс]. URL: http://infopedia.su/ (Дата обращения:
28.08.2018).
2. Основы дикции, сценическая речь. Творческая площадка «Твоя сцена»:
[Электронный ресурс]. URL: http://stage4u.ru/o-shkole/stati-i-materialy/79 (Дата
обращения: 28.08.2018).
3. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического
искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
4. Подготовка публичных выступлений в разных жанрах: [Электронный
ресурс]. URL: http://bibliofond.ru . (Дата обращения: 28.08.2018).
5. Социальная сеть работников образования nsportal.ru: [Электронный ресурс].
URL: http://nsportal.ru . (Дата обращения: 28.08.2018).
6.Устройство сцены в театре
http://istoriya-teatra.ru/theatre/item/f00/s09/e0009921/index.shtml
7.Методическое пособие – практикум «Ритмика и сценические движения»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
8. Методическое пособие – практикум «Культура и техника речи»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
9. Методическое пособие – практикум «Основы актёрского мастерства»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
10.
Сайт
«Драматешка»
«Театральные
шумы»
http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary
11. Сайт «Драматешка» «Музыка» http://dramateshka.ru/index.php/music
Календарный (тематический) план
№
п/
п
1.

Дата, время
проведения
занятий
Сентябрь
1 группа: Ср
14.00 —
15.00
2 группа: ПТ
14:00-15:00

Колич Тема занятия
ество
часов
Теория:
1
Тема.
Правила
поведения
и
техника
безопасности на
занятиях. Цели и
задачи обучения.
Перспективы
творческого
роста. Знакомство
с театром как

Форма
проведен
ия
Беседа

Место
проведени
я
Аудитория

Форма
аттестации
(контроля)
Входной

27

видом искусства.
2.

Сентябрь
1
1 группа: Ср
14.00 —
15.00
2 группа: ПТ
14:00-15:00

3.

4

4.

Сентябрь
1
1 группа: Ср
14.00 —
15.00
2 группа: ПТ
14:00-15:00

5.

Сентябрь
1
1 группа: Ср
14.00 —
15.00
2 группа: ПТ
14:00-15:00

6.

Октябрь
1
1 группа: Ср
14.00 —
15.00
2 группа: ПТ

Раздел
1. Лекция
История театра.
Теория:
Тема
1.1.
Знакомство
с
особенностями
современного
театра как вида
искусства. Место
театра в жизни
общества. Общее
представление о
видах и жанрах
театрального
искусства.
Раздел
2.
Актерское
мастерство
Тема 2.1.
Стержень
театрального
искусства –
исполнительское
искусство актера.
Основные
понятия системы
Станиславского.
Тема 2.2. Игровые
упражнения
на
развитие
внимания.
Игровые
упражнения
на
развитие
фантазии
и
воображения
Тема 2.3. Игровые
упражнения
на
коллективную
согласованность
действий.

Аудитория

Наблюдение

Лекция

Аудитория

Наблюдение

Практиче
ские
занятия

Аудитория

Текущий,
беседа

Практиче
ские
занятия

Аудитория

Текущий,
беседа

28

7.

8.

14:00-15:00
Октябрь
1
1 группа: Ср
14.00 —
15.00
2 группа: ПТ
14:00-15:00

3

Октябрь
1
1 группа: Ср
14.00 —
15.00
2 группа: ПТ
14:00-15:00
10. Октябрь
2
1 группа: Ср
14.00 —
15.00
2 группа: ПТ
14:00-15:00
9.

11.

3

12. Ноябрь
1
1 группа: Ср
14.00 —
15.00
2 группа: ПТ
14:00-15:00
13. Ноябрь
2
1 группа: Ср
14.00 —
15.00
2 группа: ПТ
14:00-15:00
14.
5

Тема 2.4.
Выполнение
этюдов на
заданную тему одиночные,
парные,
групповые, без
слов и с
минимальным
использованием
текста.
Раздел 3.
Художественное
чтение
Тема 3.1. Основы
практической
работы над
голосом. Логика
речи.

Практиче
ские
занятия

Аудитория

Текущий,
беседа

Лекция

Аудитория

Наблюдение

Тема3.2.
Артикуляционная
гимнастика.
Работа с дикцией.
Отработка навыка
правильного
дыхания.
Раздел
4.
Сценическое
движение
Тема 4.1. Работа с
предметом.

Практиче
ские
занятия

Репетицио
н-ный зал

Текущий,
беседа

Практиче
ские
занятия

Репетицио
нный зал

Текущий

Тема 4.2. Работа с Практиче
партнером.
ские
занятия

Репетицио
нный зал

Текущий

Раздел 5. Работа
29

15. Ноябрь
1
1 группа: Ср
14.00 —
15.00
2 группа: ПТ
14:00-15:00

16.

Декабрь
2
1 группа: Ср
14.00 —
15.00
2 группа: ПТ
14:00-15:00

17. Декабрь –
1
Январь
1 группа: Ср
14.00 —
15.00
2 группа: ПТ
14:00-15:00

18. Декабрь
1
1 группа: Ср
14.00 —
15.00
2 группа: ПТ
14:00-15:00
19. Январь
15

над пьесой
Тема
5.1.
Особенности
композиционного
построения
пьесы:
ее
экспозиция,
завязка,
кульминация
и
развязка.
Персонажи
действующие
лица спектакля.
Тема 5.2. Чтение
и
обсуждение
пьесы, ее темы,
идеи. Осмысление
сюжета,
выделение
основных
событий,
являющихся
поворотными
моментами
в
развитии
действия.
Тема
5.3.
Определение
главной
темы
пьесы и идеи
автора,
раскрывающиеся
через
основной
конфликт.
Определение
жанра спектакля.
Тема 5.4. Общий
разговор
о
замысле
спектакля.
Раздел
Постановка

Лекция

Аудитория

Наблюдение

Чтение,
беседа

Аудитория

Текущий,
беседа

Практиче
ские
занятия

Репетицио
нный зал

Текущий

Практиче
ские
занятия

Репетицио
нный зал

Текущий,
беседа

6.
30

20. Январь
1 группа: Ср
14.00 —
15.00
2 группа: ПТ
14:00-15:00
21. ЯнварьФевраль
1 группа: Ср
14.00 —
15.00
2 группа: ПТ
14:00-15:00
22 Февраль
1 группа: Ср
14.00 —
15.00
2 группа: ПТ
14:00-15:00
23. Февраль
1 группа: Ср
14.00 —
15.00
2 группа: ПТ
14:00-15:00
24. Март
1 группа: Ср
14.00 —
15.00
2 группа: ПТ
14:00-15:00
25. Март
1 группа: Ср
14.00 —
15.00
2 группа: ПТ
14:00-15:00

5

26. Апрель
1 группа: Ср
14.00 —
15.00

2

спектакля
Тема
6.1. Лекции,
Репетиционный
беседы
период.

Зрительны
й
зал

Наблюдение

2

Тема
6.2. Практиче
Создание эскизов ские
грима, костюмов занятия
для
героев
выбранной пьесы.

Аудитория
Зрительны
й
зал

Текущий

1

Тема
Создание
реквизита
декораций.

Аудитория
Зрительны
й
зал

Текущий

2

Тема
6.4. Репетици
Соединение сцен, и
эпизодов.

Зрительный Промежузал
точный

1

Тема
6.5.
Репетиции
в
костюмах,
декорациях,
с
реквизитом
и
бутафорией.
Тема
6.6.
Сводные
репетиции,
репетиции
с
объединением
всех
выразительных
средств.
Тема
6.7.
Генеральные
репетиции.

Репетици
и

Зрительный Текущий
зал

Репетици
и

Зрительный Текущий
зал

1

6.3. Практиче
ские
и занятия

Прогоны, Зрительный Текущий
генеральн зал
ая
репетици
31

2 группа: ПТ
14:00-15:00
27.

я
2

28. Май
1
1 группа: Ср
14.00 —
15.00
2 группа: ПТ
14:00-15:00
29. Май
1
1 группа: Ср
14.00 —
15.00
2 группа: ПТ
14:00-15:00

Раздел
7.
Итоговые
занятия
Тема 7.1. Участие Премьера Зрительный Итоговый
в
театральном спектакля зал
фестивале

Тема
Поведение
итогов.

7.2. Беседа

Аудитория

Итоговый

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».