Рабочая программа курса внеурочной деятельности КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 10 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования администрации города Екатеринбурга
МАОУ Лицей № 110
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
МАОУ лицея № 110
им. Л.К. Гришиной
протокол № 1 от 26.08.2024

УТВЕРЖДЕНО
Приказом №_121-К от 30.08.24
МАОУ лицей №110
им. Л. К. Гришиной
директор ______ И. И. Сметанин

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Картографический практикум по истории России

Направление или вид деятельности: обще интеллектуальное
Возраст учащихся: 16-17 лет
Срок реализации: 1 год (68 часов)
Автор: Попова Ю.В.
Учитель истории и обществознания,
первая квалификационная категория

Екатеринбург
2024

Раздел 1. Пояснительная записка
Направление: общеинтеллектуальное.
Вид деятельности: познавательная.
Актуальность: Часть выпускников при выборе предмета для сдачи для итоговой
аттестации выбирают такой предмет как, история. Актуальность данного курса в том, что в
заданиях ЕГЭ присутствует три задания, где требуется применить картографические навыки.
На занятиях планируется продолжить совершенствовать картографические умения, которые
необходимы для успешного усвоения сдачи ЕГЭ по истории и развития познавательного
интереса к предмету. На занятиях ребята будут совершенствовать, такие умения как чтение
легенды карты, ориентация по гидрографическим объектам, определение исторического
периода. Данный курс является практико-ориентированным.
Место данного курса в основной общеобразовательной программе: программа
«Картографический практикум по истории России» разработана на основе требований
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования второго поколения и предназначена для реализации внеурочной деятельности
обучающихся в 10-11 классах. Данная программа составлена на основе пособия Р.В.
Пазина, П.А. Ушакова «Картографический практикум: тетрадь-тренажёр».
Программа также может быть использована для расширения и углубления программы
обучения по истории в 10 классе и построения индивидуальных образовательных
направлений учащихся, проявляющих интерес к науке. Курс построен таким образом, что
позволит расширить и углубить знания обучающихся, а также ликвидировать возможные
пробелы.
Программа
имеет
научно-познавательную
(общеинтеллектуальную)
направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной
деятельности средних школьников.
Цель курса – содействовать формированию, углублению и расширению практических
умений при работе с исторической картой.
Задачи курса:
1. Способствовать развитию элементарных практических умений при работе с
картой для получения необходимой информации;
2. Способствовать развитию картографической грамотности посредством работы с
картами разнообразного содержания и масштаба, изучения способов изображения
географических объектов и явлений, применяемых на этих картах.
3. Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по истории, отработка практических навыков
учащихся при выполнении картографических заданий разного типа.

2

Форма организации образовательного процесса: групповая, фронтальная.
Виды занятий: лекция, практикум, семинарское занятие.
Группа обучающихся: 10 класс. Набор детей в группы проводится без предварительного
отбора. Программа построена с учётом возрастных психофизических особенностей.
Объём программы: 68 часов
Срок освоения программы: 34 недели
Режим занятий: одно занятие в неделю продолжительностью два академических часа.

3

Раздел 2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты:
Личностные:
 формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию
познавательной деятельности в группах и индивидуально;
 познавательная, творческая, общественная активность;
 умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
 личная и взаимная ответственность;
 готовность действия в нестандартных ситуациях.
Метапредметные:
 владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;
 способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности
в творческих формах;
 готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
 умение работать с картографическим материалом.
Предметные:
 применение элементов источниковедческого анализа при работе с историческими
 материалами (определение принадлежности и достоверности
источника,обстоятельства и цели его создания, позиций авторов и др.), излагать
 выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценностьосвоение
обучающимися обществоведческой терминологии, ключевых понятий, методов и
приёмов, способность к формированию научного типа мышления, научных представлений
о ключевых теориях, типах и видах отношений;
 освоение видов деятельности по получению нового знания;
 способность к преобразованию и применению полученных знаний в учебных, учебнопроектных и социально-проектных ситуациях;
Оценочные материалы:
Групповые: тематические семинары.
Индивидуальные: тематические проверочные работы, проведение пробных ЕГЭ.

4

Раздел 3. Тематическое планирование
№

Дата
(число/ме
сяц/год)

Количество часов
Наименование темы/раздела

Формы
аттестации/контроля

теория

практика

1

Вводное занятие. Знакомство с
правилами
ТБ.
Структура
картографических
заданий
КИМ ЕГЭ Знакомство с
документацией

2

2

КИМ ЕГЭ

2

История России 1914-1945 гг.

10

11

КИМ ЕГЭ

3

Великая Отечественная война
1941-1945 гг.

10

11

КИМ ЕГЭ

4

СССР в 1945–1991 гг.

10

12

КИМ ЕГЭ

п/п

Итого: 68 часов
Раздел 4. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с правилами ТБ. Структура картографических заданий
КИМ ЕГЭ Знакомство с документацией
Теория: ознакомление с правилами ТБ. Знакомство со структурой КИМ ЕГЭ,
спецификацией, кодификатором, демоверсией. Обзор ресурсов, необходимых для работы по
курсу.
Практика: знакомство с программой курса, составление плана работы.
Тема 2. История России 1914-1945 гг.
Теория: 1917 год: от Февраля к Октябрю; Первые революционные преобразования
большевиков; Гражданская война и её последствия; Идеология и культура Советской России
периода Гражданской войны; СССР в годы нэпа (1921–1928); Советский Союз в 1929–1941
гг.; Культурное пространство советского общества в 1920–1930-е гг. ; Внешняя политика
СССР в 1920–1930-е гг.
Практика: решение картографический заданий ЕГЭ
Тема 3. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Теория: Первый период войны (июнь 1941 – осень 1942 г.); Коренной перелом в ходе войны
(осень 1942–1943 г.) ; Человек и война: единство фронта и тыла; Победа СССР в Великой
Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны (1944 – сентябрь 1945 г.)
Практика: решение картографический заданий ЕГЭ
Тема 4. СССР в 1945–1991 гг.
5

Теория: СССР в 1945–1953 гг.; СССР в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг.;
Советское государство и общество в середине 1960-х – начале 1980-х гг ; Политика
перестройки. Распад СССР (1985–1991).
Практика: решение картографический заданий ЕГЭ

6

Раздел 5. Условия реализации программы
Методическое обеспечение:
1. История. ЕГЭ. Картографический практикум: тетрадь-тренажер. 10-11 классы:
учебное пособие
2. Атлас отечественная история с древнейших времён до конца XVIII в.
3. Атлас отечественная история XVIII-XIX вв.
4. Атлас отечественная история XX в.
Цифровые образовательные ресурсы:
1. http://www.fipi.ru - Портал ФИПИ - Федеральный институт педагогических
измерений.
2. http://www.vesbook.ru - Официальный информационный портал единого
государственного экзамена.
3. https://ege.sdamgia.ru – Решу ЕГЭ.
4. http://www.russianculture.ru - Культура России.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, атласы и контурные карты с
древнейших времён до XX в.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».