МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования администрации города Екатеринбурга МАОУ Лицей № 110 РАССМОТРЕНО Педагогическим советом МАОУ лицея № 110 им. Л.К. Гришиной протокол № 1 от 26.08.2024 УТВЕРЖДЕНО Приказом №_121-К от 30.08.24 МАОУ лицей №110 им. Л. К. Гришиной директор ______ И. И. Сметанин РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Картографический практикум по истории России Направление или вид деятельности: обще интеллектуальное Возраст учащихся: 16-17 лет Срок реализации: 1 год (68 часов) Автор: Попова Ю.В. Учитель истории и обществознания, первая квалификационная категория Екатеринбург 2024 Раздел 1. Пояснительная записка Направление: общеинтеллектуальное. Вид деятельности: познавательная. Актуальность: Часть выпускников при выборе предмета для сдачи для итоговой аттестации выбирают такой предмет как, история. Актуальность данного курса в том, что в заданиях ЕГЭ присутствует три задания, где требуется применить картографические навыки. На занятиях планируется продолжить совершенствовать картографические умения, которые необходимы для успешного усвоения сдачи ЕГЭ по истории и развития познавательного интереса к предмету. На занятиях ребята будут совершенствовать, такие умения как чтение легенды карты, ориентация по гидрографическим объектам, определение исторического периода. Данный курс является практико-ориентированным. Место данного курса в основной общеобразовательной программе: программа «Картографический практикум по истории России» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и предназначена для реализации внеурочной деятельности обучающихся в 10-11 классах. Данная программа составлена на основе пособия Р.В. Пазина, П.А. Ушакова «Картографический практикум: тетрадь-тренажёр». Программа также может быть использована для расширения и углубления программы обучения по истории в 10 классе и построения индивидуальных образовательных направлений учащихся, проявляющих интерес к науке. Курс построен таким образом, что позволит расширить и углубить знания обучающихся, а также ликвидировать возможные пробелы. Программа имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности средних школьников. Цель курса – содействовать формированию, углублению и расширению практических умений при работе с исторической картой. Задачи курса: 1. Способствовать развитию элементарных практических умений при работе с картой для получения необходимой информации; 2. Способствовать развитию картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба, изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах. 3. Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по истории, отработка практических навыков учащихся при выполнении картографических заданий разного типа. 2 Форма организации образовательного процесса: групповая, фронтальная. Виды занятий: лекция, практикум, семинарское занятие. Группа обучающихся: 10 класс. Набор детей в группы проводится без предварительного отбора. Программа построена с учётом возрастных психофизических особенностей. Объём программы: 68 часов Срок освоения программы: 34 недели Режим занятий: одно занятие в неделю продолжительностью два академических часа. 3 Раздел 2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Планируемые результаты: Личностные: формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально; познавательная, творческая, общественная активность; умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения; личная и взаимная ответственность; готовность действия в нестандартных ситуациях. Метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах; готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе. умение работать с картографическим материалом. Предметные: применение элементов источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника,обстоятельства и цели его создания, позиций авторов и др.), излагать выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценностьосвоение обучающимися обществоведческой терминологии, ключевых понятий, методов и приёмов, способность к формированию научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений; освоение видов деятельности по получению нового знания; способность к преобразованию и применению полученных знаний в учебных, учебнопроектных и социально-проектных ситуациях; Оценочные материалы: Групповые: тематические семинары. Индивидуальные: тематические проверочные работы, проведение пробных ЕГЭ. 4 Раздел 3. Тематическое планирование № Дата (число/ме сяц/год) Количество часов Наименование темы/раздела Формы аттестации/контроля теория практика 1 Вводное занятие. Знакомство с правилами ТБ. Структура картографических заданий КИМ ЕГЭ Знакомство с документацией 2 2 КИМ ЕГЭ 2 История России 1914-1945 гг. 10 11 КИМ ЕГЭ 3 Великая Отечественная война 1941-1945 гг. 10 11 КИМ ЕГЭ 4 СССР в 1945–1991 гг. 10 12 КИМ ЕГЭ п/п Итого: 68 часов Раздел 4. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с правилами ТБ. Структура картографических заданий КИМ ЕГЭ Знакомство с документацией Теория: ознакомление с правилами ТБ. Знакомство со структурой КИМ ЕГЭ, спецификацией, кодификатором, демоверсией. Обзор ресурсов, необходимых для работы по курсу. Практика: знакомство с программой курса, составление плана работы. Тема 2. История России 1914-1945 гг. Теория: 1917 год: от Февраля к Октябрю; Первые революционные преобразования большевиков; Гражданская война и её последствия; Идеология и культура Советской России периода Гражданской войны; СССР в годы нэпа (1921–1928); Советский Союз в 1929–1941 гг.; Культурное пространство советского общества в 1920–1930-е гг. ; Внешняя политика СССР в 1920–1930-е гг. Практика: решение картографический заданий ЕГЭ Тема 3. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Теория: Первый период войны (июнь 1941 – осень 1942 г.); Коренной перелом в ходе войны (осень 1942–1943 г.) ; Человек и война: единство фронта и тыла; Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны (1944 – сентябрь 1945 г.) Практика: решение картографический заданий ЕГЭ Тема 4. СССР в 1945–1991 гг. 5 Теория: СССР в 1945–1953 гг.; СССР в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг.; Советское государство и общество в середине 1960-х – начале 1980-х гг ; Политика перестройки. Распад СССР (1985–1991). Практика: решение картографический заданий ЕГЭ 6 Раздел 5. Условия реализации программы Методическое обеспечение: 1. История. ЕГЭ. Картографический практикум: тетрадь-тренажер. 10-11 классы: учебное пособие 2. Атлас отечественная история с древнейших времён до конца XVIII в. 3. Атлас отечественная история XVIII-XIX вв. 4. Атлас отечественная история XX в. Цифровые образовательные ресурсы: 1. http://www.fipi.ru - Портал ФИПИ - Федеральный институт педагогических измерений. 2. http://www.vesbook.ru - Официальный информационный портал единого государственного экзамена. 3. https://ege.sdamgia.ru – Решу ЕГЭ. 4. http://www.russianculture.ru - Культура России. Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, атласы и контурные карты с древнейших времён до XX в. 7