МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования администрации города Екатеринбурга МАОУ Лицей № 110 РАССМОТРЕНО Педагогическим советом МАОУ лицея № 110 им. Л.К.Гришиной протокол № 1 от 26.08.2024 УТВЕРЖДЕНО Приказом №_121-К от 30.08.24 лицей №110 им. Л. К. Гришиной директор ______ И. И. Сметанин МАОУ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОВРЕМЕННЫЙ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» Направление: обще-интеллектуальное Возраст обучающихся: 9 класс Срок реализации программы: 1 год (34 часа) Составитель: Морозова С.В., учитель английского языка, 1КК Екатеринбург, 2024 СОДЕРЖАНИЕ 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ): .............................. 2 2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (с указанием форм и видов деятельности)...................................................................................... 5 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ....................................................................................... 9 4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ................................................ 10 5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ............................................................................ 12 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .......................................................................................................... 13 2 Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность введения курса внеурочной деятельности по английскому языку «Современный английский язык» связана с необходимостью создания в школьном иноязычном образовании благоприятных условий для устойчивого непрерывного развития языковой личности. Данный курс позволяет повысить качество подготовки учащихся в предметной области за счет расширения информационного поля и сферы аутентичного использования изучаемого языка в общей образовательной сфере. Актуальность разработки курса обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом аутентичном материале и применении полученных знаний на практике. Основной целью внеурочной деятельности по английскому языку является достижение продвинутого порогового (повышенного) уровня иноязычной компетентности, соответствующего международным требованиям Совета Европы. Для этого необходима дополнительная интенсивная практика по языку, чему способствуют использование аутентичных учебных пособий, ролевые игры, дискуссии, использование ИКТ. Курс имеет общекультурную и общеинтеллектуальную направленность, позволяет сочетать разные виды деятельности ((познавательную, игровую деятельность; проблемноценностное общение, творчество). Программа курса расширит возможность социализации учащихся, обеспечит преемственность между общим и профессиональным образованием. Приобретенный общекультурный уровень должен обеспечить выпускника способностью к продолжению образования в учреждениях высшей школы и к использованию информационнокоммуникационных умений в профессиональной сфере. Курс является профильно-ориентированным и имеет большое прикладное значение, способствуя не только дальнейшему развитию и совершенствованию языковых и речевых навыков, но и повышению уровня мотивации в изучении английского языка, подготовить учащихся к реальному диалогу культур. Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом федеральных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, деятельность).ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка. Это проявляется: − в выделении в цели программы ценностных приоритетов; − в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания; − в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками 3 Цели и задачи программы: Цель: формирование социокультурной коммуникативной компетенции учащихся через: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию, расширение и углубление лингвострановедческих знаний о социокультурной специфике англоговорящих стран и России; способность понимать и интерпретировать особенности чужой и собственной культур в их различных проявлениях, что позволит обеспечить эффективность коммуникации; совершенствование умения адекватно строить свое речевое и неречевое поведение с учетом ситуаций общения, в том числе, в рамках межкультурного взаимодействия; формирование устойчивых грамматических и лексических навыков, расширение перечня дидактических единиц по грамматическим и лексическим темам и осуществления дополнительной речевой практики продуктивного (говорение и письмо) и рецептивного (аудирование и чтение) планов с учетом возрастных особенностей и интересов старшеклассников. Задачи: 1. Образовательные: приобщить школьников к истории, культуре, традициям и реалиям англо-говорящих стран; расширять представления о социокультурном портрете этих стран в различных её проявлениях (стиль жизни, национальные традиции и т.д.) в сопоставительном плане с родной культурой; расширить эрудицию учащихся; расширять культуроведческий, лингвистический, филологический, страноведческий и общий кругозор; актуализировать межпредметные знания и умения в условиях изучения данного курса; расширить содержание образования по английскому языку информацией лингвострановедческого характера (информация о географическом положении, литературе, экономике, истории, средствах массовой информации и т.д.). 2. Воспитательные: формировать у учащихся интерес к культуре и народу страны изучаемого языка и своей собственной страны; воспитывать толерантное отношения к иной культуре, культуре взаимодействия, понимания общности задач в гуманитарной области; воспитывать культуру общения; поддерживать познавательную активность и интерес к изучаемому языку; воспитывать потребность в практическом использовании иностранного языка в будущей профессиональной деятельности. 3. Развивающие: развивать и совершенствовать все навыки речевой деятельности учащихся (говорение, 4 чтение, аудирование, письмо) на лингвострановедческом материале; развивать языковые способностей учащихся, умения оперировать полученными знаниями; развивать различные способности (в том числе произвольное внимание, память, аналитическое мышление, познавательные способности); развивать ценностные ориентации; развивать творческие способности ученика. Форма организации образовательного процесса – практикумы. преимущественно групповые и парные, а также индивидуальная работа. Курс реализуется через практические занятия, ролевые игры, тренинги, презентации и пр. Курс внеурочной деятельности расчитан на детей 14-16 лет (9 класс). Набор детей в группу проводится без предварительного отбора. Программа построена с учётом возрастных психофизических особенностей. объем программы: 34 часа срок ее освоения: 34 недели режим занятий 1 час в неделю 2. «ПЛАНИРУЕМЫЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ Личностные результаты выпускников основной школы, формируемые при изучении английского языка по программе: • формирование мотивации к изучению иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»; • осознание возможностей самореализации средствами английского языка; • стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; • формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; • развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; • формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; • стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность к ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира; • готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию. Метапредметные результаты: • развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение; 5 • развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; • развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; • развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов; • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на английском языке. Предметные результаты Говорение, диалогическая речь. Совершенствование диалогической речи в рамках изучаемого предметного содержания речи: умений вести диалоги разного характера - этикетный, диалог-расспрос, диалог – побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и комбинированный диалог. Говорение, монологическая речь. Совершенствование умений строить связные высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи (повествование, описание, рассуждение (характеристика), с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на зрительную наглядность, прочитанный/прослушанный текст и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) Объем монологического высказывания 10-12 фраз. Продолжительность монологического высказывания –1,5–2 минуты. Аудирование Восприятие на слух и понимание несложных аутентичных аудиотекстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от решаемой коммуникативной задачи. Жанры текстов: прагматические, информационные, научно-популярные. Типы текстов: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, сообщение, беседа, интервью, объявление, реклама и др. Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте. Время звучания текстов для аудирования – до 2 минут. Аудирование с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких несложных аутентичных коротких текстах. Время звучания текстов для аудирования – до 1,5 минут. Чтение Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание: с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации, с полным пониманием. 6 Жанры текстов: прагматические. научно-популярные, публицистические, художественные, Типы текстов: статья, интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения, объявление, рецепт, рекламный проспект, стихотворение и др. Письменная речь Дальнейшее развитие и совершенствование письменной речи, а именно умений: написание коротких сообщений; написание личного письма, в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чем-либо), объем личного письма около 100–120 слов, включая адрес; написание делового письма (сопроводительное письмо –заявление на работу); составление плана, тезисов устного/письменного сообщения; краткое изложение результатов проектной деятельности. делать выписки из текстов; составлять небольшие письменные высказывания в соответствии с коммуникативной задачей. Языковые средства и навыки оперирования ими Орфография и пунктуация Правильное написание изученных слов. Правильное использование знаков препинания (точки, вопросительного и восклицательного знака) в конце предложения. Фонетическая сторона речи Различения на слух в потоке речи всех звуков иностранного языка и навыки их адекватного произношения (без фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации). Соблюдение правильного ударения в изученных словах. Членение предложений на смысловые группы. Ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений. Соблюдение правила отсутствия фразового ударения на служебных словах. Лексическая сторона речи Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематики основной школы, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры стран изучаемого языка в объеме примерно 1200 единиц (включая 500 усвоенных в начальной школе). Основные способы словообразования: аффиксация, словосложение, конверсия. Многозначность лексических единиц. Синонимы. Антонимы. Лексическая сочетаемость. Грамматическая сторона речи Навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и распространенных простых предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. 7 Навыки распознавания и употребления в речи коммуникативных типов предложения: повествовательное (утвердительное и отрицательное), вопросительное, побудительное, восклицательное. Использование прямого и обратного порядка слов. Навыки распознавания и употребления в речи существительных в единственном и множественном числе в различных падежах; артиклей; прилагательных и наречий в разных степенях сравнения; местоимений (личных, притяжательных, возвратных, указательных, неопределенных и их производных, относительных, вопросительных); количественных и порядковых числительных; глаголов в наиболее употребительных видо-временных формах действительного и страдательного залогов, модальных глаголов и их эквивалентов; предлогов. Социокультурные знания и умения. Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение: знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире; сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии; сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии; знаниями о реалиях страны/стран изучаемого языка: традициях (в питании, проведении выходных дней, основных национальных праздников и т. д.), распространенных образцов фольклора (пословицы и т. д.); представлениями о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; об особенностях образа жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру) страны/стран изучаемого языка; о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке; умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику); умением представлять родную страну и ее культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения. Компенсаторные умения Совершенствование умений: переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов; использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.; прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов и т. д.; догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике; использовать синонимы, антонимы, описание понятия при дефиците языковых средств. Общеучебные умения и универсальные способы деятельности 8 Формирование и совершенствование умений: работать с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение, сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц; работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой; планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участие в работе над долгосрочным проектом, взаимодействие в группе с другими участниками проектной деятельности; самостоятельно работать в классе и дома. Специальные учебные умения Формирование и совершенствование умений: находить ключевые слова и социокультурные реалии в работе над текстом; семантизировать слова на основе языковой догадки; осуществлять словообразовательный анализ; пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами); участвовать в проектной деятельности меж- и метапредметного характера. Изучение программы основано на межпредметных связях с предметами «Литература», «География», «Информатика» и др. Оценка планируемых уровнях: результатов внеурочной деятельности планируется на 2 • представление коллективного результата группы обучающихся в рамках курса (минипроекты) • индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося (написание личного письма, диалоги). 3. «ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ» № п/п 1 Наименование темы раздела Количество часов теория практик а Роль иностранного языка в планах на 1 5 будущее. Форма контроля Групповые минипроекты «Эффективные 9 2 Средства массовой коммуникации 0.5 4.5 3 Экологические проблемы 1 4 4 Поиск работы 0.5 4.5 5 Лучшие друзья 0.5 3.5 6 Чтение книг 7 Современные технологии 4 0.5 4.5 способы изучения иностранных языков» Диалог-обмен мнениями Статья (газетная заметка) Сопроводительное письмо Письмо другу (письмо личного характера) Презентация «Моя любимая книга» Групповой проект «Технологии будущего» 4. «СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Раздел 1. Роль иностранного языка в планах на будущее. Тема 1.1.Вводное занятие. Теория: знакомство с правилами по ТБ и программой курса. Тема 1.2. «Страны, национальности, языки». Практика употребления в речи лексики по теме. Работа в парах. Тема 1.3. «Социальные сети и языки мира» Практика чтения с разными стратегиями. Обмен мнениями. Работа в мини-группах. Тема 1.4. «Невербальные способы коммуникации». Практика аудирования , чтения и говорения. Индивидуальная работа и в группе. Тема 1.5. «Изучение английского языка за рубежом». Практика диалогической речи. Работа в парах. Тема 1.6. «Эффективные способы изучения иностранных языков». Практика устной речи. Обсуждение в мини-группах. Презентация групповых мини-проектов. Раздел 2. Средства массовой коммуникации. Тема 2.1. «Жанры телевизионных программ». Практика распознавания и употребления в монологической и диалогической речи лексических единиц по теме. Работа в группе и парах. Тема. 2.2. «Медленное» ТВ» Практика чтения с разными стратегиями. Групповая и индивидуальная работа. 10 Тема 2.3. «Планы на будущее – хочу быть знаменитым». Практика устной речи, активизация межпредметных навыков. Групповая и индивидуальная работа. Тема 2.4. Описание любимой телепередачи. Теория: описание передачи с опорой на план. Практика монологической речи. Работа в парах. Тема 2.5.«Выбор ТВ программы для просмотра». Практика диалогической речи. Работа в парах. Раздел 3. Экологические проблемы. Тема 3.1. «Окружающая среда». Практика распознавания и употребления в монологической и диалогической речи лексических единиц по теме. Групповая и индивидуальная работа. Тема 3.2. «Самое важное здание в мире». Практика чтения с разными стратегиями. Групповая и индивидуальная работа. Тема 3.3.«Как уменьшить вредное воздействие человека на окружающую среду». Практика устной речи. Активизация межпредметных навыков. Индивидуальная и парная работа. Тема 3.4. «Экологические проблемы и защита окружающей среды» Теория: как писать статью/заметку? Практика: чтение статьи. Групповая работа. Тема 3.5 «Защита окружающей среды» Практика письменной речи: газетная статья /заметка. Парная и индивидуальная работа. Раздел 4. Поиск работы. Тема 4.1. «Профессии. Личностные качества». Практика распознавания и употребления в монологической и диалогической речи лексических единиц по теме. Работа в группе и парах. Тема 4.2. «Необычные профессии». Индивидуальная и групповая работа. Практика Тема 4.3. «Передаваемые навыки». Практика межпредметных навыков. Работа в группах. чтения чтения с и разными стратегиями. говорения. Активизация Тема 4.4. «Как задать уточняющие вопросы по объявлению». Практика аудирования и диалогической речи. Работа в парах. Тема 4.5. Мотивационное письмо. Теория: структура мотивационного письма. Практика письменной речи. Индивидуальная работа. Раздел 5. Лучшие друзья. Тема 5.1. «Дружеские отношения». Практика употребления в монологической и диалогической речи лексических единиц по теме. Обсуждение в парах. Тема 5.2. «Пример дружбы». Практика чтения с разными стратегиями. Обмен мнениями. Работа в группе и парах. 11 Тема 5.3. «Как найти новых друзей». Практика чтения и говорения. Обсуждение в парах. Тема 5.4. «Рассказ о прошедшем событии». Теория: структура личного письма. Практика устной и письменной речи (письмо другу). Индивидуальная работа и в парах. Раздел 6. Чтение книг. Тема 6.1. «Жанры книг». Практика распознавания и употребления в речи лексических единиц по теме. Групповая раюота. Тема 6.2. «Современные авторы книг для детей». Практика говорения и чтения с разными стратегиями. Индивидуальная работа и в группе. Тема 6.3. История по сюжетным картинкам. Практика устной и письменной речи. Тема 6.4. Моя любимая книга». Совершенствование навыка монологической речи. Презентация прочитанной книги. Индивидуальная работа. Раздел 7. Современные технологии Тема 7.1. «Использование компьютера» Практика распознавания и употребления в монологической и диалогической речи лексических единиц по теме. Работа в парах и группе. Тема 7.2. «Безопасный Интернет». Практика чтения и устной речи (дискуссия). Активизация межпредметных навыков. Работа в парах. Тема 7.3. «Сравнение фотографий». Теория : как описывать и сравнивать фото по плану. Практика монологической речи. Работа в парах. Тема 7.4. «Что нас ждет в будущем?» Практика аудирования и устной речи. Обмен мнениями. Подготовка проекта. Работа в мини-группах. Тема 7.5. «Технологии будущего». Практика устной речи. проектов. Работа в группе. Презентация групповых 5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация программы предполагает следующие формы организации образовательной деятельности: групповая работа, парная, индивидуальная и мини-группы. Предусмотрены разные формы проведения занятий для формирования и совершенствования умений и навыков: практические занятия (практикумы), ролевые игры, создание проблемной ситуации и поиск её практического решения с последующей дискуссией, подготовка и презентации групповых мини-проектов. Методы отслеживания и фиксирования образовательных результатов при реализации программы: наблюдение за деятельностью детей в различных ситуациях (на занятии, в 12 общении в группах и парах), устный опрос, анализ продуктов деятельности учащихся (диалог, письмо, проект). включая самооценку учащихся. Параметры результативности образовательного процесса: усвоенные знания, освоенные способы деятельности (умения и навыки), опыт эмоционально-ценностных отношений, опыт творческой деятельности, опыт общения, опыт самостоятельной деятельности, опыт социально-значимой деятельности. Материально-техническое обеспечение. Оборудование – столы и стулья, персональный компьютер, проектор, экран (или телевизор, подключенный к компьютеру). Кадровое обеспечение. профессиональное образование (английский язык). Программа реализуется педагогом, в области, соответствующей профилю имеющим программы Информационное обеспечение. Программа курса, аутентичное учебное пособие Gateway B1, дидактические материалы, созданные с помощью ИКТ, методическая литература, словари, интернет- ресурсы (см. список литературы) 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература ля педагога: 1.David Spencer. Teacher ‘s resources. 2nd edition. England: Macmillan Education, 2022 2.David Spencer Gateway B1.Student`s Book. 2nd edition. England: Macmillan Education, 2022 3.Exam Skills for Russia. Malcolm Mann, Steve Taylore-Knowles England: Macmillan Education,2020 4.Г.Н.Федорова. Игры на уроках английского языка, Издательский дом «МарТ», Москва 2005 5. Longman Active Study Dictionary Литература детей и родителей: 1.David Spencer Gateway B1.Student`s Book. 2nd edition. England: Macmillan Education, 2022 2.Longman Active Study Dictionary Интернет-ресурсы 1. https://wordwall.net 2. http://www.fipi.ru - Портал ФИПИ - Федеральный институт педагогических измерений.. 3. https://soc-oge.sdamgia.ru – Решу ОГЭ. 4. https://www.liveworksheets.com 5. https://learningapps.org/ 13