Приложение к ООП ООО МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования администрации города Екатеринбурга МАОУ Лицей № 110 РАССМОТРЕНО Педагогическим советом МАОУ лицея № 110 им. Л.К. Гришиной протокол № 1 от 26.08.2024 УТВЕРЖДЕНО Приказом №_121-К от 30.08.24 МАОУ лицей №110 им. Л. К. Гришиной директор ______ И. И. Сметанин РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Алгоритмизация и программирование» для основного общего образования Срок освоения программы 2 года (8-9 класс) 2024 Место курса в образовательном процессе Изменение взглядов на предмет информатики как науки, её место в системе научного знания требует существенных изменений в содержании образования по информатике. В связи с этим особую актуальность приобретают раскрытие личностных резервов учащихся, формирование информационной культуры школьника и создание соответствующей среды. Никакая система задач, какой бы хорошей она ни была, никакие тренинги памяти, внимания и т. п. не дают того эффекта, который возникает в случае, если учащиеся осознают необходимость решения тех или иных задач, если у них появляется острая необходимость к преодолению интеллектуальных трудностей, связанных с познанием, если они видят смысл в сотрудничестве с одноклассниками и учителем. Содержание обучения, представленное в программе элективного курса «Алгоритмизация и программирование», позволяет вести обучение школьников в режиме актуального познания. Практическая направленность курса на создание внешних образовательных продуктов – блок-схем, алгоритмов, исполняемых файлов – способствует выявлению фактов, которые невозможно объяснить на основе имеющихся у школьников знаний. Возникающие при этом познавательные переживания обусловливают сознательное отношение к изучению основных теоретических положений информатики. Проявления трудолюбия, целеустремленности и одухотворённости, возникающие при воплощении замыслов учащихся в рамках программы «Алгоритмизация и программирование», стимулируют развитие индивидуально-личностных качеств школьников. Активизация познавательного процесса позволяет учащимся более полно выражать свой творческий потенциал и реализовывать собственные идеи в изучаемой области знаний, создаёт предпосылки по применению освоенных навыков программирования в других учебных курсах, а также способствует возникновению дальней мотивации, направленной на освоение профессий, связанных с разработкой программного обеспечения. Концепция курса Ключевой особенностью курса является его направленность на формирование у учащихся навыков поиска собственного решения поставленной задачи, составления алгоритма решения и реализации алгоритма с помощью среда Кумир. Общепедагогическая направленность занятий – гармонизация индивидуальных и социальных аспектов обучения по отношению к информационным технологиям. Умение составлять алгоритмы решения и навыки программирования на алгоритмическом языке являются элементами информационной компетенции – одной из ключевых компетенций современной школы. Умение находить решение, составлять алгоритм решения и реализовать его с помощью алгоритмических языков - необходимое условие подготовки современных школьников, воспитания их информационной культуры. Особая роль отводится широко представленной в курсе системе рефлексивных заданий. Освоение рефлексии направлено на осознание учащимися того важного обстоятельства, что наряду с разрабатываемыми ими продуктами в виде программ на компьютере рождается основополагающий образовательный продукт: освоенный инструментарий. Именно этот образовательный продукт станет базой для творческого самовыражения учащихся в форме различных программ Пояснительная записка Модифицированная программа элективного курса «Алгоритмизация и программирование» составлена на основе программы курса информатики А.Г.Кушниренко, Г.В.Лебедева, Я.Н.Зайдельман, авторской программы А.В. Горячева, в соответствии с примерной программой элективных курсов по информатике и информационным технологиям, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации, от 2010 года. Программа «Алгоритмизация и программирование» предназначена для изучения алгоритмизации и программирования учащимися 8 и 9 классов общеобразовательной школы, для изучения курса отводится 1 час в неделю, 34 часа в год, 68 за два года. Его содержание соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста. Тип программы: составительская. Направленность программы: научно-техническая. Формы организации учебных занятий Организация учебного процесса с использованием учебно-методического комплекта предусматривает наличие следующих взаимосвязанных и взаимодополняющих форм: урочная форма, когда учитель во время урока объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере; внеурочная форма, когда учащийся вне уроков самостоятельно выполняет на компьютере практические задания. индивидуальные консультации. Состав учебно-методического комплекта Учебно-методический комплект по курсу включает учебное методические разработки уроков, содержащее необходимый теоретический материал, раздаточный материал, в который входят алгоритмы выполнения практических работ. Курс, имея собственную доминантную направленность, предполагает интеграцию с другими учебными предметами. Информационная составляющая этих предметов может использоваться школьниками в процессе разработки алгоритмов. Актуальность обучения программированию состоит в следующем: в связи с введением нового федерального государственного стандарта нам необходимо воспитать новое поколение, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества, обладающего информационной культурой; необходимость введения курса обусловлена интересом обучающихся, а так же образовательными запросами родителей, несоответствием действующих учебных планов и требований ФГОС, по подготовке обучающихся к ГИА и ЕГЭ. Курс поддержан программным обеспечением КуМир (Комплект Учебных МИРов). Особенности системы КуМир: в системе КуМир используется школьный алгоритмический язык с русской лексикой и встроенными исполнителями Робот и Чертёжник; при вводе программы КуМир осуществляет постоянный полный контроль ее правильности, сообщая на полях программы об всех обнаруженных ошибках; при выполнении программы в пошаговом режиме КуМир выводит на поля результаты операций присваивания и значения логических выражений. Это позволяет ускорить процесс освоения азов программирования; Кумир работает в операционных системах Windows или Linux. Основные цели создание условий для формирования и развития у обучающихся интереса к изучению информатики и информационных технологий; развитие алгоритмического мышления учащихся; расширение спектра посильных учащимся задач из различных областей знаний, решаемых с помощью формального исполнителя; ознакомление со спецификой профессии программиста. В ходе ее достижения решаются задачи Обучающие: освоение первоначальных навыков в работе на компьютере с использованием интегрированной графической среды «Исполнители»; обучение основам алгоритмизации и программирования, приобщении к проектно-творческой деятельности. Воспитательные: воспитание целеустремленности и результативности в процессе решения учебных задач. Развивающие: способствование формированию информационной культуры школьника; способствование формированию представления о роли компьютерного программирования в развитии общества; способствование развитию логического мышления и памяти ребенка; способствование развитию навыков проектно-творческой деятельности. Основные принципы Основными принципами, заложенными в программу, являются следующие: 1. Индивидуальное обучение Одним из важнейших элементов дополнительного образования является способствование формированию информационной культуры школьника, возможность овладевать знаниями с индивидуальной скоростью и в индивидуальном объёме, что предполагает отдельную работу с каждым учащимся. Поэтому занятия делятся на лекционные (лекционно-практические), на которых тема изучается всей группой, и индивидуальные, на которых и осваивается основная часть тем. Для физической и моральной разгрузки детей, а также в качестве поощрения проводятся игровые занятия. 2. Обучение в активной деятельности Все темы программы воспитанники изучают на практике, решая большое количество задач по каждой теме. 3. Преемственность Программа обучения построена так, что каждая новая тема логически связана с предыдущей, то есть при изучении новой темы используются все знания и навыки, полученные на предыдущих этапах обучения. В результате, к концу учебного года подростки не только не забывают всё, что проходили в начале, но даже, наоборот, помнят и понимают программу первых занятий лучше, чем прежде. Такой принцип способствует не только успешному освоению программы, но и позволяет учащимся понять важность уже изученного материала, значимость каждого отдельного занятия. Основной целью обучения является не освоение определенного языка программирования, а закладывание основ для дальнейшего изучения компьютерных языков. Знания, полученные учащимися, помогут им при изучении любого языка программирования. Весь курс построен на основе дифференцированного подхода и модульного принципа. Каждый обучающийся может выбрать стратегию своего обучения, т. е. создать алгоритм аналогичный разобранному, либо сделать дополнительные задания, вносящие усовершенствования в итоговый программный продукт. Каждый модуль содержит теоретический блок и практические задания с указаниями учителя. Модули представляют собой цепочку постепенно усложняющихся задач для решения, которых учащимся требуется освоить все новые и новые приемы алгоритмизации. Все этапы алгоритма тщательно разбираются учителем совместно с детьми. Изучение каждого модуля завершается разработкой полностью законченного алгоритма. Система оценки достижений обучающихся Для проверки знаний и умений учащихся осуществляется как текущий, так и итоговый контроль. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практикума по каждой теме курса. Итоговый контроль реализуется в форме итогового практикума. Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные программы и проекты.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса. Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения – устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги. Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога – обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта – программы и творческого проекта. Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах: 1. Текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий. 2. Взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах. 3. Публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых). 4. Текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников. 5. Итоговая оценка деятельности и образовательной продукции ученика в соответствии с его индивидуальной образовательной программой по курсу. 6. Итоговая оценка индивидуальной деятельности учащихся учителем, выполняемая в форме образовательной характеристики. Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты учеников. Качество ученической программы оценивается следующими критериями: последовательность действий при разработке программ: постановка задачи, выбор метода решения, составление алгоритма, составление программы, запись программы в компьютер, отладка программы, тестирование программы; «Правила хорошего тона» при разработке программ: читаемость и корректность программ, защита от неправильного ввода, понятия хорошего и плохого «стиля программирования». Выполненные учащимися работы включаются в их «портфель достижений». Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце курса. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки: технические качества, коммуникативные, когнитивные, рефлексивные. Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он может иметь форму зачета олимпиады или защиты творческих работ. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса. Формой итоговой оценки каждого ученика выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из целей курса и каждого из направлений индивидуальной программы ученика по курсу. Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя и в индивидуальных образовательных программах учеников. Планируемые результаты изучения курса АиП Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета Личностные результаты 1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. 2. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Требования к результатам образования в соответствии с рабочей программой воспитания В воспитании обучающихся подросткового возраста приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений: к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Метапредметные результаты Регулятивные УУД 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; • идентифицировать собственные проблемы и определять главную про- блему; • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; Познавательные УУД 6. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; Коммуникативные УУД 7. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: • определять возможные роли в совместной деятельности; • играть определенную роль в совместной деятельности; • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; • выделять общую точку зрения в дискуссии; • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); Предметные результаты Алгоритмы и элементы программирования • владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов; • овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгорит- мов; • владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки программ; • владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке; • умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц; • владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ. Весь курс построен на основе дифференцированного подхода и модульного принципа. Каждый обучающийся может выбрать стратегию своего обучения, т. е. создать алгоритм аналогичный разобранному, либо сделать дополнительные задания, вносящие усовершенствования в итоговый программный продукт. Каждый модуль содержит теоретический блок и практические задания с указаниями учителя. Модули представляют собой цепочку постепенно усложняющихся задач для решения, которых учащимся требуется освоить все новые и новые приемы алгоритмизации. Все этапы алгоритма тщательно разбираются учителем совместно с детьми. Изучение каждого модуля завершается разработкой полностью законченного алгоритма. Выпускник научится: • составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов; • выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.); • определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков); • определять результат выполнения заданного алгоритма или его фраг- мента; • использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; • выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы); • составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере; • использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания; • анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений; • использовать логические значения, операции и выражения с ними; • записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения. Выпускник получит возможность: • познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами; • создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее; • познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их реше- ния; • познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.); • познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде. Содержание учебного предмета В содержании предмета «Основы программирования» для 8–9 классов выделено два модуля: Алгоритмизации в среде исполнителя на примере программы Кумир и Основы программирования на языке Паскаль 1. Алгоритмизации в среде исполнителя 1.1. Алгоритм, программа. Освоение среды 1.2. Команды повтора 1.3. Программа и подпрограмма 1.4. Команды ветвления «ЕСЛИ», «ВЫБОР»» 2. Основы программирования Алгоритмы и элементы программирования Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя. Необходимость формального описания исполнителя. Ручное управление исполнителем. Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями). Алгоритмический язык (язык программирования) – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Компьютер – автоматическое устройство, способное управлять по заранее составленной программе исполнителями, выполняющими команды. Программное управление исполнителем. Программное управление самодвижущимся роботом. Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блок-схем. Отличие словесного описания алгоритма, от описания на формальном алгоритмическом языке. Системы программирования. Средства создания и выполнения программ. Понятие об этапах разработки программ и приемах отладки программ. Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и управляемый им исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий сигналы от цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в том числе движущимися) устройствами. Алгоритмические конструкции Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных. Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Запись составных условий. Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла. Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла. Инвариант цикла. Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования. Примеры записи команд ветвления и повторения и других конструкций в различных алгоритмических языках. Разработка алгоритмов и программ Оператор присваивания. Представление о структурах данных. Константы и переменные. Переменная: имя и значение. Типы переменных: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Двумерные массивы. Примеры задач обработки данных: нахождение минимального и максимального числа из двух, трех, четырех данных чисел; нахождение всех корней заданного квадратного уравнения; заполнение числового массива в соответствии с формулой или путем ввода чисел; нахождение суммы элементов данной конечной числовой последовательности или массива; нахождение минимального (максимального) элемента массива. Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации этих алгоритмов в выбранной среде программирования. Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др. Знакомство с постановками более сложных задач обработки данных и алгоритмами их решения: сортировка массива, выполнение поэлементных операций с массивами; обработка целых чисел, представленных записями в десятичной и двоичной системах счисления, нахождение наибольшего общего делителя (алгоритм Евклида). Понятие об этапах разработки программ: составление требований к программе, выбор алгоритма и его реализация в виде программы на выбранном алгоритмическом языке, отладка программы с помощью выбранной системы программирования, тестирование. Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова, пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод). Знакомство с документированием программ. Составление описание программы по образцу. Анализ алгоритмов Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; их зависимость от размера исходных данных. Примеры коротких программ, выполняющих много шагов по обработке небольшого объема данных; примеры коротких программ, выполняющих обработку большого объема данных. Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных; определение возможных входных данных, приводящих к данному результату. Примеры описания объектов и процессов с помощью набора числовых характеристик, а также зависимостей между этими характеристиками, выражаемыми с помощью формул. Тематическое планирование Предмет Алгоритмизация и программирование Тема/ Электронный ресурс Тема 1. Алгоритм, программа. Освоение среды Количество часов, отводимое на освоение темы 7 https://www.kpolyakov.sp b.ru/download/robkumppt. zip Уровень образования (классы)___ООО (8-9класс)_______ 8 класс Темы уроков 1. Понятие алгоритма и программы. 2. Переменные. Оператор присваивания. 3. Команды ввода-вывода. 4. 5. Арифметические операции. Решение линейных задач в среде исполнителя Кумир. Решение линейных задач в среде исполнителя Кумир. Итоговая работа. Команды ветвления Формы записи команды ветвления Решение задач на ветвление в среде исполнителя Кумир 6. Тема 2: Команды ветвления https://www.kpolyakov.sp b.ru/download/robkumppt. zip 8 7. 1. 2. 3. Содержание примерной программы понятие алгоритм, программа свойства алгоритма пример программы в среде исполнителя Кумир имя переменной, тип, описание. оператор присваивания. блок-схема решение линейных задач в среде исполнителя Кумир команды ввода-вывода. арифметические операции. порядок операций нахождение ошибок в программе. ручная прокрутка решение линейных задач в среде исполнителя Кумир общий вид команды «если»; блок - схема выполнения команды «если»; краткая и полная форма записи; решение задач на составление алгоритмов с командой ветвления. 4. 5. Сложные условия Сложное условие И 6. Сложное условие ИЛИ 7. Тема 3: Команды повтора. Циклы. 8 8. 1. 2. https://www.kpolyakov.sp b.ru/download/robkumppt. zip 3. 4. Цикл с условием Цикл с условием 5. Решение задач с циклами в среде исполнителя Кумир Решение задач с циклами в среде исполнителя Кумир Решение задач с циклами в среде исполнителя Кумир Итоговая работа Программа и подпрограмма. Основной и вспомогательные алгоритмы. Программа и подпрограмма. Основной и 6. 7. Тема 4: Программа и подпрограмма 8 Решение задач с условием в среде исполнителя Кумир Итоговая работа Команды повтора. Решение задач с повтором в среде исполнителя Кумир 8. 1. 2. сложные условия и логические операции общий вид записи сложного условия "И", блок-схема, правило работы; решение задач с условием в среде исполнителя Кумир общий вид записи сложного условия "ИЛИ", блок-схема, правило работы; решение задач с условием в среде исполнителя Кумир решение задач на ветвление с условием в среде исполнителя Кумир команда повтора "N раз" - общий вид записи, блок- схема, правило работы; решение задач с повтором в среде исполнителя Кумир команда повтора с условием - общий вид записи, блок-схема, правило работы примеры задач решение задач с циклами в среде исполнителя Кумир понятия основного и вспомогательного алгоритмов; вызов вспомогательного алгоритма; вспомогательные алгоритмы. https://www.kpolyako v.spb.ru/download/rob kumppt.zip 3. Метод последовательного уточнения 4. Решение задач со вспомогательными алгоритмами в среде исполнителя Кумир Решение задач со вспомогательными алгоритмами в среде исполнителя Кумир Итоговая работа Фестиваль программ Фестиваль программ 5. 6. 7. 8. Тема 5. Повторение 3 Резерв 1 Итого 35 1. Повторение темы «Обработка информации» выполнение вспомогательного алгоритма с аргументами суть метода последовательного уточнения решение задач со вспомогательными алгоритмами в среде исполнителя Кумир дифференцированные задания на выбор, творческая работа на составление задач 9 класс Тема Тема 1. Среда программирования PascalABC.Net. Тема 2: Основные конструкции языка Pascal Количество часов, отводимое на освоение темы 1. 1 12 1. 2. https://www.kpolyakov.s pb.ru/download/pasppt1. zip 3. 4. 5. 6. 7. Темы уроков Содержание примерной программы Место Pascal в семействе языков высокого История развития языков программирование. Необходиуровня. Редактор кода. Запуск программы и мость в высокоуровневых языках. Pascal – язык обучения отладка. программированию. Настройка параметров среды. Анализ сообщений компилятора. Отладка программы в пошаговом режиме, отслеживание значений переменных. Запуск программы на выполнение. Характеристика и особенности языка. ЛексиСостав и алфавит языка. Элементарные конструкции. ческая структура языка. Общая структура Комментарии в программе. Основные разделы программы. программы. Назначение и структура блока описаний. Исполняемый блок. Идентификаторы. Правила записи идентификаторов. Величина и ее характеристики. Выражения. Данные в программе. Концепция типов. Стандартные Оператор присваивания. Ввод-вывод данных. типы. Структура выражения и порядок выполнения операций. Структура оператора присваивания. Процедуры Read, Readln, Write, Writeln. Форматирование данных вывода. Практикум. Разработка простейших проРазработка и выполнение программ линейной струкграмм. (1 час) туры. Ввод-вывод данных. Оператор ветвления if-then-else. Оператор ветвления в полной и краткой форме. Составной оператор. Отношения. Реализация условий через логические выражения. Логические операции. Разработка и выполнение программ с ветвлением. Задача о зеркале и дверном проеме. Практикум. Разработка программ с ветвлениРазработка и выполнение программ с ветвлением. ем. Решение квадратного уравнения. Оператор выбора case. Структура оператора Case. Особенности построения переключателя. Использование группы else, Практикум. Организация выбора в програмРазработка и выполнение программ с множественме. ным ветвлением. Определение времени года по номеру месяца. 8. 9. Тема 3: Модульное программирование 6 https://www.kpolyakov.s pb.ru/download/pasppt1. zip Тема 4: Составные данные. 12 10. Практикум. Решение задач с арифметическим циклом (1 час). 11. Практикум. Решение задач с арифметическим циклом (2 час). 12. Итоговая работа «Операторы языка Pascal»Практикум. 1. Программа и подпрограмма. Особенности реализации в Pascal. 2. Практикум. Задачи с процедурами. 3. Параметры подпрограмм. 4. Практикум. Задачи с функциями. 5. 6. 1. Практикум. Использование параметров. Итоговая работа «Подпрограммы» Простые и составные данные. Анализ потока данных. Линейные массивы. Генерация и вывод массива. Практикум. Отбор данных в массиве по условию. Практикум. Поиск наибольшего, наименьшего на массиве. Сортировка массива. Простые сортировки. Практикум. Сортировка пузырьком. Практикум. Сортировка выбором. Практикум. Сортировка массива. 2. https://www.kpolyakov.s pb.ru/download/pasppt2. zip Цикл While-do. Решение задач с предусловным циклом. Цикл for-to-do. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Практикум. Задача о медиане. 10. Поиск второго минимума-максимума. 11. Практикум. Поиск второго минимума- Структура цикла. Проблема зацикливания. Разработка и выполнение программ с предусловным циклом. Цикл с увеличивающимся и уменьшающимся счетчиком. Количество итераций. Нахождение суммы, минимального, максимального на последовательности. Решение задач на нахождение суммы, количества, среднего арифметического последовательности. Решение задач на нахождение минимального, максимального на последовательности. Описание подпрограмм в Pascal. Отличия процедур от функций. Модульное программирование. Решение задач на выделение цифр из числа. Формальные и фактические параметры. Локальные и глобальные объекты. Правило видимости. Делители числа. Решение задач по алгоритму Эвклида. Решение задачи сокращение простой дроби. Необходимость составных данных. Классификация составных данных. Описание массивов. Индексная адресация. Ввод и вывод массива. Генерация данных случайным образом. Решение задач на кратность. Решение задачи о поиске максимума-минимума. Метод пузырька. Сортировка выбором. Реализация сортировки массива методом пузырька. Реализация сортировки массива методом выбора. Сравнение эффективности методов сортировки (пузырек и выбор) Подходы к определению второго (и последующих) минимумов-максимумов. Тема 5. Повторение 2 Резерв 1 Итого 34 максимума. 12. Итоговая работа «Линейные массивы» 1. Повторение темы «Обработка информации»