МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования администрации города Екатеринбурга МАОУ Лицей № 110 РАССМОТРЕНО Педагогическим советом МАОУ лицея № 110 им. Л.К. Гришиной протокол № 1 от 26.08.2024 УТВЕРЖДЕНО Приказом №_121-К от 30.08.24 МАОУ лицей №110 им. Л. К. Гришиной директор ______ И. И. Сметанин РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАУКА ПУТЕШЕСТВОВАТЬ» Направление: общекультурное Возраст обучающихся: 11-12 лет Срок реализации: 1 год. Составитель: Захарова Ю.А., учитель географии МАОУ лицея № 110, высшая квалификационная категория. Екатеринбург, 2024 1.Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «Наука путешествовать» для обучающихся 5 классов (основной школы) составлена на основе требований ФГОС ООО (ФГОС основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки от 31.05.2021 №287) и Примерной программы воспитания (проект). Цель курса – стимулирование познавательной активности учащихся в изучении предметов школьного цикла через экскурсионную деятельность. Задачи – интеграция обучения и путешествия (экскурсии) для решения задач, определяемых учебными программами; становление личностно-значимых качеств в процессе формирования универсальных (метапредметных) компетентностей; воспитание социальной ответственности через приобщение к культурному наследию. Актуальность курса внеурочной деятельности «Наука путешествовать» определяется его новизной и инновационной формой учебной и внеучебной деятельности, направленной не только на получение предметных знаний, но и на формирование коммуникативных, познавательных, регулятивных учебных действий, способствующих повышению интереса не только к предмету, но и к культурному наследию, что, в свою очередь, развивает чувство патриотизма, формирующее основы национальной идеи России. Таким образом, образовательное путешествие, как форма образовательной деятельности позволяет выйти за рамки традиционных занятий классно-урочной системы, устанавливает новые субъектные отношения между учеником и учителем, где учитель выступает в роли тьютора ученика в его самообразовании; она расширяет границы образовательной среды через освоение обучающимися нового пространства, знакомство с новыми объектами и предметами, непосредственное наблюдение за процессами. Ожидаемые результаты: Базовые Осознание учащимся открытости образовательного пространства. Готовность ученика к самообразованию через осознание своих образовательных потребностей, интересов и через мотивацию. Освоение методики исследовательской и проектной деятельности, работы с различными источниками знаний. Освоение различных форм оформления и презентации результатов своей работы. Сопутствующие Приобретение опыта управления различными аспектами человеческой деятельности. Управление собственной деятельностью, владение мышлением, чувствами, поведением. Управление коммуникацией, способность видеть и слышать, понимать людей, работать в команде. Социальная ответственность. 2. Структура курса Технология образовательного путешествия основана на положении - знание человечества становится твоим, если ты: 1. Сам формулируешь свой познавательный интерес, ставишь вопрос. 2. Сам ищешь ответ. 3. Можешь сам представить найденное знание окружающим тебя людям. Этапы реализации курса внеурочной деятельности: первый этап – кабинетный (подготовительный) – пятница с 14:15 до 14:55, каб. 111. занятие длится 40 минут; второй этап – экспедиционный (практический): -осень - образовательная экскурсия по г. Екатеринбургу - «Любимый город 300 лет»; -весна – образовательное путешествие в г. Санкт – Петербург – «Питер – город в подарок» третий этап – публично - презентационный – май 2024г. - защита проектных работ. Программа реализуется в рамках направлений (основных тем): экология, история, география, литература и искусство, мир профессий. На подготовительный этап отводится 20 часов. Экскурсионный этап согласовывается с принимающей стороной. Публично – презентационный этап – 2 часа. 3.Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Наука путешествовать» Личностные 1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. 3. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. 5. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах (интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала). 6. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоциональноценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности). 7. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности). Метапредметные результаты -Регулятивные УУД 1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. 2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. 3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. 4.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности). Познавательные УУД 1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять явление из общего ряда других явлений; определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. 2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата. 3.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет: определять свое отношение к природной среде; анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций; прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора; распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды; выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы. 4.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет: определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. Коммуникативные УУД 1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. 2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: определять отбирать и задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя; делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. 3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ). Обучающийся сможет: целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи; использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; использовать информацию с учетом этических и правовых норм; создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. 4.Содержание курса внеурочной деятельности Тема 1. Введение (4ч) Что такое экскурсия? Виды экскурсий. Как готовиться к экскурсии? Проект: первые шаги. Экскурсия в музей Истории Екатеринбурга «Удивительный Екатеринбург, или рекорды и достижения большого города» Практика: учимся задавать вопросы (вопросы «тонкие» и «толстые»); как «работает» библиотека (знакомство с библиотечной картотекой)? Обучение приёмам работы по поиску информации. Дневник путешественника. Тема 2. Мир вокруг нас (9ч) «Знакомые с детства названия» (топонимы родного края). Однодневный пеший поход по местам родного края (парк, усадьба, храм, памятник). Знакомство с картой Санкт Петербурга. Практика: подготовка похода: деление на группы «историки», «искусствоведы», «географы», «биологи» в соответствии с интересами; поиск материалов для изучения (описания) объекта, планируемого для посещения; постановка целей и задач образовательного путешествия; отчёт групп (наблюдение объекта, сопоставление с найденными материалами, выводы и предложения для дальнейшего изучения объекта) (круглый стол); мини – проект «Любимому городу посвящается» Тема 3. Литературными тропами (3ч) Поэты и писатели Екатеринбурга/Свердловской области/Урала и Санкт - Петербурга («Строка, рожденная поэтом (писателем), нашим земляком»). Литературные места родного края. Виртуальные экскурсии (литературная карта Санкт Петербурга). Практика: составление вопросов квеста по одной из экскурсий; рисуем литературную карту Санкт Петербурга (заполнение дневника путешественника), предзащита проектов. Тема 4. Мир профессий (2ч) «Кем быть?» (анкетирование: «Какие профессии ты знаешь?»). Мини-проект «Профессии будущего в рисунках». Экскурсия в «Город мастеров». Практика: творческий отчёт (рисунки, отзывы, репортаж с места события) Тема 5. Образовательное путешествие (7 дней) «Санкт - Петербург – город в подарок». Образовательное путешествие в весенние каникулы. Практика: путешествие по г. Санкт –Петербургу и его окрестностям. Работа с дневником путешественников. Защита дня. Тема 6. Подведём итоги. Защита проектов, творческих работ. (2ч) Анкетирование (тестирование) по итогам года (личностный рост). Творческий отчёт (выставка работ, награды, фотографии с экскурсий); выступления с мини-проектами, выполненными в рамках разных тем. Задание на лето (самопрезентация) Тематическое планирование № по № Теория порядк занятия в Тема занятия Даты у разделе Введение в курс «Наука путешествовать» (4 ч.) 1 1 Что такое экскурсия? Виды экскурсий. Как готовиться к экскурсии? Дневник 2 2 путешественника Проект: мои первые шаги к 3 3 образовательному путешествию Экскурсия в музей Истории Екатеринбурга «Удивительный 4 4 Екатеринбург, или рекорды и достижения большого города» Мир вокруг нас (9ч) 5 1-2 6 3 7 4-6 8 7 9 8 10 9 11 1 12 2 13 3 14 1 15 2 «Знакомые с детства названия» (топонимы родного края) Город Екатерины. Образовательное путешествие по Екатеринбургу «Любимому городу 300 лет» Город Петра. Знакомство с картой Санкт Петербурга. Виртуальные экскурсии Практическая работа «Сравнительная характеристика двух городов» Литературная карта Санкт Петербурга Виртуальная экскурсия – знакомство с молодежным центром «Среда». «Литературными тропами (3ч) Поэты и писатели Екатеринбурга/Свердловской области/Урала и Санкт - Петербурга («Строка, рожденная поэтом (писателем), нашим земляком») Литературные места города Екатеринбурга/Свердловской области/Урала Литературная карта Санкт Петербурга Мир профессий (2ч) Мини-проект «Профессии будущего в рисунках» Экскурсия в «Город мастеров» Теория Практика + + + + + + + + 16 17 18 19 Подготовка к образовательному путешествию (2 ч) Пролистывая дневник + 1 путешественника. Чему мы научились? «Образовательное путешествие в город Санкт - Петербург с 20 марта по 27 марта 2025г «Защита проектов, творческих работ. (4ч) 1 Защита проектов + Творческая мастерская юного исследователя (3 ч) 1 Сборник юного исследователя 5а + «Наука путешествовать» подводит + + 2 итоги Список рекомендуемой литературы 1. Емельянов Б. В. Экскурсоведение / Б. В. Емельянов. — М., 2000. 2. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся / А. А. Остапец. — М., 2001. 3. Тимофеева С. В. Детский профориентационный квест «Путешествие в МастерГрад» / С. В. Тимофеева // Совр. дет. сад. – 2017. – № 3. – С. 39-41. 4. Ю х н е в и ч М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике / М. Ю. Юхневич. — М., 2001. 5. Экскурсия как форма деятельности детей и подростков. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-140834. Дата доступа: 17.03.2104 6. Методика подготовки экскурсии- [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cdtkanavino.ru/index.php/ct-menu-item-77/2-uncategorised/223-metodika-podgotovki-ekskursii. 7. Пример проекта разработанного маршрута экскурсии. Составление методической разработки. Составление индивидуального текста- [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://shimanovskadm.ru/holiday-by-the-sea/primer-proekta-razrabotannogomarshruta-ekskursii-sostavlenie.html 8. Составление технологической карты экскурсии-[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://studopedia.su/6_43472_tehnologicheskaya-karta-ekskursii.html 9. Буктрейлер своими руками: методические рекомендации-[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mbukcbs.ru/kollegam/metod-kopilka/item/buktrejler-svoimi-rukamimetodicheskie-rekomendacii