Рабочая программа курса внеурочной деятельности БИОЛОГИЯ. ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования администрации города Екатеринбурга
МАОУ Лицей № 110

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом

Директор

МАОУ лицея № 110

__________/И.И. Сметанин

им. Л.К. Гришиной

Приказ №121-К от 30.08.24

протокол № 1 от 26.08.24.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Биология. Физиология человека»
для основного общего образования
Срок освоения программы 1 года (9 класс)

Екатеринбург
2024

п

Оглавление
Раздел 1. Пояснительная записка .......................................................................... 3
Раздел 2. Планируемые результаты освоения курса ........................................... 5
Раздел 3. Тематическое планирование.................................................................. 6
Раздел 4. Содержание курса................................................................................... 8
Раздел 5. Условия реализации программы ........................................................... 9

2

Раздел 1. Пояснительная записка
Данная программа предназначена для обучающихся 9 естественнонаучных
классов Изучение направлено на реализацию личностно-ориентированного
учебного процесса, при котором максимально учитываются интересы, способности и склонности учащихся.
Анатомия и физиология - это науки, изучающие биологическую сущность человека, являются фундаментом для медицины. Важное место анатомии и физиологии человека как учебного предмета в системе профильного медикобиологического образования определяется ее значением в формировании правильных представлений учащихся о строении, закономерностях и механизмах
физиологических процессов организма человека, развитии навыков здорового
образа жизни. В предлагаемой программе сохраняется логика построения курса:
от общих представлений о среде обитания и условиях существования к конкретному влиянию основных экологических факторов на организм. Рассматриваются
вопросы влияния абиотических, биотических, антропогенных факторов на организм человека в целом и их воздействие на системы органов.
Для расширения кругозора школьников и развития умения использовать
полученные знания в жизни рекомендуются экскурсии по темам: «Здоровье и
образ жизни», «Взаимное влияние организма человека и окружающей среды».
Данный учебный курс, являясь одним из звеньев профильного биологического образования, имеет мировоззренческую значимость, способствует осмысленному выбору учащимися в будущем профессии биолога или врача.
Работа на учебных занятиях даёт возможность учащимся познакомиться с
теми видами деятельности, которые характерны для лиц, работающих в области
медицины и биологии, что в немалой степени поможет более сознательно отнестись к выбору этих специальностей после окончания школы.
Цель курса состоит в расширении и углублении теоретических знаний,
полученных учащимися на уроках биологии о строении и жизнедеятельности
организма человека и месте человека в единой системе органического мира;
расширении их биологического кругозора;
-овладение современными методами исследования, применяющимися при
изучении физиологии человека и животных;
-помощи в выборе будущей профессии.
-формирование компетентности в законах, закономерностях и механизмах
протекающих физиологических процессов, экологической грамотности и ответственной гражданской позиции по отношению к своему здоровью и здоровью
окружающих.
3

Курс по физиологии человека предназначен для повышения интереса учащихся к своему организму, факторам среды, нарушающим работу нервной системы и других органов. Учащиеся познакомятся с основными методами изучения функций организма, физиологическими основами психических функций.
Концептуальной основой содержания программы является неразрывная
связь особенностей строения организма человека с функциями и процессами,
протекающими в нем, как результат эволюции человека, как биосоциального вида.
Программа курса основывается на содержании и принципах построения
базовой школьной программы по анатомии и физиологии человека, но включает
в себя более глубокое и расширенное содержание, усиленное выполнением
практических работ. Программа включает отдельные содержательные блоки,
каждый из которых - это круг вопросов, связанных со строением и функциями
конкретного аппарата или системы органов организма человека.
Основой программы «Биология. Физиология человека» являются практические и лабораторные работы, выходящие за рамки содержания школьного
курса. Часть лабораторных работ, личностно значимы для учеников, т. к. выявляет и оценивает физиологическое развитие и особенности высшей нервной деятельности школьника.

1.

2.
3.
4.

5.

6.
7.
8.

Задачи курса:
Способствовать овладению общими знаниями в области протекания физиологических процессов, изучение строения организма человека, его отдельных тканей, органов и систем органов в связи с выполняемыми функциями.
Формирование системы общебиологических понятий.
Овладение комплексным подходом в изучении физиологических процессов.
Способствовать овладению навыками планирования и проведения лабораторных опытов, наблюдение за их результатами и фиксированием результатов наблюдения, развитие навыков самостоятельной исследовательской
работы.
знакомство с гигиеническими аспектами и привитие навыков здорового
образа жизни; воспитание ответственного отношения к собственному здоровью.
Научить учащихся делать вычисления, расчёты по формулам при обработке результатов исследования.
Обучить обсуждать результаты исследования, формировать выводы.
Ориентировать учащихся на выбор профессии.
4

Для активизации познавательного интереса учащихся факультативный курс
содержит нетрадиционные формы учебных занятий, как лекции, семинары, консультации, беседы, демонстрации, лабораторные и практические работы, исследовательские работы.
Для осуществления оценивания и достижений учащихся целесообразно
применять такие формы текущего контроля, как тестовые задания, фронтальные
беседы, семинары, защита проекта и др.
Контроль качества образования осуществляется с помощью устных ответов,
семинаров, лабораторных и практических работ, тестирование. В качестве итогового контроля выполняется зачётный тест на знание ведущих понятий курса,
защита исследовательского проекта.
Раздел 2. Планируемые результаты освоения курса
Учащиеся должны знать:
• о взаимосвязи здоровья и образа жизни;
• о воздействии природных и социальных факторов на организм человека;
• о влиянии факторов окружающей среды на функционирование и развитие
систем органов;
• об основных условиях сохранения здоровья;
• о факторах, укрепляющих здоровье в процессе развития человеческого организма;
• о необходимости участия в охране окружающей среды.
чащиеся должны уметь:
 Определять основные показатели состояния здоровья;
 находить связь между биосоциальными факторами среды и здоровьем человека;
 соблюдать гигиенические правила (питания, дыхания, сна и др.), режим
дня (двигательной активности, труда, отдыха и др.);
 применять способы закаливания и ухода за кожей;
 уменьшать вредное воздействие стресса и утомления;
 решать задачи по физиологии;
 работать с микропрепаратами тканей человека и животных;
 исследовать пищевые продукты;
 грамотно составлять рацион питания человека.

проводить наблюдения и самонаблюдения.
Метапредметные результаты:
 уметь выделять главное и систематизировать представленный научный
материал;
5

 работать с различными источниками информации;
 обобщать и делать вывода на основе полученных знаний;
 выполнять практические и лабораторные работы по инструктивным карточкам;
 понимать сущность естественно-научной картины мира.
Личностные результаты:
 расширение кругозора знаний в области биологии;
 профессиональная ориентация и предпочтения;
 забота о соблюдении здорового образа жизни в части здорового питания;
 понимание важнейшей социальной проблемы сохранения окружающей
среды как необходимое условие для существования человека

Раздел 3. Тематическое планирование
№

Темы уроков

Всего

Контрольные работы

Практически
е работы

1

Строение животной клетки под микроскопом
. Микроскопическое строение тканей.
. Практикум по решению задач
Мышечная сила. Практическая работа
«Сила мышц и силовая выносливость».
. Практическая работа» Определение
наличия плоскостопия».
. Координация движений. Быстрота реакции человека.
Практикум по решению задач.
. Влияние мышечной деятельности на
скорость движения крови в венах большого круга кровообращения. Минутный
и систолический объем крови.
Наблюдение движения крови в живом
организме. Периферическое движение
крови.
Функциональные пробы на реактивность
сердечно-сосудистой системы. Ортостатическая проба. Приемы остановки кровотечения.
Практикум по решению задач.

1

0

0,5

1
1
1

0
0
0

0,5
1
0,5

1

0

0,5

1

0

0,5

1
1

0

1
0,5

1

0

0,5

1

0

0,5

1

0

1

2
3
4
5
6
7
8

9

10

11

6

12
13

14
15

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

30
31

32
33

. Спирометрия. Жизненная емкость легких
. Определение физической работоспособности при одышке. Гарвардский стептест.
. Пищевые отравления, их предупреждение и первая помощь при них.
Вредное влияние алкоголя на процессы
пищеварения. Влияние никотина на ферменты слюны.
. Практикум по решению задач.
. Составление пищевого рациона.
. Витамины.
.Исследование рефлекторных реакций
человека.
. Исследование состояния вегетативной
нервной системы.
. Средний мозг.
Мозжечок.
. Определение индивидуального профиля
асимметрии
. Условные зрачковые рефлексы человека
на звонок.
. Возрастные способности аккомодационных способностей глаза. Астигматизм.
. Острота зрения
. Цветное зрение.
. Бинауральный слух. Определение уровня шума. Острота слуха.
Температурная адаптация кожных рецепторов. Исследование тактильной чувствительности.
. Чувствительность языка к различным
раздражениям.
Выявление объема кратковременной памяти. Образная память. Смысловая и
зрительная память.
Внимание, объем внимания. Логическое
мышление
Восприятие. Закономерности и объем
восприятия. Опыт Аристотеля.

1

0

0

1

0

0,5

1

0

0,5

1

0

0,5

1
1
1
1

0
0
0
0

1
0,5
0
0,5

1

0

0

1
1
1

0
0
0

0
0
0,5

1

0

0,5

1

0

0,5

1
1
1

0
0
0

0,5
0
0,5

1

0

0,5

1

0

0,5

1

0

0,5

1

0

0,5

1

0

0
7

34

.Резервный урок

Раздел 4. Содержание курса
Тема 1 Организм человека и его строение
Строение животной клетки под микроскопом, основные органоиды животной клетки. Микроскопическое строение тканей, типы животных
тканей.
Решение задач по теме.
Тема 2 Опорно-двигательный аппарат
Мышечная сила, сила мышц и силовая выносливость, определение наличия
плоскостопия, координация движений, быстрота реакции человека.
Тема 3 Кровь и кровообращение
Влияние мышечной деятельности на скорость движения крови в венах
большого круга кровообращения. Минутный и систолический объем крови.
Наблюдение движения крови в живом организме. Периферическое движение
крови. Функциональные пробы на реактивность сердечно-сосудистой системы.
Ортостатическая проба. Приемы остановки кровотечения.
Тема 4 Дыхание
Спирометрия. Жизненная емкость легких. Определение физической работоспособности по одышке. Гарвардский степ-тест.
Тема 5 «Пищеварение»
Пищевые отравления, их предупреждение и первая помощь при них. Определение качества коровьего молока. Определение доброкачественности свежего
мяса. Свойства натурального меда. Определение примесей в меде. Вредное влияние алкоголя на процессы пищеварения. Влияние никотина на ферменты слюны.
Тема 6 «Обмен веществ»
Составление пищевого рациона. Витамины.
Тема 7 «Нервная система
Исследование рефлекторных реакций человека. Исследование состояния
вегетативной нервной системы. Средний мозг. Мозжечок. Определение индивидуального профиля асимметрии. Условные зрачковые рефлексы человека на
звонок.
Тема 8 «Анализаторы»
Возрастные способности аккомодационных способностей глаза. Астигматизм. Острота зрения. Цветное зрение. Бинауральный слух. Определение уровня
шума. Острота слуха. Температурная адаптация кожных рецепторов. Исследование тактильной чувствительности. Чувствительность языка к различным раздражениям.
Тема 9 «Высшая нервная деятельность»
8

Выявление объема кратковременной памяти. Образная память. Смысловая
и зрительная память. Внимание, объем внимания. Логическое мышление. Восприятие. Закономерности и объем восприятия. Опыт Аристотеля. Определение
типа темперамента.
Раздел 5. Условия реализации программы
1 М.В.Высоцкая Практикум по анатомии и физиологии человека Волгоград:
Учитель
2 А.А.Кириленко Биология. Человек и его здоровье. Подготовка к ЕГЭ и ГИА
Легион: Ростов-на-Дону
3.Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев Биология. Человек М.Дрофа
4. М.З.Федорова, В.С.Кучменко, Г.А.Воронина Экология человека Москва
Вентана-Граф
5..Практикум по анатомии и физиологии человека
Электронные ресурсы
1. Видеоуроки по основным предметам школьной программы.
http://interneturok.ru/ru/school/
2. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Сдам ГИА. Биология http://reshuege.ru/
3. Образовательные ресурсы Интернета - школьникам и студентам
http://www.alleng.ru/edu/phys.htm
4. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. www.km.ru/educftion
5. Ресурс 1 сентябряwww.bio.1september.ru
6. Интернет-ресурс www.bio.nature.ru
7.
Интернет-ресурс www.edios.ru

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».