МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования администрации города Екатеринбурга МАОУ Лицей № 110 ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО педагогическим советом Директор МАОУ лицея № 110 __________/И.И. Сметанин им. Л.К. Гришиной Приказ №121-К от 30.08.24 протокол № 1 от 26.08.24. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Биология. Физиология человека» для основного общего образования Срок освоения программы 1 года (9 класс) Екатеринбург 2024 п Оглавление Раздел 1. Пояснительная записка .......................................................................... 3 Раздел 2. Планируемые результаты освоения курса ........................................... 5 Раздел 3. Тематическое планирование.................................................................. 6 Раздел 4. Содержание курса................................................................................... 8 Раздел 5. Условия реализации программы ........................................................... 9 2 Раздел 1. Пояснительная записка Данная программа предназначена для обучающихся 9 естественнонаучных классов Изучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, при котором максимально учитываются интересы, способности и склонности учащихся. Анатомия и физиология - это науки, изучающие биологическую сущность человека, являются фундаментом для медицины. Важное место анатомии и физиологии человека как учебного предмета в системе профильного медикобиологического образования определяется ее значением в формировании правильных представлений учащихся о строении, закономерностях и механизмах физиологических процессов организма человека, развитии навыков здорового образа жизни. В предлагаемой программе сохраняется логика построения курса: от общих представлений о среде обитания и условиях существования к конкретному влиянию основных экологических факторов на организм. Рассматриваются вопросы влияния абиотических, биотических, антропогенных факторов на организм человека в целом и их воздействие на системы органов. Для расширения кругозора школьников и развития умения использовать полученные знания в жизни рекомендуются экскурсии по темам: «Здоровье и образ жизни», «Взаимное влияние организма человека и окружающей среды». Данный учебный курс, являясь одним из звеньев профильного биологического образования, имеет мировоззренческую значимость, способствует осмысленному выбору учащимися в будущем профессии биолога или врача. Работа на учебных занятиях даёт возможность учащимся познакомиться с теми видами деятельности, которые характерны для лиц, работающих в области медицины и биологии, что в немалой степени поможет более сознательно отнестись к выбору этих специальностей после окончания школы. Цель курса состоит в расширении и углублении теоретических знаний, полученных учащимися на уроках биологии о строении и жизнедеятельности организма человека и месте человека в единой системе органического мира; расширении их биологического кругозора; -овладение современными методами исследования, применяющимися при изучении физиологии человека и животных; -помощи в выборе будущей профессии. -формирование компетентности в законах, закономерностях и механизмах протекающих физиологических процессов, экологической грамотности и ответственной гражданской позиции по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих. 3 Курс по физиологии человека предназначен для повышения интереса учащихся к своему организму, факторам среды, нарушающим работу нервной системы и других органов. Учащиеся познакомятся с основными методами изучения функций организма, физиологическими основами психических функций. Концептуальной основой содержания программы является неразрывная связь особенностей строения организма человека с функциями и процессами, протекающими в нем, как результат эволюции человека, как биосоциального вида. Программа курса основывается на содержании и принципах построения базовой школьной программы по анатомии и физиологии человека, но включает в себя более глубокое и расширенное содержание, усиленное выполнением практических работ. Программа включает отдельные содержательные блоки, каждый из которых - это круг вопросов, связанных со строением и функциями конкретного аппарата или системы органов организма человека. Основой программы «Биология. Физиология человека» являются практические и лабораторные работы, выходящие за рамки содержания школьного курса. Часть лабораторных работ, личностно значимы для учеников, т. к. выявляет и оценивает физиологическое развитие и особенности высшей нервной деятельности школьника. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Задачи курса: Способствовать овладению общими знаниями в области протекания физиологических процессов, изучение строения организма человека, его отдельных тканей, органов и систем органов в связи с выполняемыми функциями. Формирование системы общебиологических понятий. Овладение комплексным подходом в изучении физиологических процессов. Способствовать овладению навыками планирования и проведения лабораторных опытов, наблюдение за их результатами и фиксированием результатов наблюдения, развитие навыков самостоятельной исследовательской работы. знакомство с гигиеническими аспектами и привитие навыков здорового образа жизни; воспитание ответственного отношения к собственному здоровью. Научить учащихся делать вычисления, расчёты по формулам при обработке результатов исследования. Обучить обсуждать результаты исследования, формировать выводы. Ориентировать учащихся на выбор профессии. 4 Для активизации познавательного интереса учащихся факультативный курс содержит нетрадиционные формы учебных занятий, как лекции, семинары, консультации, беседы, демонстрации, лабораторные и практические работы, исследовательские работы. Для осуществления оценивания и достижений учащихся целесообразно применять такие формы текущего контроля, как тестовые задания, фронтальные беседы, семинары, защита проекта и др. Контроль качества образования осуществляется с помощью устных ответов, семинаров, лабораторных и практических работ, тестирование. В качестве итогового контроля выполняется зачётный тест на знание ведущих понятий курса, защита исследовательского проекта. Раздел 2. Планируемые результаты освоения курса Учащиеся должны знать: • о взаимосвязи здоровья и образа жизни; • о воздействии природных и социальных факторов на организм человека; • о влиянии факторов окружающей среды на функционирование и развитие систем органов; • об основных условиях сохранения здоровья; • о факторах, укрепляющих здоровье в процессе развития человеческого организма; • о необходимости участия в охране окружающей среды. чащиеся должны уметь: Определять основные показатели состояния здоровья; находить связь между биосоциальными факторами среды и здоровьем человека; соблюдать гигиенические правила (питания, дыхания, сна и др.), режим дня (двигательной активности, труда, отдыха и др.); применять способы закаливания и ухода за кожей; уменьшать вредное воздействие стресса и утомления; решать задачи по физиологии; работать с микропрепаратами тканей человека и животных; исследовать пищевые продукты; грамотно составлять рацион питания человека. проводить наблюдения и самонаблюдения. Метапредметные результаты: уметь выделять главное и систематизировать представленный научный материал; 5 работать с различными источниками информации; обобщать и делать вывода на основе полученных знаний; выполнять практические и лабораторные работы по инструктивным карточкам; понимать сущность естественно-научной картины мира. Личностные результаты: расширение кругозора знаний в области биологии; профессиональная ориентация и предпочтения; забота о соблюдении здорового образа жизни в части здорового питания; понимание важнейшей социальной проблемы сохранения окружающей среды как необходимое условие для существования человека Раздел 3. Тематическое планирование № Темы уроков Всего Контрольные работы Практически е работы 1 Строение животной клетки под микроскопом . Микроскопическое строение тканей. . Практикум по решению задач Мышечная сила. Практическая работа «Сила мышц и силовая выносливость». . Практическая работа» Определение наличия плоскостопия». . Координация движений. Быстрота реакции человека. Практикум по решению задач. . Влияние мышечной деятельности на скорость движения крови в венах большого круга кровообращения. Минутный и систолический объем крови. Наблюдение движения крови в живом организме. Периферическое движение крови. Функциональные пробы на реактивность сердечно-сосудистой системы. Ортостатическая проба. Приемы остановки кровотечения. Практикум по решению задач. 1 0 0,5 1 1 1 0 0 0 0,5 1 0,5 1 0 0,5 1 0 0,5 1 1 0 1 0,5 1 0 0,5 1 0 0,5 1 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 6 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 . Спирометрия. Жизненная емкость легких . Определение физической работоспособности при одышке. Гарвардский стептест. . Пищевые отравления, их предупреждение и первая помощь при них. Вредное влияние алкоголя на процессы пищеварения. Влияние никотина на ферменты слюны. . Практикум по решению задач. . Составление пищевого рациона. . Витамины. .Исследование рефлекторных реакций человека. . Исследование состояния вегетативной нервной системы. . Средний мозг. Мозжечок. . Определение индивидуального профиля асимметрии . Условные зрачковые рефлексы человека на звонок. . Возрастные способности аккомодационных способностей глаза. Астигматизм. . Острота зрения . Цветное зрение. . Бинауральный слух. Определение уровня шума. Острота слуха. Температурная адаптация кожных рецепторов. Исследование тактильной чувствительности. . Чувствительность языка к различным раздражениям. Выявление объема кратковременной памяти. Образная память. Смысловая и зрительная память. Внимание, объем внимания. Логическое мышление Восприятие. Закономерности и объем восприятия. Опыт Аристотеля. 1 0 0 1 0 0,5 1 0 0,5 1 0 0,5 1 1 1 1 0 0 0 0 1 0,5 0 0,5 1 0 0 1 1 1 0 0 0 0 0 0,5 1 0 0,5 1 0 0,5 1 1 1 0 0 0 0,5 0 0,5 1 0 0,5 1 0 0,5 1 0 0,5 1 0 0,5 1 0 0 7 34 .Резервный урок Раздел 4. Содержание курса Тема 1 Организм человека и его строение Строение животной клетки под микроскопом, основные органоиды животной клетки. Микроскопическое строение тканей, типы животных тканей. Решение задач по теме. Тема 2 Опорно-двигательный аппарат Мышечная сила, сила мышц и силовая выносливость, определение наличия плоскостопия, координация движений, быстрота реакции человека. Тема 3 Кровь и кровообращение Влияние мышечной деятельности на скорость движения крови в венах большого круга кровообращения. Минутный и систолический объем крови. Наблюдение движения крови в живом организме. Периферическое движение крови. Функциональные пробы на реактивность сердечно-сосудистой системы. Ортостатическая проба. Приемы остановки кровотечения. Тема 4 Дыхание Спирометрия. Жизненная емкость легких. Определение физической работоспособности по одышке. Гарвардский степ-тест. Тема 5 «Пищеварение» Пищевые отравления, их предупреждение и первая помощь при них. Определение качества коровьего молока. Определение доброкачественности свежего мяса. Свойства натурального меда. Определение примесей в меде. Вредное влияние алкоголя на процессы пищеварения. Влияние никотина на ферменты слюны. Тема 6 «Обмен веществ» Составление пищевого рациона. Витамины. Тема 7 «Нервная система Исследование рефлекторных реакций человека. Исследование состояния вегетативной нервной системы. Средний мозг. Мозжечок. Определение индивидуального профиля асимметрии. Условные зрачковые рефлексы человека на звонок. Тема 8 «Анализаторы» Возрастные способности аккомодационных способностей глаза. Астигматизм. Острота зрения. Цветное зрение. Бинауральный слух. Определение уровня шума. Острота слуха. Температурная адаптация кожных рецепторов. Исследование тактильной чувствительности. Чувствительность языка к различным раздражениям. Тема 9 «Высшая нервная деятельность» 8 Выявление объема кратковременной памяти. Образная память. Смысловая и зрительная память. Внимание, объем внимания. Логическое мышление. Восприятие. Закономерности и объем восприятия. Опыт Аристотеля. Определение типа темперамента. Раздел 5. Условия реализации программы 1 М.В.Высоцкая Практикум по анатомии и физиологии человека Волгоград: Учитель 2 А.А.Кириленко Биология. Человек и его здоровье. Подготовка к ЕГЭ и ГИА Легион: Ростов-на-Дону 3.Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев Биология. Человек М.Дрофа 4. М.З.Федорова, В.С.Кучменко, Г.А.Воронина Экология человека Москва Вентана-Граф 5..Практикум по анатомии и физиологии человека Электронные ресурсы 1. Видеоуроки по основным предметам школьной программы. http://interneturok.ru/ru/school/ 2. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Сдам ГИА. Биология http://reshuege.ru/ 3. Образовательные ресурсы Интернета - школьникам и студентам http://www.alleng.ru/edu/phys.htm 4. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. www.km.ru/educftion 5. Ресурс 1 сентябряwww.bio.1september.ru 6. Интернет-ресурс www.bio.nature.ru 7. Интернет-ресурс www.edios.ru 9