МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования администрации города Екатеринбурга МАОУ Лицей № 110 РАССМОТРЕНО на заседании кафедры обществознания Протокол №1 от 23.08.2024. СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора Директор __________ /О.Л. Софрина __________/И.И. Сметанин 26.08.2024 Приказ №121-К от 30.08.2024 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательные стандарты Предмет/ элективный курс Учителя ФГОС СОО Экономика и Рынок Захарова Ю.А. Количество часов по учебному плану лицея № 110 в 10-11 классах: 10 11 всего Недельных 1 1 2 годовых 34 34 68 Рабочая программа ФГОС СОО Примерные программы по учебным предметам. составлена на Экономика 10-11. основе: Авторы Хасбулатов Р.И. Название учебника Экономика класс Издательство 10-11 ДРОФА Электронные и Internet-ресурсы: http://economicus.ru/ Экономический портал, главной целью которого является предоставление качественной информации по самому широкому спектру экономических дисциплин Инфотека - учебно-методические материалы для преподающих и изучающих экономику. Совместный проект с "ОРТ-Gunzburg" (Петербург). http://econom.nsc.ru/obrazov.htm Портал «Экономическое образование», http://www.opec.ru/ Информационно - аналитический сервер «Открытая экономика». http://econline.h1.ru/theorru.htm Сайт Economics online предназначен для тех, кто изучает экономику 9.Видеоконференции платформы Zoom 10. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ АННОТАЦИЯ Программа способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся. Элективный курс «Экономика и Рынок» знакомит обучающихся с экономическими понятиями, с комплексом знаний по экономике, минимально необходимых современному человеку России. Элективный курс «Экономика и Рынок» является интегрированным, включает достижения различных наук (обществознания, математики, истории, правоведения, социологии), что позволяет обучающимся освоить ключевые компетенции, необходимые для социализации в экономической сфере. Экономическое образование помогает понимать исторические и современные социально-экономические процессы и вносит вклад в формирование компетенций, необходимых современному человеку для продолжения образования, а также в освоение навыков для будущей работы в экономической сфере (при изучении предмета на углубленном уровне). Ценностные ориентиры содержания элективного курса – Экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности обучающихся, в его отношениях к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы выпускник получил, прежде всего, практико-ориентированные знания и умения. – Современное экономическое образование должно проблематизировать ограниченность ресурсов и, как следствие, необходимость бережного отношения к производственному фактору «природа и сырье». Экономическая наука направлена на воспитание предпринимательского духа. – Именно воспитание предпринимательского духа требует наличия гражданского общества, потому как воспитание предпринимательского духа не ограничивается основанием предприятия, а включает в себя понятие социального предпринимательства. – Изучение экономики способствует сформированию экономического мышления и привитию навыков рационального поведения, созданию предпосылок для дальнейшего профессионального обучения и эффективной практической деятельности. 1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Изучение элективного курса в 10 классе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов развития: Личностные результаты: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 6) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 7) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 8) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; Предметные результаты: 1) сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства; 2) понимание сущности экономических институтов, их роли в социальноэкономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; сформированность уважительного отношения к чужой собственности; 3) сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом; 4) владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни; 2.СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЭКОНОМИКА И РЫНОК» Основные концепции экономики 1.Экономика как наука и сфера деятельности человека. Свободные и экономические блага. Ограниченность ресурсов 2.Практическая работа № 1 «Виды потребностей людей» 3.Кривая производственных возможностей. Факторы производства. 4.Практическая работа № 2 «Главные вопросы экономики» 5.Типы экономических систем. Собственность. 6.Практическая работа № 3 «Признаки экономических систем» 7. Обобщение темы: Основные концепции экономики Силы, которые управляют рынком. Мир денег 1. Что такое спрос? 2.Рыночный спрос. 3. От чего зависит предложение товаров? 4. Рыночное предложение. 5. Практическая работа № 4 «Эластичность спроса. Эластичность предложения» 6. Формирование рыночных цен 7.Рынок на практике, или Как реально организована торговля 8. Причины возникновения и формы денег 9. Функции денег в современной экономике 10. Обобщение темы: «Силы которые управляют рынком. Мир денег» Микроэкономика 1-2 Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. 3-4 Семейный бюджет. Источники семейных доходов. 5.Реальные и номинальные доходы семьи. Основные виды расходов семьи. 6 - 7. Потребительский кредит. Ипотечный кредит. Страхование 8. Фирма и ее цели. Экономические цели фирмы. 9. Организационно-правовые формы предприятий. Акции, облигации и другие ценные бумаги. 10. Фондовый рынок. 11. Предпринимательство. Источники финансирования бизнеса. Факторы производства. 12. Издержки, выручка, прибыль. 13. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. 14. Основные принципы менеджмента. Основные элементы маркетинга. 15. Бизнес-план. Реклама. 16. Конкуренция. Рынки с интенсивной конкуренцией. Рынки с ослабленной конкуренцией. 17. Рынок капитала. Макроэкономика 1.Экономика как наука и сфера деятельности человека. Свободные и экономические блага. Ограниченность ресурсов 2.Практическая работа № 1 «Виды потребностей людей» 3.Кривая производственных возможностей. Факторы производства. 4.Практическая работа № 2 «Главные вопросы экономики» 5.Типы экономических систем. Собственность. 6.Практическая работа № 3 «Признаки экономических систем» 7. Обобщение темы: Основные концепции экономики Международная экономика 1-2. Что такое спрос? Рыночный спрос. 3.4.От чего зависит предложение товаров? Рыночное предложение. 5. Практическая работа № 4 «Эластичность спроса. Эластичность предложения» 6. Формирование рыночных цен 7.Рынок на практике, или Как реально организована торговля 8. Причины возникновения и формы денег 9. Функции денег в современной экономике 10. Обобщение темы: «Силы которые управляют рынком. Мир денег» 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс Тема 1.Основные экономики концепции Количество часов, 7 Темы уроков 1.Экономика как наука и сфера деятельности человека. Свободные и экономические блага. Ограниченность ресурсов https://www.youtube.com/watch?v=NGHr8E Vms4k 2.Практическая работа № 1 «Виды потребностей людей» 3.Кривая производственных возможностей. Факторы производства. https://www.youtube.com/watch?v=NGHr8E Vms4k 4.Практическая работа № 2 «Главные вопросы экономики» 5.Типы экономических систем. Собственность https://www.youtube.com/watch?v=NGHr8E Vms4k 2. Силы, которые управляют рынком. Мир денег 10 . 6.Практическая работа № 3 «Признаки экономических систем» 7. Обобщение темы: Основные концепции экономики 1-2. Что такое спрос? Рыночный спрос. https://www.youtube.com/watch?v=NGHr8E Vms4k 3.4.От чего зависит предложение товаров? Рыночное предложение. https://www.youtube.com/watch?v=NGHr8E Vms4k 5. Практическая работа № 4 «Эластичность спроса. Эластичность предложения» 6. Формирование рыночных цен https://www.youtube.com/watch?v=NGHr8E Vms4k 7.Рынок на практике, или Как реально организована торговля https://www.youtube.com/watch?v=NGHr8E Vms4k 8. Причины возникновения и формы денег https://www.youtube.com/watch?v=NGHr8E Vms4k 9. Функции денег в современной экономике https://www.youtube.com/watch?v=NGHr8E Vms4k 10. Обобщение темы: «Силы которые управляют рынком. Мир денег» https://www.youtube.com/watch?v=NGHr8E Vms4k Микроэкономика 17 1-2 Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. https://www.youtube.com/watch?v=NGHr8E Vms4k 3-4 Семейный бюджет. Источники семейных доходов. https://www.youtube.com/watch?v=NGHr8E Vms4k 5.Реальные и номинальные доходы семьи. Основные виды расходов семьи. https://www.youtube.com/watch?v=NGHr8E Vms4k 6 - 7. Потребительский кредит. Ипотечный кредит. Страхование https://www.youtube.com/watch?v=NGHr8E Vms4k 8. Фирма и ее цели. Экономические цели фирмы https://www.youtube.com/watch?v=NGHr8E Vms4k . 9. Организационно-правовые формы предприятий. Акции, облигации и другие ценные бумаги. https://www.youtube.com/watch?v=NGHr8E Vms4k 10. Фондовый рынок. https://www.youtube.com/watch?v=NGHr8E Vms4k 11. Предпринимательство. финансирования бизнеса. производства. Источники Факторы https://www.youtube.com/watch?v=NGHr8E Vms4k 12. Издержки, выручка, прибыль. https://www.youtube.com/watch?v=NGHr8E Vms4k 13. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. https://www.youtube.com/watch?v=NGHr8E Vms4k 14. Основные принципы менеджмента. Основные элементы маркетинга. https://www.youtube.com/watch?v=NGHr8E Vms4k 15. Бизнес-план. Реклама. https://www.youtube.com/watch?v=NGHr8E Vms4k 16. Конкуренция. Рынки с интенсивной конкуренцией. Рынки с ослабленной конкуренцией. https://www.youtube.com/watch?v=NGHr8E Vms4k 17. Рынок капитала. https://www.youtube.com/watch?v=NGHr8E Vms4k Резервное время 1 Обобщение по теме: «Вопросы микроэкономики» https://www.youtube.com/watch?v=NGHr8E Vms4k Итого: 34 часов в год, Резервный час – 1 час 11 класс Тема Количество часов 1. Макроэкономика 18 2. Международная экономика 14 Темы уроков 1.Роль государства в экономике 2.Общественные блага. Необходимость регулирования степени социального неравенства 3.Государственный бюджет. Государственный долг 4.Практическая работа «Государственный бюджет. Государственный долг» 5.Занятость и безработица 6.Практическая работа «Безработица. Политика государства в области занятости» 7. Налоги. Виды налогов. Фискальная политика государства. 8. Практическая работа: «Налоги и налогообложение» 9. Основные макроэкономические проблемы. Валовый внутренний продукт 10. Макроэкономическое равновесие. Экономический рост 11.Экстенсивный и интенсивный рост. Факторы экономического роста. Экономические циклы 12.Деньги. Функции денег 13.Практическая работа по теме: «Деньги и их роль в экономике» 14.Банки.Банковская система. Финансовые институты. Вклады 15.Денежные агрегаты. Монетарная политика Банка России 16.Инфляция. Социальные последствия инфляции 17.Практическая работа: «Инфляция и ее социальные последствия» 18.Проверочная работа по разделу: «Макроэкономика» 1-2.Международная торговля. Внешнеторговая политика. Международное разделение труда 3.Практическая работа по теме: «Международное разделение труда» 4-5.Валютный рынок. Обменные курсы валют. Международные расчеты 6.Практическая работа по теме: «Валютный рынок» 7.Государственная политика в области международной торговли 8.Практическая работа по теме: «Макроэкономические показатели» 9.Международные экономические организации Резервное время 2 10 – 11. Глобальные экономические проблемы. Решение ситуационных задач 12 – 13. Особенности современной экономики России. 14.Обобщение по разделу: «Международная экономика» Обобщение по вопросам «Микроэкономики» и «Макроэкономики» Итого: 1 час в неделю 34 часов в год Резервное время -1 час резервное время