МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования администрации города Екатеринбурга МАОУ Лицей № 110 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры английского языка Заместитель директора Директор __________ /О.Л. Софрина __________/И.И. Сметанин Протокол №1 от 23.08.2024. 26.08.2023 Приказ №121-К от 30.08.2024 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Современный английский» для основного общего образования Срок освоения программы 1 год (8 класс) 2024 . Аннотация Актуальность введения курса по английскому языку «Современный английский язык» связана с необходимостью создания в школьном иноязычном образовании благоприятных условий для устойчивого непрерывного развития языковой личности. Данный курс позволяет повысить качество подготовки учащихся в предметной области за счет расширения информационного поля и сферы аутентичного использования изучаемого языка в общей образовательной сфере. Актуальность разработки курса обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом аутентичном материале и применении полученных знаний на практике. Основной целью профильного образования стало достижение продвинутого порогового (повышенного) уровня иноязычной компетентности, соответствующего международным требованиям Совета Европы. Для этого необходима дополнительная интенсивная практика по языку, чему способствуют дополнительные курсы, использование аутентичных учебных пособий. Программа курса расширит возможность социализации учащихся, обеспечит преемственность между общим и профессиональным образованием. Приобретенный общекультурный уровень должен обеспечить выпускника способностью к продолжению образования в учреждениях высшей школы и к использованию информационнокоммуникационных умений в профессиональной сфере. Курс является профильно-ориентированным и имеет большое прикладное значение, способствуя не только дальнейшему развитию и совершенствованию языковых и речевых навыков, но и повышению уровня мотивации в изучении английского языка, подготовить учащихся к реальному диалогу культур. Цели и задачи обучения Цель: формирование социокультурной коммуникативной компетенции учащихся через: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию, расширение и углубление лингвострановедческих знаний о социокультурной специфике англоговорящих стран и России; способность понимать и интерпретировать особенности чужой и собственной культур в их различных проявлениях, что позволит обеспечить эффективность коммуникации; совершенствование умения адекватно строить свое речевое и неречевое поведение с учетом ситуаций общения, в том числе, в рамках межкультурного взаимодействия; формирование устойчивых грамматических и лексических навыков, расширение перечня дидактических единиц по грамматическим и лексическим темам и осуществления дополнительной речевой практики продуктивного (говорение и письмо) и рецептивного (аудирование и чтение) планов с учетом возрастных особенностей и интересов старшеклассников. Программа курса заключает в себе задачи следующих четырёх компонентов: 1.Воспитательный компонент: формировать у учащихся интерес к культуре и народу страны изучаемого языка и своей собственной страны; воспитывать толерантное отношения к иной культуре, культуре взаимодействия, понимания общности задач в гуманитарной области; воспитывать культуру общения; поддерживать познавательную активность и интерес к изучаемому языку; воспитывать потребность в практическом использовании иностранного языка в будущей профессиональной деятельности. 2.Развивающий компонент: • развивать языковые способностей учащихся, умения оперировать полученными знаниями; развивать различные способности (в том числе произвольное внимание, память, аналитическое мышление, познавательные способности); развивать ценностные ориентации; развивать творческие способности ученика. 3. Образовательный компонент; приобщить школьников к истории, культуре, традициям и реалиям англо-говорящих стран; расширять представления о социокультурном портрете этих стран в различных её проявлениях (стиль жизни, национальные традиции и т.д.) в сопоставительном плане с родной культурой; расширить эрудицию учащихся; расширять культуроведческий, лингвистический, филологический, страноведческий и общий кругозор; актуализировать межпредметные знания и умения в условиях изучения данного курса; расширить содержание образования по английскому языку информацией лингвострановедческого характера (информация о географическом положении, литературе, экономике, истории, средствах массовой информации и т.д.). 4. Практический компонент; совершенствовать коммуникативно-познавательные умения, направленные на систематизацию и углубление знаний о Великобритании и англоговорящих странах; развивать и совершенствовать все навыки речевой деятельности учащихся (говорение, чтение, аудирование, письмо) на лингвострановедческом материале; формировать умения представлять свою Родину и достопримечательности страны изучаемого языка в условиях межкультурного общения; углублять лингвистические знания учащихся; развивать умения ориентироваться в повседневном языковом окружении и совершенствовать УУД при организации учебного процесса, работе с различными источниками информации. Оценка образовательной деятельности В процессе обучения на итоговом уроке каждого модуля учащимся предлагаются письменные работы, с помощью которых осуществляется контроль усвоения содержания лингвострановедческого материала. В качестве промежуточной аттестации в 8 классе и итоговой аттестации в 9 классе помимо письменных работ проводится собеседование по контролю уровня сформированности коммуникативных навыков межкультурного общения. Критерии оценки учащихся. Ученик получает «зачет» по программе курса при условии: 1. 2. положительно выполненных письменных работ (оценка не ниже «3»); получившего «зачёт» по собеседованию в рамках промежуточной и итоговой аттестации. Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты выпускников основной школы, формируемые при изучении английского языка по программе: • формирование мотивации к изучению иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»; • осознание возможностей самореализации средствами английского языка; • стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; • формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; • развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; • формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; • стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность к ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира; • готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию. Метапредметные результаты: • развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение; • развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; • развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; • развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов; • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на английском языке. Предметные результаты «Современный английский». освоения выпускниками основной школы программы Коммуникативные умения Говорение, диалогическая речь. Совершенствование диалогической речи в рамках изучаемого предметного содержания речи: умений вести диалоги разного характера - этикетный, диалог-расспрос, диалог – побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и комбинированный диалог. Говорение, монологическая речь. Совершенствование умений строить связные высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи (повествование, описание, рассуждение (характеристика), с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на зрительную наглядность, прочитанный/прослушанный текст и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) Объем монологического высказывания 10-12 фраз. Продолжительность монологического высказывания –1,5–2 минуты. Аудирование Восприятие на слух и понимание несложных аутентичных аудиотекстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от решаемой коммуникативной задачи. Жанры текстов: прагматические, информационные, научно-популярные. Типы текстов: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, сообщение, беседа, интервью, объявление, реклама и др. Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте. Время звучания текстов для аудирования – до 2 минут. Аудирование с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких несложных аутентичных коротких текстах. Время звучания текстов для аудирования – до 1,5 минут. Чтение Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание: с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации, с полным пониманием. Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические. Типы текстов: статья, интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения, объявление, рецепт, рекламный проспект, стихотворение и др. Письменная речь Дальнейшее развитие и совершенствование письменной речи, а именно умений: заполнение анкет и формуляров (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, национальность, адрес); написание коротких поздравлений с днем рождения и другими праздниками, выражение пожеланий (объемом 30–40 слов, включая адрес); написание личного письма, в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чем-либо), объем личного письма около 100–120 слов, включая адрес; составление плана, тезисов устного/письменного сообщения; краткое изложение результатов проектной деятельности. делать выписки из текстов; составлять небольшие письменные высказывания в соответствии с коммуникативной задачей. Языковые средства и навыки оперирования ими Орфография и пунктуация Правильное написание изученных слов. Правильное использование знаков препинания (точки, вопросительного и восклицательного знака) в конце предложения. Фонетическая сторона речи Различения на слух в потоке речи всех звуков иностранного языка и навыки их адекватного произношения (без фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации). Соблюдение правильного ударения в изученных словах. Членение предложений на смысловые группы. Ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений. Соблюдение правила отсутствия фразового ударения на служебных словах. Лексическая сторона речи Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематики основной школы, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры стран изучаемого языка в объеме примерно 1200 единиц (включая 500 усвоенных в начальной школе). Основные способы словообразования: аффиксация, словосложение, конверсия. Многозначность лексических единиц. Синонимы. Антонимы. Лексическая сочетаемость. Грамматическая сторона речи Навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и распространенных простых предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Навыки распознавания и употребления в речи коммуникативных типов предложения: повествовательное (утвердительное и отрицательное), вопросительное, побудительное, восклицательное. Использование прямого и обратного порядка слов. Навыки распознавания и употребления в речи существительных в единственном и множественном числе в различных падежах; артиклей; прилагательных и наречий в разных степенях сравнения; местоимений (личных, притяжательных, возвратных, указательных, неопределенных и их производных, относительных, вопросительных); количественных и порядковых числительных; глаголов в наиболее употребительных видо-временных формах действительного и страдательного залогов, модальных глаголов и их эквивалентов; предлогов. Социокультурные знания и умения. Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение: знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире; сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии; сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии; знаниями о реалиях страны/стран изучаемого языка: традициях (в питании, проведении выходных дней, основных национальных праздников и т. д.), распространенных образцов фольклора (пословицы и т. д.); представлениями о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; об особенностях образа жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру) страны/стран изучаемого языка; о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке; умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику); умением представлять родную страну и ее культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения. Компенсаторные умения Совершенствование умений: переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов; использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.; прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов и т. д.; догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике; использовать синонимы, антонимы, описание понятия при дефиците языковых средств. Общеучебные умения и универсальные способы деятельности Формирование и совершенствование умений: работать с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение, сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц; работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой; планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участие в работе над долгосрочным проектом, взаимодействие в группе с другими участниками проектной деятельности; самостоятельно работать в классе и дома. Специальные учебные умения Формирование и совершенствование умений: находить ключевые слова и социокультурные реалии в работе над текстом; семантизировать слова на основе языковой догадки; осуществлять словообразовательный анализ; пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами); участвовать в проектной деятельности меж- и метапредметного характера. Изучение программы основано на межпредметных связях с предметами «Русский язык», «Литература», «История», «География», «Физика», «Музыка», «Изобразительное искусство» и др. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Предмет Современный английский язык Уровень образования (классы)_ООО (8 – 9 класс)_______ 8 класс Кол-во часов, отводимое Тема на освоение темы Раздел 1. Возраст и этапы 7 жизни Темы уроков 1.1. Знакомство со структурой учебника. Повторение лексических единиц по теме «Возраст и этапы жизни». 1.2. Совершенствование навыков чтения с разными Раздел 2. Преступления и их последствия 8 Раздел 3. Роль иностранного языка в планах на будущее. 7 Раздел 4. Здоровый образ 8 жизни стратегиями «Права и обязанности в семье». 1.3. Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи настоящего простого и настоящего длительного времён. 1.4. Развитие навыков межкультурной коммуникации по теме «Взаимоотношения в семье». 1.5.Совершенствование навыка восприятия и понимания на слух аутентичных аудио-текстов. 1.6. Совершенствование навыка диалогической речи «Семья». 1.7. Совершенствование умения писать электронные письма неофициального характера. 2.1. Ознакомление с лексикой по теме: «Преступления». 2.2. Совершенствование навыков чтения с разными стратегиями «Детективная история». 2.3. Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи прошедшего простого времени. 2.4. Активизация межпредметных навыков «Общечеловеческие ценности и подросток». 2.5. Совершенствование умения писать электронные сообщения (блог). 2.6. Совершенствование умения диалогической речи «Загадочная история». 2.7. Контрольная работа № 1. 2.8. Анализ ошибок в контрольной работе. 3.1.Ознакомление с лексикой по теме: «Страны, национальности, языки». 3.2. Совершенствование навыков чтения с разными стратегиями «Социальные сети и языки мира» 3.3. Совершенствовать навыки распознавания и употребления в речи неопределенных местоимений. 3.4. Совершенствование навыков чтения с разными стратегиями «Невербальные способы коммуникации». 3.5. Совершенствование навыка восприятия на слух аудио-текстов. 3.6. Совершенствование диалогической речи по теме «Изучение английского языка за рубежом». 3.7. Практика устной речи по теме «Как важно изучать иностранные языки». 4.1. Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи лексических единиц по теме «Части тела. Заболевания». 4.2. Совершенствование навыков чтения с разными стратегиями «Как сохранить свое здоровье» 4.3. Совершенствование навыков употребления в речи настоящего совершенного времени. 4.4. Активизация межпредметных навыков: «Оказание первой помощи». 4.5. Развитие навыков аудирования с извлечением запрашиваемой информации. 4.6. Развитие навыков монологической речи. Практика описания фотографий. 4.7. Практика письменной речи: короткие сообщения и заметки. 4.8. Контрольная работа по № 2 3 Раздел 5. Повторение. Итого: 4.9. Анализ ошибок в контрольной работе. 5.1. Практика устной речи: монолог в формате ОГЭ. 5.2. Подведение итогов года. 5.3. Развитие навыков устной речи: летние каникулы. 34 Лист тематического контроля 8 класс Дата контрольной работы 12 – 16 декабря 15 – 19 мая Тема, подлежащая контролю Методы контроля (устный опрос, письменные работы, зачёты, тесты, защита проектов) Контрольная работа № 1: Контроль навыка Раздел 1. Возраст и этапы устной речи: диалог/ жизни монолог по темам Раздел 2. Преступления и разделов их последствия Контрольная работа № 2: Контроль навыка Раздел 3. письменной речи: Роль иностранного языка в написание планах на будущее. электронного письма/ Раздел 4. заметки Здоровый образ жизни КИМ David Spencer. Teacher‘s resources. England: Macmillan Education, 2022 David Spencer. Teacher‘s resources. England: Macmillan Education, 2022