Приложение к ООП СОО
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
ЛИЦЕЙ № 110 им. Л.К. Гришиной
ПРИНЯТА
педагогическим советом
МАОУ лицея № 110 им.Л.К.Гришиной
протокол № 1 от 29.08.2023
УТВЕРЖДЕНА
приказом
Директор МАОУ лицея № 110 им.Л.К.Гришиной
_________________________ И.Ю. Виноградова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Образовательные
стандарты
Предмет
ФГОС
СОО
Право
Уровень: углублённый (для социально-экономического
профиля)
Учителя
Шаравина Е.П.
Количество часов по учебному плану лицея № 110:
5
6
7
8
9
10
11
всего
Недельных
2
2
годовых
68
68
136
Рабочая программа ФГОС СОО, основная образовательная программа МАОУ лицея 110,
составлена
на программы по праву 10-11 класс. Авт. Е.А.Певцова.
основе:
Обучение ведется по учебно-методическому комплексу:
Автор
А.Ф.Никитин,
Т.И.Никитина,
Т.Ф. Акчурин
Никитина Т.И.,
Никитин А.Ф.
Наименование учебника
«Право:10-11 классы»: базовый и
углублённый уровни:
Право. Базовый и углубленный
уровни. 10,11 класс. Рабочая
тетрадь
Название пособия для практ.занятий
Обществознание. Тематические тесты: Право
«Тематические задания по обществознанию: базовый,
повышенный, высокий уровни» Блок «Право»
Обществознание. Готовимся к ЕГЭ. Задания высокого
уровня сложности. Все темы курса и способы учебных
действий
Класс
10
11
Издательство
«Просвещение»,2022
«Просвещение»,2022
10
11
Авторы
А.Ю.Лазебникова,
Е.С. Королькова
Чернышева О.А.
Пазин Р.В.
Издательство
«Экзамен»,2021,2022,2023
«Легион», 2022,2023
«Легион»,2022,2023
Электронные ресурсы
Источник
Видеоуроки по основным предметам школьной программы.
Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Решу ЕГЭ.
Образовательные ресурсы Интернета - школьникам и студентам.
Мультимедия: Основы права. ООО «Мир знаний» , материалы по
курсу «Право в нашей жизни»
Адрес ресурса
http://interneturok.ru/ru/school/ videouroki.net
http://festivai.1september.ru
http://reshuege.ru/
www.openclass.ru; http://www.constitution.ru
http://www.alleng.ru/edu/.htm
http://www.gdezakon.ru/
humanitar.ru/ http://ege.edu.ru
http://www.school.edu.ru/,http://ndct.edu.ru,
http://www.it-n.ru, и др.
https://rosuchebnik.ru/product/pravo-bazovyy-iuglublennyy-urovni-10-klass-rabochaya-tetrad-
420955/
1. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения,
готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим
событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и
достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам
(герб, флаг, гимн);
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской
Федерации.
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от
рождения,
– готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц,
готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным
принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
правовая и политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики,
основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному
регулированию отношений в группе или социальной организации;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и
интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно
значимой деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание
уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции;
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям.
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного
сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение
к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному
выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и
нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности.
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель
достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и
жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения
поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и
нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать
противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и
отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и
разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для
широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других
участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия,
а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях
(генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и
письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать
деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
В результате изучения учебного предмета «Право» на уровне среднего общего образования
выпускник на углубленном уровне научится:
–выделять содержание различных теорий происхождения государства;
–сравнивать различные формы государства;
–приводить примеры различных элементов государственного механизма и их место в общей структуре;
–соотносить основные черты гражданского общества и правового государства;
–применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права, необходимых для
ориентации в российском нормативно-правовом материале, для эффективной реализации своих прав и
законных интересов;
–оценивать роль и значение права как важного социального регулятора и элемента культуры общества;
–сравнивать и выделять особенности и достоинства различных правовых систем (семей);
–проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными нормами, выявлять их
соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние;
–характеризовать особенности системы российского права;
–различать формы реализации права;
–выявлять зависимость уровня правосознания от уровня правовой культуры;
–оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законности в
Российской Федерации;
–различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности,
применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;
–выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
–целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное устройство Российской
Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в
Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц в соответствии с
положениями Конституции Российской Федерации;
–сравнивать воинскую обязанность и альтернативную гражданскую службу;
–оценивать роль Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в механизме защиты прав
человека и гражданина в Российской Федерации;
–характеризовать систему органов государственной власти Российской Федерации в их единстве и
системном взаимодействии;
–характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять его основные функции и
объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение;
–дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации;
–характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган исполнительной власти в
государстве; раскрывать порядок формирования и структуру Правительства Российской Федерации;
–характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов Российской Федерации;
–характеризовать этапы законодательного процесса и субъектов законодательной инициативы;
–выделять особенности избирательного процесса в Российской Федерации;
–характеризовать систему органов местного самоуправления как одну из основ конституционного строя
Российской Федерации;
–определять место международного права в отраслевой системе права;
_характеризовать субъектов международного права;
–различать способы мирного разрешения споров;
–оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;
–сравнивать механизмы универсального и регионального сотрудничества и контроля в области
международной защиты прав человека;
–дифференцировать участников вооруженных конфликтов;
–различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных ценностей; называть виды
запрещенных средств и методов ведения военных действий;
–выделять структурные элементы системы российского законодательства;
–анализировать различные гражданско-правовые явления, юридические факты и правоотношения в сфере
гражданского права;
–проводить сравнительный анализ организационно-правовых форм предпринимательской деятельности,
выявлять их преимущества и недостатки;
–целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
–различать формы наследования;
–различать виды и формы сделок в Российской Федерации;
–выявлять способы защиты гражданских прав; характеризовать особенности защиты прав на результаты
интеллектуальной деятельности;
–анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и условия регистрации и расторжения
брака;
–различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
–выделять права и обязанности членов семьи;
–характеризовать трудовое право как одну из ведущих отраслей российского права, определять правовой
статус участников трудовых правоотношений;
–проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового договоров;
–различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами;
–дифференцировать уголовные и административные правонарушения и наказание за них;
–проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов ответственности; иллюстрировать
примерами порядок и условия привлечения к уголовной и административной ответственности
несовершеннолетних;
–целостно описывать структуру банковской системы Российской Федерации;
–в практических ситуациях определять применимость налогового права Российской Федерации; выделять
объекты и субъекты налоговых правоотношений;
–соотносить виды налоговых правонарушений с ответственностью за их совершение;
–применять нормы жилищного законодательства в процессе осуществления своего права на жилище;
–дифференцировать права и обязанности участников образовательного процесса;
–проводить сравнительный анализ конституционного, гражданского, арбитражного, уголовного и
административного видов судопроизводства, грамотно применять правовые нормы для разрешения
конфликтов правовыми способами;
–давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального права правоотношений;
–применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с
использованием нормативных актов;
–выявлять особенности и специфику различных юридических профессий.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
–проводить сравнительный анализ различных теорий государства и права;
–дифференцировать теории сущности государства по источнику государственной власти;
–сравнивать достоинства и недостатки различных видов и способов толкования права;
–оценивать тенденции развития государства и права на современном этапе;
–понимать необходимость правового воспитания и противодействия правовому нигилизму;
–классифицировать виды конституций по форме выражения, по субъектам принятия, по порядку принятия и
изменения;
–толковать государственно-правовые явления и процессы;
–проводить сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и правовых систем других
государств;
–различать принципы и виды правотворчества;
–описывать этапы становления парламентаризма в России;
–сравнивать различные виды избирательных систем;
–анализировать с точки зрения международного права проблемы, возникающие в современных
международных отношениях;
–анализировать институт международно-правового признания;
–выявлять особенности международно-правовой ответственности;
–выделять основные международно-правовые акты, регулирующие отношения государств в рамках
международного гуманитарного права;
–оценивать роль неправительственных организаций в деятельности по защите прав человека в условиях
военного времени;
–формулировать особенности страхования в Российской Федерации, различать виды страхования;
–различать опеку и попечительство;
–находить наиболее оптимальные варианты разрешения правовых споров,
возникающих в процессе трудовой деятельности;
–определять применимость норм финансового права в конкретной правовой ситуации;
–характеризовать аудит как деятельность по проведению проверки финансовой отчетности;
–определять судебную компетенцию, стратегию и тактику ведения процесса.
2. Содержание учебного предмета
Углубленный уровень
10 класс
Теория государства и права
Теории происхождения государства и права. Признаки государства. Теории сущности государства.
Внутренние и внешние функции государства. Формы государств. Форма правления: монархия и республика.
Формы государственного устройства: унитарные и федеративные государства. Конфедерация. Политический
режим: демократический, антидемократический. Государственный механизм: структура и принципы.
Гражданское общество. Правовое государство. Право в объективном и субъективном смысле. Признаки
права. Функции права. Система права. Предмет правового регулирования. Метод правового регулирования.
Источники права. Правовые системы (семьи). Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов.
Действие нормативно-правовых актов.
Социальные нормы. Структура и классификация правовых норм. Система российского права. Юридическая
техника. Формы реализации права. Виды и способы толкования права. Субъекты и объекты
правоотношения. Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Юридические факты. Гарантии
законности и правопорядка. Правосознание. Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовое воспитание.
Понятие коррупции и коррупционных правонарушений. Опасность коррупции для гражданина,
общества и государства. Антикоррупционные меры, принимаемые на государственном уровне. Признаки и
виды правонарушений. Юридическая ответственность. Презумпция невиновности.
Конституционное право
Конституционное право. Виды конституций. Конституция Российской Федерации. Основы
конституционного строя Российской Федерации. Форма государственного устройства Российской
Федерации. Источники конституционного права Российской Федерации. Гражданство Российской
Федерации: основания приобретения, принципы, основания прекращения гражданства. Права и свободы
гражданина Российской Федерации.
Уполномоченный по правам человека. Конституционные обязанности гражданина РФ. Воинская
обязанность и альтернативная гражданская служба. Система органов государственной власти Российской
Федерации.
Президент Российской Федерации: правовой статус, функции и полномочия.
Виды парламентов. Федеральное Собрание Российской Федерации: структура, полномочия и функции.
Правительство Российской Федерации: порядок формирования, области деятельности, структура. Структура
судебной
системы
Российской
Федерации.
Демократические
принципы
судопроизводства.
Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации. Система и функции
правоохранительных органов Российской Федерации. Принципы и виды правотворчества. Законодательный
процесс: субъекты законодательной инициативы, стадии законодательного процесса в Российской
Федерации. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации.
Виды и особенности избирательных систем. Стадии избирательного процесса. Выборы. Референдум.
Система органов местного самоуправления. Принципы местного самоуправления. Сферы деятельности
органов местного самоуправления.
11 класс
Основные отрасли российского права
Гражданское право: предмет, метод, источники, принципы. Виды гражданско-правовых отношений.
Субъекты гражданских правоотношений.
Физические лица. Признаки и виды юридических лиц. Гражданская право и дееспособность.
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Право собственности. Виды
правомочий собственника. Формы собственности. Обязательственное право. Виды и формы сделок.
Условия недействительности сделок. Реституция. Гражданско-правовой договор. Порядок заключения
договора: оферта и акцепт. Наследование. Завещание. Страхование и его виды. Формы защиты гражданских
прав. Гражданско-правовая ответственность. Защита прав потребителей. Непреодолимая сила. Право на
результаты интеллектуальной деятельности: авторские и смежные права, патентное право, ноу-хау.
Предмет, метод, источники и принципы семейного права. Правовые нормы института брака. Семья и брак
Правовое регулирование отношений супругов. Брачный договор. Условия вступления в брак. Порядок
регистрации и расторжения брака. Права и обязанности членов семьи. Лишение родительских прав.
Ответственность родителей по воспитанию детей. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
родителей. Усыновление. Опека и попечительство. Приемная семья.
Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений: работник и работодатель. Права и
обязанности работника. Порядок приема на работу. Трудовой договор: признаки, виды, порядок заключения
и прекращения. Рабочее время и время отдыха. Сверхурочная работа. Виды времени отдыха. Заработная
плата. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних. Трудовые споры. Дисциплинарная
ответственность.
Источники и субъекты административного права. Метод административного регулирования. Признаки и
виды административного правонарушения. Административная ответственность и административные
наказания.
Принципы и источники уголовного права. Действие уголовного закона. Признаки, виды и состав
преступления. Уголовная ответственность. Виды наказаний в уголовном праве. Уголовная ответственность
несовершеннолетних. Финансовое право. Правовое регулирование
банковской деятельности. Структура банковской системы РФ. Права и обязанности вкладчиков. Источники
налогового права. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Права и обязанности
налогоплательщика. Финансовый аудит. Виды налогов. Налоговые правонарушения. Ответственность за
уклонение от уплаты налогов.
Жилищные правоотношения. Образовательное право. Права и обязанности участников образовательного
процесса. Экологическое право.
Основы российского судопроизводства
Конституционное судопроизводство. Предмет, источники и принципы гражданского процессуального права.
Стадии гражданского процесса. Арбитражное процессуальное право. Принципы и субъекты уголовного
судопроизводства. Особенности процессуальных действий с участием несовершеннолетних. Стадии
уголовного процесса. Меры процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей. Особенности
судебного производства по делам об административных правонарушениях.
Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы, следователи. Особенности
профессиональной деятельности юриста.
Международное право
Основные принципы и источники международного права. Субъекты международного права. Международноправовое признание. Мирное разрешение международных споров. Источники и основания международноправовой ответственности. Права человека: сущность, структура, история.
Классификация прав человека. Право на благоприятную окружающую среду. Права ребенка. Нарушения
прав человека. Международные договоры о защите прав человека. Международная система защиты прав
человека в рамках Организации Объединенных Наций. Региональная система защиты прав человека.
Рассмотрение жалоб в Европейском суде по правам человека. Международная защита прав человека в
условиях военного времени.
Источники и принципы международного гуманитарного права. Международный Комитет Красного Креста.
Участники вооруженных конфликтов: комбатанты и некомбатанты. Защита жертв войны. Защита
гражданских объектов и культурных ценностей. Запрещенные средства и методы ведения военных действий.
3.Тематическое планирование:
10класс
№ п/п
1.
2.
3.
Раздел/ тема
Кол-во часов
Теория государства и права
Конституционное право
Международное право
Итоговое повторение
39
20
6
3
Итого
68 часов
11класс
№ п/п
Раздел/ тема
1
2
3
5
Кол-во часов
Повторение изученного в 10 классе
Основные отрасли российского права
Основы российского судопроизводства
Итоговое повторение
1
52
9
6
Итого
68 часа
10класс
Тема
Раздел 1.
Теория
государства и
права
39 часов
Темы уроков
1. Вводный урок: Предмет изучения курса. Юриспруденция как важная область
человеческих знаний.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6098/
https://videouroki.net/video/01-predmet-i-zadachi-kursa-pravo.html
2. Теории происхождения государства и права
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5451/
3. Понятие государства. Признаки государства
https://videouroki.net/video/02-proiskhozhdenie-gosudarstva-i-prava.html
https://videouroki.net/video/02-proiskhozhdenie-gosudarstva-i-prava.html
4. Внутренние и внешние функции государства.
https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-funkcii-gosudarstva-872995.html
5. Форма государства. Формы правления: монархия и республика.
https://alekssandr.jimdofree.com/тгп/14-понятие-формы-государства/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5486/
6. Формы государственного устройства :унитарное, федерация, конфедерация.
Современные государственные образования.
https://videouroki.net/video/14-formy-gosudarstva.html
7. Политический режим: понятие и сущность.
https://videouroki.net/video/17-tipy-politicheskih-rezhimov.html
8. Политический режим демократический, антидемократический
https://alekssandr.jimdofree.com/тгп/18-политический-режим-понятие-и-виды/
9. Государственный механизм: структура и принципы. Организация власти и
управления в стране.
10.Правовое государство. Гражданское общество.
https://videouroki.net/video/16-ponyatie-i-priznaki-pravovogo-gosudarstva.html
https://videouroki.net/video/17-verhovenstvo-zakona-razdelenie-vlastej.html
11.Повторительно- обобщающий урок по теме «Теория государства»
12.Право в объективном и субъективном смысле.
https://infourok.ru/ponyatie-prava-v-obektivnom-i-subektivnom-smisle-2963491.html
13.Признаки права. Основные принципы права, аксиомы и презумпции права. Функции
права. Система регулирования общественных отношений..
https://infourok.ru/prezentaciya-principi-aksiomi-i-prezumpcii-prava-klass-1452693.html
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6144/
14.Социальные нормы. Право в системе социального регулирования общества.
https://videouroki.net/video/18-p-pravo-i-moral.html
https://videouroki.net/video/01-pravo-v-sisteme-socialnyh-norm.html
15.Предмет правового регулирования. Метод правового регулирования.
http://900igr.net/prezentatsii/pravo/Otrasli-i-sistema-prava/014-2.-Predmet-i-metodpravovogo-regulirovanija.html
16.Система права: частное право, публичное право, отрасли права, институты права.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6143/
17.Структура и классификация правовых норм
https://infourok.ru/struktura-pravovoy-normi-prezentaciya-po-obschestvoznaniyu3658472.html
18.Правотворчество и процесс формирования права. Принципы и виды
правотворчества. Общие правила применения права.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6143/
19.Законотворческий процесс в РФ. Законодательный процесс: субъекты
законодательной инициативы, стадии законодательного процесса в Российской.
Юридическая техника
https://videouroki.net/video/10-zakonotvorcheskij-process-v-rossijskoj-federacii.html
20.Формы (источники) права. Правовой обычай. Юридический прецедент. Договоры
как форма выражения воли участников правоотношений, их виды.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4698/
21.Формы (источники) права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных
правовых актов. Систематизация нормативных правовых актов
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4698/
https://infourok.ru/prezentaciya-po-pravu-klass-formi-prava-912393.html
22.Действие права во времени, в пространстве. Действие права по кругу лиц.
https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku-prava-deistvie-norm-prava-vo.html
23.Формы реализации права. Механизм правового регулирования.
Правоприменительная практика. Виды и способы толкования права
https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku-prava-realizatsiia-prava.html
https://multiurok.ru/files/miekhanizm-pravovogho-rieghulirovaniia-priezientat.html
https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/05/11/realizatsiya_i_tolkovanie_norm_prava.ppt
24.Повторительно- обобщающий урок по теме: «Теория права»
25.Правоотношения и их виды. Юридические факты. Субъекты и объекты
правоотношения.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6142/
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-pravootnosheniya-i-subekti-prava-2623131.html
26.Правоотношения: виды и структура. Содержание правоотношений.
https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku-prava-pravovye-otnosheniia-i.html
27.Правосубъектность. Правоспособность. Дееспособность. Деликтоспособность.
https://kopilkaurokov.ru/obschestvoznanie/presentacii/pravosposobnostidieiesposobnost
28.Правонарушение: понятие. Признаки и виды правонарушений. Состав
правонарушений.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5484/
https://videouroki.net/video/35-pravonarushenie.html
https://thepresentation.ru/yurisprudentsiya/urok-n-10-pravonarushenie/download
29.Понятие коррупции и коррупционных правонарушений.
Опасность коррупции для гражданина, общества и государства.
Антикоррупционные меры, принимаемые на государственном уровне
https://infourok.ru/prezentaciya-po-discipline-pravo-korrupciya-2375051.html
30.Юридическая ответственность. Функции юридической ответственности.
Принципы юридической ответственности.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5485/
31.Признаки и виды юридической ответственности.
https://interneturok.ru/lesson/obshestvoznanie/9-klass/chelovek-gosudarstvo-pravo/
yuridicheskaya-otvetstvennost
32.Презумпция невиновности. Основания для освобождения от юридической
ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
https://ppt-online.org/78764
33.Гарантии законности и правопорядка.
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-po-pravu-zakonnost-i-pravoporyadok-klass2425972.html
34.Правосознание и правовая культура.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6146/
https://videouroki.net/video/38-pravovaya-kultura-i-pravosoznanie.html
35.Правовой нигилизм. Правомерное поведение. Правовое воспитание
https://videouroki.net/video/48-sovershenstvovanie-pravovoj-kultury.html
36.Правовые системы (семьи) современности: понятие, классификация.
Характеристика основных правовых систем современности.
Система российского права
https://infourok.ru/prezentaciya-po-pravu-klass-pravovie-sistemi-sovremennosti-912423.html
37.Повторительно - обобщающий урок по теме «Правоотношения и правовая культура»
Раздел II
Конституционно
е право.
20часов
1. Конституционное право. Виды конституций. Конституция Российской
Федерации.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4986/
2. Основы конституционного строя РФ
https://videouroki.net/video/24-osnovy-konstitucionnogo-stroya.html
3. Форма государственного устройства Российской Федерации. Источники
конституционного права Российской Федерации.
https://videouroki.net/video/27-federativnoe-ustrojstvo-rossii.html
4. Избирательное право и избирательный процесс в РФ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5488/
5. Виды и особенности избирательных систем. Стадии избирательного процесса.
Выборы. Референдум.
https://interneturok.ru/lesson/obshestvoznanie/10-klass/bpoliticheskaya-zhiznobwestvab/vybory-i-referendum?block=player
6. Система органов государственной власти РФ.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5487/
7. Президент РФ: правовой статус, функции и полномочия.
https://videouroki.net/video/28-prezident-rossijskoj-federacii.html
8. Виды парламентов. Федеральное Собрание РФ: структура, полномочия, функции
https://videouroki.net/video/29-federalnoe-sobranie-rossijskoj-federacii.html
9. Правительство РФ: порядок формирования, области деятельности, структура
https://videouroki.net/video/30-pravitelstvo-rossijskoj-federacii.html
10.Структура судебной системы Российской Федерации. Демократические принципы
судопроизводства. Прокуратура.
11.Конституционный Суд РФ. Верховный Суд Р Ф.
https://videouroki.net/video/31-sudebnaya-vlast-v-rossijskoj-federacii.html
12.Система правоохранительных органов РФ. Функции правоохранительных органов,
их виды и полномочия.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4700/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4701/
13.Система органов местного самоуправления. Принципы местного самоуправления.
Сферы деятельности органов местного самоуправления
https://videouroki.net/video/34-mestnoe-samoupravlenie-v-rossijskoj-federacii.html
https://videouroki.net/video/33-p-organy-gosudarstvennoj-vlasti-v-subektah-rossijskojfederacii.html
https://videouroki.net/video/31-sudebnaya-vlast-v-rossijskoj-federacii.html
14.Правовой статус человека и гражданина в демократическом правовом государстве.
Права и свободы человека и гражданина РФ.
https://infourok.ru/prezentaciya-po-obschestvoznaniyu-pravovoy-status-cheloveka-vdemokraticheskom-gosudarstve-2939992.html
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6147/
15.Гражданство РФ: основания приобретения, принципы, основания прекращения
гражданства
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6147/
16.Гражданские (личные) права. Политические права. Экономические, социальные,
культурные права
https://videouroki.net/video/35-prava-i-svobody-cheloveka-i-grazhdanina.html
17.Конституционные обязанности гражданина РФ. Права и обязанности
налогоплательщиков РФ
http://prezentacii.com/uploads/ppt/09-13/konstitucionnye-obyazannosti-cheloveka-igrazhdanina.rar
https://ppt-online.org/topcat/pravo
18.Воинская обязанность и право на альтернативную гражданскую службу в РФ
https://infourok.ru/prezentaciya-po-pravu-na-temu-voinskaya-obyazannost-alternativnayagrazhdanskaya-sluzhba-klass-3731290.html
19. Защита прав человека в государстве. Уполномоченный по правам человека .Суды
общей юрисдикции. Мировые судьи. Порядок осуществления правосудия
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4699/
.https://videouroki.net/video/35-prava-i-svobody-cheloveka-i-grazhdanina.html
20.Практикум по теме «Конституционное право»
Международное
право
(6часов)
1.Международное право как основа взаимоотношений государств. Основные принципы
и источники международного права. Субъекты международного права.
2.Международно-правовое признание. Мирное разрешение международных споров.
Источники и основания международно-правовой ответственности. Международный
договор.
https://infourok.ru/konspekt-lekcii-osnovi-mezhdunarodnogo-prava-993365.html
3.Права человека: сущность, структура, история.
Классификация прав человека. Право на благоприятную окружающую среду.
4.Права ребенка. Нарушения прав человека. Международная защита прав человека в
мирное время.
5.Международные договоры о защите прав человека. Международная система защиты
прав человека в рамках Организации Объединенных Наций. Региональная система
защиты прав человека. Рассмотрение жалоб в Европейском суде по правам человека.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3503/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4880/
Итоговое
повторение
6. Международная защита прав человека в условиях военного времени.Источники и
принципы международного гуманитарного права. Международный Комитет Красного
Креста. Участники вооруженных конфликтов: комбатанты и некомбатанты. Защита
жертв войны. Защита гражданских объектов и культурных ценностей. Запрещенные
средства и методы ведения военных действий Международное гуманитарное право и
права человека https://resh.edu.ru/subject/lesson/3503/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4880/
1.Итоговое тестирование за курс 10 класса
2.Повторение темы «основы государства и права»
3-4.Повторение темы «Основы конституционного права »
5.Повторение темы «Международное право»
Итого
68ч
Лист тематического контроля 10кл ПРАВО
Дата контрольной
работы Урок по
плану КТП
Тема, подлежащая контролю
Методы контроля
(устный опрос,
письменные работы,
зачёты, тесты, защита
проектов)
Комбинированная
письменная работа
(краткий и развёрнутый
ответ)
Тестирование
Комбинированная
письменная работа
(краткий и развёрнутый
ответ)
КИМ (указать: составлен
учителем, принят на
кафедре или указать
источник) и содержит
критерии оценивания
№11
«Теория государства»
№24
№37
«Теория права»
«Правоотношения и правовая
культура»
№57
20.Практикум по теме
«Конституционное право»
Решение задач по праву
Рабочая тетрадь А.Ф.
Никитина.
№62
Итоговое тестирование за
курс 10 класса
Работа в формате ЕГЭ
Задания с критериями из
демоверсий 2020-2023
ФИПИ
«Тематические задания по
обществознанию: базовый,
повышенный, высокий
уровни» Блок «Право»
Чернышева О.А. «Легион»,
2022 с критериями
Обществознание.
Тематические тесты: Право
А.Ю.Лазебникова,
Е.С. Королькова
Экзамен»,2021,2022
11класс 2023-2024 уч.г.
Тема/ Дата
Входной контроль.
Гражданское
право.
05.09.23г.28.11.23г.
Кол-во
час
1
22
Темы уроков
1. Тестирование за курс 10класса
2. Гражданское право как отрасль российского права.
Гражданское право: предмет, метод, источники, принципы.
3. Гражданский кодекс РФ и другие нормативные акты гражданского
законодательства
4. Гражданские правоотношения, понятие, особенности.
5. Субъекты гражданско-правовых отношений. Физические лица. Признаки
и виды юридических лиц.. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5555/
6. Гражданское право и дееспособность. Виды гражданско-правовых
отношений.
7. Гражданские права несовершеннолетних
8. Предпринимательство. Организационно-правовые формы
предпринимательской деятельности. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5859/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4047/
9. Предпринимательское право. Правовой режим предпринимательской
деятельности.
10. Право собственности. Виды правомочий собственника. Формы
собственности. https://resh.edu.ru/subject/lesson/6327/
11. Имущественные права. Неимущественные права: честь, достоинство, имя.
12.
13.
14.
15.
16.
Общая собственность и порядок защиты права собственности.
Наследование. Завещание. https://resh.edu.ru/subject/lesson/6403/
Страхование и его виды.
Обязательственное право.
Виды и формы сделок. Условия недействительности сделок. Реституция.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5858/
17. Представительство. Доверенность, её виды.
18. Гражданско-правовой договор. Порядок заключения договора: оферта и
акцепт.
19. Порядок изменения и расторжения договоров. Отдельные виды
обязательств.
20. Защита прав потребителей. Непреодолимая сила.
21. Защита имущественных и неимущественных прав. Право на результаты
интеллектуальной деятельности: авторские и смежные права, патентное
право, ноу-хау. https://resh.edu.ru/subject/lesson/6327/
22. Гражданско - правовая ответственность и её виды. Формы защиты
гражданских правhttps://presentacii.ru/presentation/grazhdanskopravovayaotvetstvennost
23.Повторительно-обобщающий урок по теме «Гражданское право»
Семейное право
4
28.11.-19.12.23
1. Предмет, метод, источники и принципы семейного права. Правовые нормы
института брака. Семья и брак
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5860/
2.
Правовое регулирование отношений супругов. Брачный договор.
Условия вступления в брак. Порядок регистрации и расторжения брака
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4888/
3.
Права и обязанности членов семьи. Лишение родительских прав.
Ответственность родителей по воспитанию детей. Формы воспитания детей,
оставшихся без попечения родителей. Усыновление. Опека и
попечительство. Приемная семья.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5860/conspect/
Трудовое право
8
19.12.2324.01.24г.
.
Административное
право.
4
4. Практикум по теме: «Семейное право»
1. Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений:
работник и работодатель. Трудовое право в жизни людей.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6370/
2. Занятость и трудоустройство. Законодательство о труде. Порядок приема на
работу.
3. Права и обязанности работника. Порядок взаимоотношений работников и
работодателейhttps://resh.edu.ru/subject/lesson/6370/
4. Трудовой договор: признаки, виды, порядок заключения и прекращения.
Коллективный договор. https://resh.edu.ru/subject/lesson/6135/
5. Трудовые споры и дисциплинарная ответственность.
6. Рабочее время и время отдыха. Сверхурочная работа. Виды времени отдыха.
Заработная плата.
7. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних. Труд
молодёжи. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5862/
8. Практикум по теме: «Трудовое право»
1. Административное право. Источники и субъекты административного
права. Метод административного
регулированияhttps://resh.edu.ru/subject/lesson/5861/
24.01-06.02.24.
2. Признаки и виды административного правонарушения
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4889/
3. Административная ответственность и административные наказания
4. Практикум теме: « Административное право».
Уголовное право.
6
06.02-27.02.24г.
1. Понятие и сущность уголовного права. Принципы и источники уголовного
права. Действие уголовного закона. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5863/
2. Признаки, виды и состав преступления
3. Уголовная ответственность. Виды наказаний в уголовном праве.
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/b9cf2510a1562c781
62a8ae7d236552049ae9694/
.
Правовое
регулирование в
различных сферах
общественной
жизни.
6
27.02.-19.03
Основы
российского
судопроизводства
9
19.03-23.04
..
1.
Итоговое
повторение
30.04.-21.05
8
4. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Обстоятельства,
смягчающие и отягчающие наказание
5. Уголовная ответственность несовершеннолетних
6. Тест по теме «Уголовное право»
1. Финансовое право. Правовое регулирование банковской деятельности.
Структура банковской системы РФ. Права и обязанности вкладчиков.
2. Налоговое право. Источники налогового права. Субъекты и объекты
налоговых правоотношений.
3. Права и обязанности налогоплательщика. Финансовый аудит. Виды
налогов. Налоговые правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты
налогов. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5864/
4. Жилищные правоотношения.
5. Образовательное право. Права и обязанности участников образовательного
процесса. Правила приема в образовательные учреждения профессионального
образования. Порядок оказания дополнительных платных образовательных
услуг.
6. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и
способы его защиты. Экологические правонарушения. Способы защиты
экологических прав. https://resh.edu.ru/subject/lesson/3478/
1.
Конституционное судопроизводство
https://infourok.ru/urok-prezentaciya-na-temu-konstitucionnoe-sudoproizvodstvo1834516.html
2.
Предмет, источники и принципы гражданского процессуального права.
Стадии гражданского процесса. https://resh.edu.ru/subject/lesson/4081/
3.
Арбитражное процессуальное право.
https://multiurok.ru/files/arbitrazhnyi-protsiess-urok-priezientatsiia-po-pravu-11klass-profil-nyi-urovien.html
4.
Принципы и субъекты уголовного судопроизводства
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6478/
5.
. Особенности процессуальных действий с участием
несовершеннолетних.
6.
Стадии уголовного процесса. Меры процессуального принуждения. Суд
присяжных заседателейhttps://resh.edu.ru/subject/lesson/6478/
7.
Особенности судебного производства по делам об административных
правонарушениях. https://resh.edu.ru/subject/lesson/6136/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4889/
8.
Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы,
следователи. Особенности профессиональной деятельности юриста
https://videouroki.net/razrabotki/pravo/videouroki-6/?uc=897&uct=60748
Тест по теме «Основы российского судопроизводства»
9.
1. Итоговое тестирование по курсу «ПРАВО»
2.Повторение основных понятий темы «Право в системе социальных норм»
«Государство. Форма государства».
3.Повторение основных понятий темы «Основы конституционного строя РФ».
4-5.Повторение основных понятий темы «Основы конституционного строя
РФ».
6-8.Повторение основных понятий темы «Отрасли права».
Итого 68 часов
Лист тематического контроля 11кл ПРАВО
Дата контрольной
работы Урок по
плану КТП
Тема, подлежащая
контролю
Методы контроля
№1
Входной контроль
«Курс права
10класс»
Тестовые задания
№24
Гражданское право
№46
Уголовное право
Тестирование
(краткий и
развёрнутый ответ)
№61
Итоговое
тестирование за
курс 11 класса
Работа в формате ЕГЭ
КИМ (указать: составлен учителем,
принят на кафедре или указать
источник) и содержит критерии
оценивания
Задания с критериями из демоверсий
2020-2023 ФИПИ
«Тематические задания по
обществознанию: базовый,
повышенный, высокий уровни» Блок
«Право» Чернышева О.А. «Легион»,
2022
с критериями
Обществознание. Тематические тесты:
Право
А.Ю.Лазебникова,
Е.С. Королькова Экзамен»,2021,2022
Задания с критериями из демоверсий
2020-2023 ФИПИ