Рабочая_программа_ИНФОРМАТИКА_(углублённый_уровень)_11_класс[1]

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

ЛИЦЕЙ № 110 им. Л.К. Гришиной
ПРИНЯТА
педагогическим советом
МАОУ лицея № 110 им.Л.К.Гришиной
протокол № 1 от 29.08.2023

УТВЕРЖДЕНА
приказом
Директор МАОУ лицея № 110 им.Л.К.Гришиной
_________________________ И.Ю. Виноградова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Образовательные
стандарты
Предмет

ФГОС СОО

уровень

Углубленный

Информатика (углубленный уровень)

Учителя
Неуймина Н.Г., Бачанцев И.В., Пермякова И.Г.
Количество часов по учебному плану лицея № 110 в 10-11 классах:
10
11
всего
Недельных
4
4
8
годовых
136
132
268
Рабочая программа
ФГОС СОО (углубленный уровень), основная ОП лицея 110
составлена на основе:

Обучение ведется по учебно-методическому комплексу:
Автор
Поляков К.Ю., Еремин Е.А.

Поляков К.Ю., Еремин Е.А.

Наименование учебника
Информатика. 10 класс.
Учебник. В 2-х частях.
Базовый и углубленный
уровни. ФГОС
Информатика. 11 класс.
Учебник. Базовый и
углубленный уровни. В 2-х
частях. ФГОС

Класс

Издательство
ООО "БИНОМ.
Лаборатория знаний"

10

11

ООО "БИНОМ.
Лаборатория знаний"

Электронные ресурсы
Источник
Единая коллекция
Цифровых образовательных ресурсов
Комплект
Федеральных
цифровых
информационно-образовательных ресурсов
(ФЦИОР)
Методическое
сопровождение
курса
Информатика
10-11
класс
(б+у)
(Материалы,
тесты,
презентации,
практикум, программирование)
Электронный задачник-практикум с
возможностью автоматической проверки

Адрес ресурса
http://school-collection.edu.ru/

http://fcior.edu.ru/
https://www.kpolyakov.spb.ru/school/basebook.htm

http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666

решений задач по программированию
Методическое сопровождение курса
Информатика 10-11 класс, углубленный
уровень
Образовательный портал для подготовки к
экзаменам РЕШУ ЕГЭ
Материалы для подготовки к итоговой
аттестации по информатике в форме ЕГЭ,
размещённые на сайте К.Ю. Полякова
Эмулятор станции КЕГЭ, который
позволяет проводить тренировку экзамена
по Информатике и ИКТ в компьютерной
форме
Сетевая методическая служба авторского
коллектива для педагогов на сайте
издательства Бином
Архив задач по программированию с
автоматической проверяющей системой
Timus Online Judge

https://www.kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
https://inf-ege.sdamgia.ru/

http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm
https://kompege.ru/

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika
https://acm.timus.ru

Программа полного общего образования по предмету
«Информатика» (углубленный уровень)
Пояснительная записка
Данная программа учебного курса по предмету «Информатика»
основана на учебно-методическом комплекте (далее УМК), обеспечивающем
обучение курсу информатики в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего
образования (далее — ФГОС), который включает в себя учебники:
 Информатика. 10 класс. Учебник. В 2-х частях. Базовый и
углубленный уровни. ФГОС
 Информатика. 11 класс. Учебник. Базовый и углубленный уровни.
В 2-х частях. ФГОС
завершенной предметной линии для 10–11 классов. Представленные
учебники являются ядром целостного УМК, в который, кроме учебников,
входят:
 авторская программа по информатике Поляков К.Ю., Еремеев Е.А.;
 компьютерный практикум в электронном виде с комплектом
электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского
коллектива: http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
 электронный задачник-практикум с возможностью автоматической
проверки
решений
задач
по
программированию:
http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666
 материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в
форме ЕГЭ, размещённые на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;
 методическое пособие для учителя: http://files.lbz.ru/pdf/mpPolyakov1011fgos.pdf;
 комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных
ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР
(http://www.fcior.edu.ru);
 сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на
сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.
Информатика рассматривается авторами как наука об автоматической
обработке данных с помощью компьютерных вычислительных систем. Такой
подход сближает курс информатики с дисциплиной, называемой за рубежом
computer science.
Программа
ориентирована,
прежде
всего,
на
получение
фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики,
которые не зависят от операционной системы и другого программного
обеспечения, применяемого на уроках.
Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые
фундаментальные сведения, относящиеся к школьному курсу информатики,
и в этом смысле являются цельными и достаточными для подготовки по

информатике в старшей школе, независимо от уровня подготовки учащихся,
закончивших основную школу. Учитель может перераспределять часы,
отведённые на изучение отдельных разделов учебного курса, в зависимости
от фактического уровня подготовки учащихся.
Одна из важных задач учебников и программы – обеспечить
возможность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике. В ходе
обучения по данной программе рассмотривается максимальное количество
типов задач, включаемых в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.
Общая характеристика изучаемого предмета
Программа по предмету «Информатика» предназначена для изучения
всех основных разделов курса информатики на углублённом уровне. Она
включает в себя три крупные содержательные линии:
 Основы информатики
 Алгоритмы и программирование
 Информационно-коммуникационные технологии.
Важная задача изучения этих содержательных линий – переход на новый
уровень понимания и получение систематических знаний, необходимых для
самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе
не
рассматривались.
Существенное
внимание
уделяется
линии
«Алгоритмизация и программирование», которая входит в перечень
предметных результатов ФГОС. Для изучения программирования
используется язык Python, на сайте поддержки учебника размещены также
все материалы, необходимые для преподавания на языках Паскаль и C (C++).
В тексте учебников содержится большое количество задач, что
позволяет учителю организовать обучение в разноуровневых группах.
Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на
закрепление изложенного материала на понятийном уровне, а не на уровне
механического запоминания. Многие вопросы (задания) инициируют
коллективные
обсуждения
материала,
дискуссии,
проявление
самостоятельности мышления учащихся.
Важной составляющей УМК является комплект Федеральных цифровых
информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Комплект включает в
себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию,
раздаточные материалы для практических работ, контрольные материалы
(тесты); исполнителей алгоритмов, модели, тренажёры и пр.
Принципиальное положение, из которого исходили авторы при работе
над УМК «Информатика» для 10-11 классов углублённого уровня, состоит в
следующем: углубленный курс информатики ориентирован на углублённую
подготовку выпускников школы, мотивированных на дальнейшее обучение в
системе
ВПО
на
ИТ-ориентированных
специальностях
(и
направлениях).Помимо сказанного выше, линия профессиональной
ориентации в учебниках для 10-11 классов проявляется в том, что в
различных главах представлены различные области применения и
использования ИТ-технологий. Тема профессиональной ориентации является

сквозной по всему учебнику. В таблице 1 представлено распределение такого
материала по главам учебников для 10 и 11 классов.
Глава учебника
Профессия
10 класс. Глава 5. Устройство
Специалист
по
компьютера.
системному
10 класс. Глава 7. Компьютерные администрированию
сети.
(системный администратор).
11 класс. Глава 4. Создание веб-сайтов.
Web-программист,
11 класс. Глава 8. Графика и специалист по компьютерному
анимация.
дизайну (Web-дизайнер)
11 класс. Глава 9. 3D-моделирование
и анимация.
11 класс. Глава 3. Базы данных.
Системный аналитик.
Специалист
по
информационным системам.
Администратор
баз
данных
10 класс. Глава 8. Алгоритмизация и
Математик-программист.
программирование.
Математик,
системный
11 класс. Глава 5. Элементы теории программист
алгоритмов
11 класс. Глава 6. Алгоритмизация и
программирование.
11 класс. Глава 7. Объектноориентированное программирование.

10 класс. Глава 9. Решение
Специалист
по
вычислительных задач на компьютере.
прикладной информатике в
11 класс. Глава 2. Моделирование.
различных
областях
(экономике,
социологии,
физике, экологии и пр.).
Инженер
по
информационным
технологиям в различных
областях
10 класс. Глава 10. Информационная
Специалист по защите
безопасность.
информации
Место учебного предмета в учебном плане
Для полного освоения программы углублённого уровня рекомендуется
изучение предмета «Информатика» в объеме 4 ч/нед. в 10 и 11 классах (всего
268 часов, 136 ч в 10 и 132 ч в 11 классах).

Планируемы результаты курса Информатика
Личностные результаты
1) сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и техники;
2) готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
3) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
4) эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и
технического творчества;
5) осознанный выбор будущей профессии и возможностей
реализации собственных жизненных планов; отношение к
профессиональной деятельности как возможности участия в
решении
личных,
общественных,
государственных,
общенациональных проблем.
Требования к результатам образования в соответствии с рабочей
программой воспитания
В воспитании обучающихся юношеского возраста приоритетом является
создание благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта
осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся
юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в
выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на
пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор
старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический
опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы
опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет
гармоничному вхождению обучающихся во взрослую жизнь окружающего их
общества. Это:
 опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
 трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
 опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома
или на улице;
 опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения
научных исследований, опыт проектной деятельности;
 опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других
людей;
 опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.

Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и
составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии
в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов
познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
5) умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности.
Предметные результаты
1) сформированность представлений о роли информации и
связанных с ней процессов в окружающем мире;
2) владение системой базовых знаний, отражающих вклад
информатики в формирование современной научной картины
мира;
3) сформированность
представлений
о важнейших видах
дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах
анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и
причинах искажения данных при передаче;
4) систематизация знаний, относящихся к математическим
объектам информатики; умение строить математические
объекты информатики, в том числе логические формулы;
5) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению
требований
техники
безопасности,
гигиены
и
ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
6) сформированность представлений об устройстве современных
компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий;
о понятии «операционная система» и основных функциях

операционных систем; об общих принципах разработки и
функционирования интернет-приложений;
7) сформированность представлений о компьютерных сетях и их
роли в современном мире; знаний базовых принципов
организации и функционирования компьютерных сетей, норм
информационной этики и права, принципов обеспечения
информационной безопасности, способов и средств обеспечения
надёжного функционирования средств ИКТ;
8) понимания
основ
правовых
аспектов
использования
компьютерных программ и работы в Интернете;
9) владение опытом построения и использования компьютерноматематических моделей, проведения экспериментов и
статистической обработки данных с помощью компьютера,
интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования
реальных процессов; умение оценивать числовые параметры
моделируемых объектов и процессов; сформированность
представлений о необходимости анализа соответствия модели и
моделируемого объекта (процесса);
10)
сформированность представлений о способах хранения и
простейшей обработке данных; умение пользоваться базами
данных и справочными системами; владение основными
сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и
работы с ними;
11)
владение навыками алгоритмического мышления и
понимание необходимости формального описания алгоритмов;
12)
овладение понятием сложности алгоритма, знание
основных алгоритмов обработки числовой и текстовой
информации, алгоритмов поиска и сортировки;
13)
владение
стандартными
приёмами
написания
на
алгоритмическом языке программы для решения стандартной
задачи
с
использованием
основных
конструкций
программирования и отладки таких программ; использование
готовых прикладных компьютерных программ по выбранной
специализации;
14)
владение универсальным языком программирования
высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах
данных и структурах данных; умением использовать основные
управляющие конструкции;
15)
владение умением понимать программы, написанные на
выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке
высокого
уровня;
знанием
основных
конструкций
программирования; умением анализировать алгоритмы с
использованием таблиц;
16)
владение навыками и опытом разработки программ в
выбранной среде программирования, включая тестирование и

отладку программ; владение элементарными навыками
формализации прикладной задачи и документирования
программ.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
применять коды, исправляющие ошибки, возникшие при передаче
информации; определять пропускную способность и помехозащищенность
канала связи, искажение информации при передаче по каналам связи, а
также использовать алгоритмы сжатия данных (алгоритм LZW и др.);
использовать графы, деревья, списки при описании объектов и процессов
окружающего мира; использовать префиксные деревья и другие виды
деревьев при решении алгоритмических задач, в том числе при анализе
кодов;
использовать знания о методе «разделяй и властвуй»;
приводить примеры различных алгоритмов решения одной задачи, которые
имеют различную сложность; использовать понятие переборного
алгоритма;
использовать понятие универсального алгоритма и приводить примеры
алгоритмически неразрешимых проблем;
использовать второй язык программирования; сравнивать преимущества и
недостатки двух языков программирования;
создавать программы для учебных или проектных задач средней сложности;
использовать информационно-коммуникационные технологии при
моделировании и анализе процессов и явлений в соответствии с выбранным
профилем;
осознанно подходить к выбору ИКТ-средств и программного обеспечения
для решения задач, возникающих в ходе учебы и вне ее, для своих учебных и
иных целей;
проводить (в несложных случаях) верификацию (проверку надежности и
согласованности) исходных данных и валидацию (проверку достоверности)
результатов натурных и компьютерных экспериментов;
использовать пакеты программ и сервисы обработки и представления
данных, в том числе – статистической обработки;
использовать методы машинного обучения при анализе данных;
использовать представление о проблеме хранения и обработки больших
данных;
создавать многотабличные базы данных; работе с базами данных и
справочными системами с помощью веб-интерфейса.
Содержание учебного предмета «Информатика»
Примерная программа учебного предмета «Информатика» на уровне
среднего общего образования составлена в соответствии с требованиями
ФГОС СОО; требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы . В ней соблюдается преемственность с ФГОС
ООО и учитываются межпредметные связи.

Цель изучения учебного предмета «Информатика» на углубленном
уровне среднего общего образования – обеспечение дальнейшего развития
информационных компетенций выпускника, готового к работе в условиях
развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции
на рынке труда.
В содержании предмета может быть выделено три крупных раздела:
I. Основы информатики

Техника безопасности. Организация рабочего места

Информация и информационные процессы

Кодирование информации

Логические основы компьютеров

Компьютерная арифметика

Устройство компьютера

Программное обеспечение

Компьютерные сети

Информационная безопасность
II. Алгоритмы и программирование

Алгоритмизация и программирование

Решение вычислительных задач

Элементы теории алгоритмов

Объектно-ориентированное программирование
III. Информационно-коммуникационные технологии

Моделирование

Базы данных

Создание веб-сайтов

Графика и анимация

3D-моделирование и анимация
Таким образом, обеспечивается преемственность изучения предмета в
полном объёме на завершающей ступени среднего общего образования.
10 класс (136 часов)
Информация и информационные процессы
Информатика и информация. Получение информации. Формы
представления информации. Информация в природе. Человек, информация,
знания. Свойства информации. Информация в технике.
Передача информации. Обработка информации. Хранение информации.
Структура информации. Таблицы. Списки. Деревья. Графы.
Кодирование информации
Дискретное кодирование. Знаковые системы. Аналоговые и дискретные
сигналы. Дискретизация. Равномерное и неравномерное кодирование.
Правило умножения. Декодирование. Условие Фано. Граф Ал.А. Маркова.
Алфавитный подход к оценке количества информации.

Системы счисления. Перевод целых и дробных чисел в другую систему
счисления.
Двоичная система счисления. Арифметические операции. Сложение и
вычитание степеней числа 2. Достоинства и недостатки.
Восьмеричная система счисления. Связь с двоичной системой
счисления. Арифметические операции. Применение.
Шестнадцатеричная система счисления. Связь с двоичной системой
счисления. Арифметические операции. Применение.
Троичная уравновешенная система счисления. Двоично-десятичная
система счисления.
Кодирование текстов. Однобайтные кодировки. Стандарт UNICODE.
Кодирование графической информации. Цветовые модели. Растровое
кодирование. Форматы файлов. Векторное кодирование. Трёхмерная
графика. Фрактальная графика.
Кодирование
звуковой
информации.
Оцифровка
звука.
Инструментальное кодирование звука. Кодирование видеоинформации.
Логические основы компьютеров
Логические операции «НЕ», «И», «ИЛИ». Операция «исключающее
ИЛИ». Импликация. Эквиваленция. Штрих Шеффера. Стрелка Пирса.
Логические
выражения.
Вычисление
логических
выражений.
Диаграммы Венна.
Упрощение логических выражений. Законы алгебры логики.
Логические уравнения. Количество решений логического уравнения.
Системы логических уравнений.
Синтез логических выражений. Построение выражений с помощью
СДНФ. Построение выражений с помощью СКНФ.
Множества и логические выражения. Задача дополнения множества до
универсального множества.
Поразрядные логические операции.
Предикаты и кванторы.
Логические элементы компьютера. Триггер. Сумматор.
Компьютерная арифметика
Особенности представления чисел в компьютере. Предельные значения
чисел. Различие между вещественными и целыми числами. Дискретность
представления чисел. Программное повышение точности вычислений.
Хранение в памяти целых чисел. Целые числа без знака. Целые числа со
знаком. Операции с целыми числами. Сравнение. Поразрядные логические
операции. Сдвиги.
Хранение в памяти вещественных чисел. Операции с вещественными
числами.
Как устроен компьютер
Современные компьютерные системы. Стационарные компьютеры.
Мобильные устройства. Встроенные компьютеры.
Параллельные
вычисления.
Суперкомпьютеры.
Распределённые
вычисления. Облачные вычисления.

Выбор конфигурации компьютера.
Общие принципы устройства компьютеров. Принципы организации
памяти. Выполнение программы.
Архитектура компьютера. Особенности мобильных компьютеров.
Магистрально-модульная
организация
компьютера.
Взаимодействие
устройств. Обмен данными с внешним устройствами.
Процессор.
Арифметико-логическое
устройство.
Устройство
управления. Регистры процессора. Основные характеристики процессора.
Система команд процессора.
Память. Внутренняя память. Внешняя память. Облачные хранилища
данных. Взаимодействие разных видов памяти. Основные характеристики
памяти.
Устройства ввода. Устройства вывода. Устройства ввода/вывода.
Программное обеспечение
Виды программного обеспечения. Программное обеспечение для
мобильных устройств. Инсталляция и обновление программ.
Авторские права. Типы лицензий на программное обеспечение.
Ответственность за незаконное использование ПО.
Программы для обработки текстов. Технические средства ввода текста.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры. Поиск и замена. Проверка
правописания и грамматики. Компьютерные словари и переводчики.
Шаблоны. Рассылки. Вставка математических формул.
Многостраничные документы. Форматирование страниц. Колонтитулы.
Оглавление. Режим структуры документа. Нумерация рисунков (таблиц,
формул). Сноски и ссылки. Гипертекстовые документы. Правила оформления
рефератов.
Коллективная работа над документами. Рецензирование . Онлайн-офис.
Правила коллективной работы
Пакеты прикладных программ. Офисные пакеты. Программы для
управления предприятием. Пакеты для решения научных задач. Программы
для дизайна и вёрстки. Системы автоматизированного проектирования.
Обработка мультимедийной информации. Обработка звуковой
информации. Обработка видеоинформации.
Программы для создания презентаций. Содержание презентаций. Дизайн
презентации. Макеты. Размещение элементов на слайде. Оформление текста.
Добавление объектов. Переходы между слайдами. Анимация в презентациях.
Системное программное обеспечение. Операционные системы.
Драйверы устройств. Утилиты. Файловые системы.
Системы программирования. Языки программирования. Трансляторы.
Отладчики. Профилировщики.
Компьютерные сети
Структуры (топологии) сетей. Обмен данными. Серверы и клиенты.
Локальные сети. Сетевое оборудование. Одноранговые сети. Сети с
выделенными серверами. Беспроводные сети.

Сеть Интернет. Краткая история Интернета. Набор протоколов TCP/IP.
Адреса в Интернете. IP-адреса и маски. Доменные имена. Адрес ресурса
(URL). Тестирование сети.
Службы Интернета. Всемирная паутина. Поиск в Интернете.
Электронная почта. Обмен файлами (FTP). Форумы. Общение в реальном
времени. Пиринговые сети. Информационные системы. Электронная
коммерция. Интернет-магазины. Электронные платёжные системы.
Личное информационное пространство. Организация личных данных.
Нетикет. Интернет и право.
Алгоритмизация и программирование
Алгоритмы. Этапы решения задач на компьютере. Анализ алгоритмов.
Оптимальные линейные программы. Анализ алгоритмов с ветвлениями и
циклами. Исполнитель Робот. Исполнитель Чертёжник. Исполнитель
Редактор.
Введение в язык Python. Простейшая программа. Переменные. Типы
данных. Размещение переменных в памяти. Арифметические выражения и
операции.
Вычисления. Деление нацело и остаток. Вещественные значения.
Стандартные функции. Случайные числа.
Ветвления. Условный оператор. Сложные условия.
Циклические алгоритмы. Цикл с условием. Поиск максимальной цифры
числа. Алгоритм Евклида. Циклы с постусловием. Циклы по переменной.
Вложенные циклы.
Процедуры. Процедуры с параметрами. Локальные и глобальные
переменные.
Функции. Вызов функции. Возврат нескольких значений. Логические
функции.
Рекурсия. Ханойские башни. Использование стека. Анализ рекурсивных
функций.
Массивы. Ввод и вывод массива. Перебор элементов. Алгоритмы
обработки массивов. Поиск в массиве. Максимальный элемент. Реверс
массива. Сдвиг элементов массива. Срезы массива. Отбор нужных элементов.
Особенности копирования списков в языке Python.
Сортировка массивов. Метод пузырька (сортировка обменами). Метод
выбора. Сортировка слиянием. «Быстрая сортировка». Сортировка в языке
Python. Двоичный поиск.
Символьные строки. Операции со строками. Поиск в строках. Примеры
обработки строк. Преобразование число-строка. Строки в процедурах и
функциях. Рекурсивный перебор.
Матрицы. Обработка элементов матрицы.
Работа с файлами. Неизвестное количество данных. Обработка
массивов. Обработка строк.
Вычислительные задачи
Точность вычислений. Погрешности измерений. Погрешности
вычислений.

Решение уравнений. Приближённые методы. Метод перебора. Метод
деления отрезка пополам. Использование табличных процессоров.
Дискретизация. Вычисления длины кривой. Вычисление площадей
фигур.
Оптимизация. Локальный и глобальный минимумы. Метод дихотомии.
Использование табличных процессоров.
Статистические расчёты. Свойства ряда данных. Условные вычисления.
Связь двух рядов данных.
Обработка результатов эксперимента. Метод наименьших квадратов.
Восстановление зависимостей. Прогнозирование
Информационная безопасность
Понятие информационной безопасности. Средства защиты информации.
Информационная безопасность в мире. Информационная безопасность в
России.
Вредоносные программы. Заражение вредоносными программами. Типы
вредоносных программ. Вирусы для мобильных устройств. Защита от
вредоносных программ. Антивирусные программы. Брандмауэры. Меры
безопасности.
Шифрование. Хэширование и пароли. Современные алгоритмы
шифрования.
Алгоритм
RSA.
Электронная
цифровая
подпись.
Стеганография.
Безопасность в интернете.
Сетевые угрозы. Мошенничество.
Шифрование данных. Правила личной безопасности в Интернете
11 класс (132 часа)
Информация и информационные процессы
Формула Хартли. Информация и вероятность. Формула Шеннона.
Передача данных. Скорость передачи данных. Обнаружение ошибок.
Помехоустойчивые коды
Сжатие данных. Алгоритм RLE. Префиксные коды. Алгоритм
Хаффмана. Алгоритм LZW. Сжатие с потерями.
Информация и управление. Кибернетика. Понятие системы. Системы
управления.
Информационное общество. Информационные технологии. «Большие
данные». Государственные электронные сервисы и услуги. Электронная
цифровая подпись (ЭЦП). Открытые образовательные ресурсы.
Информационная культура.
Стандарты в сфере информационных технологий.
Моделирование
Модели и моделирование. Иерархические модели. Сетевые модели.
Адекватность.
Игровые модели. Игровые стратегии. Пример игры с полной
информацией. Задача с двумя кучами камней.
Модели мышления. Искусственный интеллект. Нейронные сети.
Машинное обучение. Большие данные.

Этапы моделирования. Постановка задачи. Разработка модели.
Тестирование модели. Эксперимент с моделью. Анализ результатов.
Моделирование движения. Движение с сопротивлением. Дискретизация.
Компьютерная модель.
Математические модели в биологии. Модель неограниченного роста.
Модель ограниченного роста. Взаимодействие видов. Обратная связь.
Саморегуляция.
Вероятностные модели. Методы Монте-Карло. Системы массового
обслуживания. Модель обслуживания в банке.
Базы данных
Основные понятия. Типы информационных систем. Транзакции.
Таблицы. Индексы. Целостность базы данных.
Многотабличные базы данных. Ссылочная целостность. Типы связей.
Реляционная модель данных. Математическое описание базы данных.
Нормализация.
Таблицы. Работа с готовой таблицей. Создание таблиц. Связи между
таблицами. Запросы. Конструктор запросов. Критерии отбора.
Запросы с параметрами. Вычисляемые поля. Запрос данных из
нескольких таблиц. Итоговый запрос. Другие типы запросов.
Формы. Простая форма. Формы с подчинёнными. Кнопочные формы.
Отчёты. Простые отчёты. Отчёты с группировкой.
Проблемы реляционных БД. Нереляционные базы данных.
Экспертные системы.
Создание веб-сайтов
Веб-сайты и веб-страницы. Статические и динамические веб-страницы.
Веб-программирование. Системы управления сайтом.
Текстовые веб-страницы. Простейшая веб-страница. Заголовки. Абзацы.
Специальные символы. Списки. Гиперссылки.
Оформление веб-страниц. Средства языка HTML. Стилевые файлы.
Стили для элементов.
Рисунки, звук, видео. Форматы рисунков. Рисунки в документе.
Фоновые рисунки. Мультимедиа.
Таблицы. Структура таблицы. Табличная вёрстка. Оформление таблиц.
Блоки. Блочная вёрстка. Плавающие блоки.
XML и XHTML.
Динамический HTML. «Живой» рисунок. Скрытый блок. Формы.
Размещение веб-сайтов. Хранение файлов. Доменное имя. Загрузка
файлов на сайт.
Элементы теории алгоритмов
Уточнение понятия алгоритма. Универсальные исполнители. Машина
Тьюринга. Машина Поста. Нормальные алгорифмы Маркова
Алгоритмически неразрешимые задачи. Вычислимые и невычислимые
функции.
Сложность вычислений. Асимптотическая сложность. Сложность
алгоритмов поиска. Сложность алгоритмов сортировки.

Доказательство
правильности
программ.
Инвариант
цикла.
Доказательное программирование/
Алгоритмизация и программирование
Целочисленные алгоритмы. Решето Эратосфена. «Длинные» числа.
Квадратный корень.
Структуры. Работа с файлами. сортировка структур.
Словари. Алфавитно-частотный словарь.
Стек. Использование списка. Вычисление арифметических выражений с
помощью стека. Проверка скобочных выражений. Очереди, деки.
Деревья. Деревья поиска. Обход дерева. Использование связанных
структур. Вычисление арифметических выражений с помощью дерева.
Хранение двоичного дерева в массиве. Модульность.
Графы. «Жадные» алгоритмы. Алгоритм Дейкстры. Алгоритм ФлойдаУоршелла. Использование списков смежности.
Динамическое программирование. Поиск оптимального решения.
Количество решений.
Объектно-ориентированное программирование
Борьба со сложностью программ. Объектный подход. Объекты и классы.
Создание объектов в программе.
Скрытие внутреннего устройства.
Иерархия классов. Классы-наследники. Сообщения между объектами.
Программы с графическим интерфейсом. Особенности современных
прикладных
программ.
Свойства
формы.
Обработчик
событий.
Использование компонентов (виджетов). Программа с компонентами. Ввод и
вывод данных. Обработка ошибок. Совершенствование компонентов.
Модель и представление.
Обработка изображений
Ввод
изображений.
Разрешение.
Цифровые
фотоаппараты.
Сканирование. Кадрирование.
Коррекция изображений. Исправление перспективы. Гистограмма.
Коррекция цвета. Ретушь. Работа с областями. Выделение областей. Быстрая
маска. Исправление «эффекта красных глаз». Фильтры.
Многослойные изображения. Текстовые слои. Маска слоя.
Каналы. Цветовые каналы. Сохранение выделенной области.
Иллюстрации для веб-сайтов. Анимация.
Векторная графика. Примитивы. Изменение порядка элементов.
Выравнивание, распределение. Группировка. Кривые. Форматы векторных
рисунков. Ввод векторных рисунков. Контуры в GIMP.
Трёхмерная графика
Понятие 3D-графики. Проекции.
Работа с объектами. Примитивы. Преобразования объектов. Системы
координат. Слои. Связывание объектов.
Сеточные модели. Редактирование сетки. Деление рёбер и граней.
Выдавливание. Сглаживание. Модификаторы. Логические операции. Массив.
Деформация.

Кривые. Тела вращения.
Отражение света. Простые материалы. Многокомпонентные материалы.
Текстуры. UV-проекция.
Рендеринг. Источники света. Камеры. Внешняя среда. Параметры
рендеринга. Тени.
Анимация объектов. Редактор кривых. Простая анимация сеточных
моделей. Арматура. Прямая и обратная кинематика. Физические явления.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

В планировании учитывается, что в начале учебного года учащиеся ещё
не вошли в рабочий ритм, а в конце года накапливается усталость и
снижается восприимчивость к новому материалу. Поэтому наиболее
сложные темы, связанные с программированием, предполагается изучать в
середине учебного года, как в 10, так и в 11 классе.
№

Тема

Количество часов / класс
Всего
10 кл. 11 кл.

Основы информатики
1. Техника безопасности. Организация
0
рабочего места
2. Информация и информационные
0
процессы
3. Кодирование информации
0
4. Логические основы компьютеров
0
5. Компьютерная арифметика
0
6. Устройство компьютера
0
7. Программное обеспечение
0
8. Компьютерные сети
0
9. Информационная безопасность
0
Итого:
0
Алгоритмы и программирование
10. Алгоритмизация и программирование
0
11. Решение вычислительных задач
9
12. Элементы теории алгоритмов
0
13. Объектно-ориентированное
0
программирование
Итого:
0
Информационно-коммуникационные технологии
14. Моделирование
0
15. Базы данных
0
16. Создание веб-сайтов
0
17. Графика и анимация
0
18. 3D-моделирование и анимация
11
Итого:
60

1
5

12

14
13
6
6
17
9
6
0

0

44
9

25
7
12

0

0

0

13
11
15
10
11
0

Повторение
Резерв
Итого по всем разделам:

0
8
280

6
4
**
Expres
sion is
faulty
**

16
8
140

Все материалы курса доступны по ссылкам:
Презентации:
https://www.kpolyakov.spb.ru/school/basebook/slides.htm
Тесты:
https://www.kpolyakov.spb.ru/school/basebook/tests.htm
Практикум:
https://www.kpolyakov.spb.ru/school/basebook/prakt.htm

Используемые сокращения: СР – самостоятельная работа, ПР – практическая работа, КР – контрольная работа.

10 класс (136 часов)
Номер
урока

Тема урока

1.

Техника безопасности.
Организация рабочего места.

2.

Информация и
информационные процессы

3.
4.

7.

Структура информации.
Деревья
Графы. Оптимальные
маршруты
Графы. Количество
маршрутов
Дискретное кодирование

8.

Равномерное кодирование

9.

Неравномерное кодирование

10.

Декодирование.

11.

Оценка количества
информации

12.

Системы счисления

13.

Двоичная система счисления

5.
6.

14.
15.

Восьмеричная система
счисления
Шестнадцатеричная система
счисления

16.

Другие системы счисления

17.
18.

Контрольная работа
Кодирование текстов
Кодирование графической
информации

19.

Параграф учебника (номер,
название)

Практические работы (номер,
название)
Тест № 1: Техника безопасности.

§ 1. Информатика и
информация
§ 2. Что можно делать с
информацией?
§ 3. Структура информации
§ 3. Структура информации

Работы компьютерного
практикума (источник,
номер, название)
ПР № 1. Оформление
документа.

Кол-во
часов
1

Тест № 2: Информация и
информационные процессы

1

СР № 1. Таблицы и списки
СР № 2. Деревья

1
1

§ 3. Структура информации

Тест № 3. Оптимальные маршруты

1

§ 3. Структура информации

Тест № 4. Количество маршрутов

1

§ 4. Дискретное кодирование
§ 5. Равномерное и
неравномерное кодирование
§ 5. Равномерное и
неравномерное кодирование
§ 6. Декодирование
§ 7. Алфавитный подход к
оценке количества
информации
§ 8. Системы счисления
§ 9. Двоичная система
счисления
§ 10.Восьмеричная система
счисления
§ 11. Шестнадцатеричная
система счисления
§ 12. Другие системы
счисления

Тест № 5. Дискретизация

1

Тест № 6. Равномерное кодирование

1

Тест № 7. Неравномерное кодирование

1

Тест № 8. Условие Фано

1

Тест № 9. Количество информации

1

Тест № 10. Системы счисления
Тест № 11. Двоичная система
счисления
Тест № 12. Восьмеричная системы
счисления
Тест № 13. Шестнадцатеричная
системы счисления

1

§ 13. Кодирование текстов
§ 14. Кодирование
графической информации

1
1
1
ПР № 2. Необычные
системы счисления

КР «Системы счисления»
Тест № 14. Кодирование текстов
Тест № 15. Кодирование графической
информации

1
1
1
1

Номер
урока

Тема урока

Параграф учебника (номер,
название)

Кодирование звуковой и
видеоинформации
Логические операции «И»,
«ИЛИ», «НЕ»,
«исключающее ИЛИ»

§ 15. Кодирование звуковой и
видеоинформации

22.

Импликация и эквиваленция

§ 16. Логические операции

23.
24.

Другие логические операции
Логические выражения
Запросы в поисковых
система.
Упрощение логических
выражений
Логические уравнения
Синтез логических
выражений
Множества и логика
Задачи на множества
Предикаты и кванторы
Логические элементы
компьютера
Контрольная работа

§ 16. Логические операции
§ 17. Логические выражения

20.
21.

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Особенности представления
чисел в компьютере

35.

Хранение в памяти целых
чисел

36.

Операции с целыми числами

37.

Поразрядные операции

38.
39.
40.

Хранение в памяти
вещественных чисел
Операции с вещественными
числами
Современные компьютерные
системы

Практические работы (номер,
название)
Тест № 16. Кодирование звуковой
информации

§ 18. Упрощение логических
выражений
§ 19. Логические уравнения
§ 20. Синтез логических
выражений
§ 21. Множества и логика
§ 21. Множества и логика
§ 22. Предикаты и кванторы
§ 23. Логические элементы
компьютера
§ 24. Особенности
представления чисел в
компьютере
§ 25. Хранение в памяти
целых чисел
§ 26. Операции с целыми
числами
§ 26. Операции с целыми
числами
§ 27. Хранение в памяти
вещественных чисел
§ 28. Операции с
вещественными числами
§ 29. Современные
компьютерные системы

Кол-во
часов
1

ПР № 3. Тренажёр
«Логика»

§ 16. Логические операции

§ 17. Логические выражения

Работы компьютерного
практикума (источник,
номер, название)

СР № 3. Доказательство логических
тождеств
Тест № 17. Логические операции
Тест № 18. Таблицы истинности
Тест № 19. Запросы в поисковых
системах
Тест № 20. Упрощение логических
выражений
Тест № 21. Логические уравнения

1
1
1
1
1
1
1

СР № 4. Синтез логических выражений

1

Тест № 22. Множества и логика
СР № 5. Построение предикатов

1
1
1
ПР № 4. Логические
элементы компьютера

1

КР «Логические основы компьютеров»

1

СР № 6. Особенности представления
чисел в компьютере

1

СР № 7. Хранение в памяти целых
чисел
СР № 8. Операции с целыми числами
СР № 9. Поразрядные операции

ПР № 5. Тренажёр
«Лампанель»
ПР № 6. Операции с
целыми числами
ПР № 7. Поразрядные
операции

СР № 10. Хранение в памяти
вещественных чисел
СР № 11. Вещественные числа в
памяти компьютера.

1
1
1
1
1

ПР № 8. Выбор
конфигурации компьютера

1

Номер
урока

Тема урока

41.

Принципы устройства
компьютеров

42.

Магистрально-модульная
организация компьютера

43.

Процессор

Параграф учебника (номер,
название)
§ 30. Принципы устройства
компьютеров
§ 31. Магистральномодульная организация
компьютера
§ 32. Процессор

Практические работы (номер,
название)
Тест № 23. Принципы устройства
компьютеров.
Тест № 24. Магистрально-модульная
организация компьютера

Память

§ 33. Память

Тест № 26 Память

45.

Устройства ввода и вывода

§ 34. Устройства ввода и
вывода

Тест № 27. Устройства ввода и вывода

46.

Программное обеспечение

§ 35. Введение

Программы для обработки
текстов
Возможности текстовых
процессоров
Набор математических
текстов (текстовые
процессоры)

§ 36. Программы для
обработки текстов
§ 36. Программы для
обработки текстов

Набор математических
текстов (LaTEX)

§ 36. Программы для
обработки текстов

Многостраничные
документы
Коллективная работа над
документами
Пакеты прикладных
программ
Программы для дизайна и
вёрстки

§ 37. Многостраничные
документы
§ 38. Коллективная работа над
документами
§ 39. Пакеты прикладных
программ
§ 39. Пакеты прикладных
программ
§ 39. Пакеты прикладных
программ

48.
49.

50.
51.
52.
53.
54.

§ 36. Программы для
обработки текстов

55.

САПР 2D

56.

САПР 3D

§ 39. Пакеты прикладных
программ

57.

Обработка звука

§ 40. Обработка

Кол-во
часов
1
1

Тест № 25. Процессор

44.

47.

Работы компьютерного
практикума (источник,
номер, название)
ПР № 9. Исследование
компьютера

1
ПР № 10. Использование
облачных хранилищ
данных

1
1

ПР № 11. Инсталляция
программ
ПР № 12. Сканирование и
распознавание текстов
ПР № 13. Возможности
текстовых процессоров
ПР № 14. Набор
математических текстов
(текстовые процессоры)
ПР № 15. Набор
математических текстов
(LaTEX)
ПР № 16. Оформление
реферата
ПР № 17. Коллективная
работа над документами
ПР № 18. Знакомство со
средой SciLab
ПР № 19. Знакомство с
программой Scibus
ПР № 20. Чертежи в
программе КОМПАС
ПР № 21. 3Dмоделирование в
программе КОМПАС
ПР № 24. Знакомство с

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

Номер
урока

Тема урока

58.

Обработка видео

59.

Разработка презентаций

§ 41. Программы для создания
презентаций

62.

Системы программирования

63.

Компьютерные сети.
Основные понятия

64.

Сеть Интернет

§ 46. Сеть Интернет

65.
66.

Поисковые запросы
Адреса в Интернете

§ 46. Сеть Интернет
§ 47. Адреса в Интернете

67.

Тестирование сети

§ 47. Адреса в Интернете

68.

Службы Интернета.

§ 48. Службы Интернета.

69.

Служба FTP

§ 48. Службы Интернета.

70.

Электронная коммерция

§ 49. Электронная коммерция

71.

Личное информационное
пространство

§ 50. Личное информационное
пространство

72.

Алгоритмы

§ 51. Алгоритмы

Оптимальные линейные
программы
Анализ алгоритмов с
ветвлениями и циклами

§ 52. Оптимальные линейные
программы
§ 53. Анализ алгоритмов с
ветвлениями и циклами

Введение в язык Python

§ 54. Введение в язык Python

61.

73.
74.
75.

Практические работы (номер,
название)

мультимедийной информации
§ 40. Обработка
мультимедийной информации

§ 42. Системное программное
обеспечение
§ 42. Системное программное
обеспечение
§ 43. Системы
программирования
§ 44. Основные понятия
§ 45. Локальные сети

60.

Системное программное
обеспечение
Системное программное
обеспечение

Параграф учебника (номер,
название)

Работы компьютерного
практикума (источник,
номер, название)
аудиоредактором
ПР № 25. Знакомство с
видеоредактором
ПР № 26. Онлайн-сервисы
для разработки
презентаций

Кол-во
часов
1
1

Тест № 28. Системное программное
обеспечение

1

Тест № 29. Файловая система

1

Тест № 30. Программное обеспечение

1

Тест № 31. Компьютерные сети

1
ПР № 27. Сравнение
поисковых систем

Тест № 32. Поисковые запросы
Тест № 33. Адреса в Интернете

1
1
1

ПР № 28. Тестирование
сети
ПР № 29.
Информационные системы
в Интернете
ПР № 30. Работа с FTPсервером
ПР № 31. Электронная
коммерция
Тест № 34. Сеть Интернет

1
1
1
1
1

Тест № 35. Выполнение алгоритмов
для исполнителя
Тест № 36. Построение программ для
исполнителя

1
1

Тест № 37. Анализ алгоритмов

1
ПР № 32. Знакомство со
средой программирования

1

Номер
урока
76.

Тема урока
Вычисления

Параграф учебника (номер,
название)

Практические работы (номер,
название)

§ 55. Вычисления

Работы компьютерного
практикума (источник,
номер, название)
ПР № 33. Вычисления

Тест № 38. Операции с целыми
числами

77.

Операции с целыми числами

§ 55. Вычисления

78.

Случайные числа

§ 55. Вычисления

79.

Ветвления

§ 56. Ветвления

Тест № 39. Ветвления

80.

Сложные условия

§ 56. Ветвления

Тест № 30. Сложные условия

81.

Циклические алгоритмы

§ 57. Циклические алгоритмы.

Тест № 31. Циклические алгоритмы

82.

Циклические алгоритмы

§ 57. Циклические алгоритмы.

83.

Циклы по переменной

§ 58. Циклы по переменной

ПР № 34. Случайные
числа
ПР № 35. Ветвления
ПР № 36. Сложные
условия

85.
86.
87.

Процедуры
Процедуры
Функции.

§ 59. Процедуры
§ 59. Процедуры
§ 60. Функции

88.

Логические функции

§ 60. Функции

89.
90.
91.

Рекурсия.
Рекурсия.
Контрольная работа

§ 61. Рекурсия
§ 61. Рекурсия

92.

Массивы

§ 62. Массивы

93.

Перебор элементов

§ 62. Массивы

Тест № 34. Массивы

94.

Алгоритмы обработки
массивов

Тест № 35. Алгоритмы обработки
массивов

95.

Линейный поиск в массиве

§ 63. Алгоритмы обработки
массивов
§ 63. Алгоритмы обработки
массивов

96.

Поиск максимального
элемента в массиве

§ 63. Алгоритмы обработки
массивов

97.

Алгоритмы обработки
массивов (реверс, сдвиг)

§ 63. Алгоритмы обработки
массивов

1
1

1
1

ПР № 38. Циклы по
переменной
ПР № 39. Процедуры
ПР № 40. Процедуры-2
ПР № 41. Функции
ПР № 42. Логические
функции

§ 58. Циклы по переменной

1

1

Тест № 32. Циклы по переменной

Циклы по переменной

1
1

ПР № 37. Циклические
алгоритмы

84.

Кол-во
часов

Тест № 33. Рекурсия
ПР № 43. Рекурсия
КР «Основы языка Python»
ПР № 44. Заполнение
массивов
ПР № 45. Перебор
элементов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

ПР № 46. Линейный поиск
в массиве
ПР № 47. Поиск
максимального элемента в
массиве
ПР № 48. Алгоритмы
обработки массивов
(реверс, сдвиг)

1
1
1

Номер
урока

Тема урока

Параграф учебника (номер,
название)

Отбор элементов массива по
условию
Сортировка. Простые
методы

§ 63. Алгоритмы обработки
массивов

100.

Сортировка слиянием

§ 64. Сортировка

101.

Быстрая сортировка

§ 64. Сортировка

102.
103.

Двоичный поиск
Контрольная работа

§ 65. Двоичный поиск

104.

Символьные строки

§ 66. Символьные строки

98.
99.

105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.

Функции для работы со
строками
Преобразование «строкачисло»
Строки в процедурах и
функциях
Рекурсивный перебор
Сравнение и сортировка
строк
Контрольная работа
Матрицы
Алгоритмы обработки
матриц

Практические работы (номер,
название)

§ 64. Сортировка

Работы компьютерного
практикума (источник,
номер, название)
ПР № 49. Отбор элементов
массива по условию
ПР № 50. Простые методы
сортировки
ПР № 51. Сортировка
слиянием
ПР № 52. Быстрая
сортировка
ПР № 53. Двоичный поиск

КР «Массивы»

§ 66. Символьные строки

Тест № 36. Символьные строки

§ 66. Символьные строки
§ 66. Символьные строки
§ 66. Символьные строки
§ 66. Символьные строки

ПР № 54. Символьные
строки
ПР № 55. Функции для
работы со строками
ПР № 56. Преобразования
«строка-число»
ПР № 57. Строки в
процедурах и функциях
ПР № 58. Рекурсивный
перебор
ПР № 59. Сравнение и
сортировка строк

КР «Символьные строки»
§ 67. Матрицы

ПР № 60. Матрицы
ПР № 61. Алгоритмы
обработки матриц
ПР № 62. Файловый ввод
и вывод
ПР № 63. Обработка
массивов из файла
ПР № 64. Обработка
смешанных данных из
файла

§ 67. Матрицы

113.

Файловый ввод и вывод

§ 68. Работа с файлами

114.

Обработка массивов

§ 68. Работа с файлами

115.

Обработка смешанных
данных

§ 68. Работа с файлами

116.

Точность вычислений

§ 69. Точность вычислений

117.

Решение уравнений. Метод
перебора

§ 70. Решение уравнений

Тест № 37. Точность вычислений

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

ПР № 65. Решение
уравнений методом
перебора

1

Номер
урока

Тема урока

Параграф учебника (номер,
название)

118.

Решение уравнений. Метод
деления отрезка пополам

§ 70. Решение уравнений

119.

Решение уравнений в
табличных процессорах

§ 70. Решение уравнений

120.

Решение уравнений в
табличных процессорах
(продолжение)

§ 70. Решение уравнений

121.
122.

Дискретизация
Оптимизация

§ 71. Дискретизация
§ 72. Оптимизация

123.

Статистические расчёты

§ 73. Статистические расчёты

129.

Обработка результатов
эксперимента
Информационная
безопасность
Защита от вредоносных
программ
Шифрование.
Хэширование и пароли
Современные алгоритмы
шифрования
Стеганография

130.

Безопасность в Интернете

§ 74. Обработка результатов
эксперимента
§ 75. Основные понятия
§ 76. Вредоносные программы
§ 77. Защита от вредоносных
программ
§ 78. Шифрование.
§ 79. Хэширование и пароли
§ 80. Современные алгоритмы
шифрования
§ 81. Стеганография
§ 82. Безопасность в
Интернете

124.
125.
126.
127.
128.

Практические работы (номер,
название)

Работы компьютерного
практикума (источник,
номер, название)
ПР № 66. Решение
уравнений методом
деления отрезка пополам
ПР № 67. Решение
уравнений в табличных
процессорах
ПР № 67. Решение
уравнений в табличных
процессорах
(продолжение)
ПР № 68. Дискретизация
ПР № 69. Оптимизация
ПР № 70. Статистические
расчёты
ПР № 71. Обработка
результатов эксперимента

Тест № 38. Вредоносные программы

Кол-во
часов
1
1

1
1
1
1
1
1

ПР № 72. Антивирусная
защита
ПР № 73. Шифрование и
хэширование
ПР № 74. Современные
алгоритмы шифрования
ПР № 75. Стеганография

1
1
1
1
1

Повторение:
Резерв:
Итого:

6
4
0

11 класс (132 часа)
Номер
урока

Тема урока

Параграф учебника (номер,
название)

3.
4.
5.

Количество информации.
Формула Хартли
Информация и
вероятность
Передача данных
Помехоустойчивые коды
Сжатие данных

6.

Алгоритм Хаффмана

§ 3. Сжатие данных

7.

Программы-архиваторы

§ 3. Сжатие данных

1.
2.

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Сжатие данных с
потерями
Сжатие данных с
потерями
Системы
Системы управления
Информационное
общество
Модели и моделирование
Имитационное
моделирование
Игровые модели

§ 1. Количество информации
§ 1. Количество информации
§ 2. Передача данных
§ 2. Передача данных
§ 3. Сжатие данных

§ 3. Сжатие данных

§ 4. Информация и управление
§ 4. Информация и управление

§ 7. Игровые модели

Модели мышления

§ 8. Модели мышления

17.

Этапы моделирования

§ 9. Этапы моделирования

19.
20.
21.
22.

Моделирование
движения. Дискретизация
Моделирование движения
Модели ограниченного и
неограниченного роста.
Моделирование
эпидемии.
Модель «хищникжертва».

§ 10. Моделирование движения.
§ 10. Моделирование движения.
§ 11. Математические модели в
биологии
§ 11. Математические модели в
биологии
§ 11. Математические модели в
биологии

1

ПР № 1. Алгоритм RLE
ПР № 2. Сравнение алгоритмов
сжатия
ПР № 3. Использование
архиваторов
Тест № 4. Сжатие данных

1
1
1
1
1
1

ПР № 4. Сжатие данных с
потерями
Тест № 5. Системы

1

ПР № 5. Системы управления

1
1

Проект

1

Тест № 6. Диаграммы

1
ПР № 6. Моделирование работы
процессора

§ 6. Модели и моделирование

Кол-во
часов
1

Тест № 2. Информация и
вероятность
Тест № 3. Передача данных
СР № 1. Помехоустойчивые коды

§ 5. Информационное общество
§ 6. Модели и моделирование

Работы компьютерного
практикума (источник,
номер, название)

Тест № 1. Количество информации

§ 3. Сжатие данных

16.

18.

Практические работы (номер,
название)

СР № 2. Игровые модели

1
1

ПР № 7. Искусственный
интеллект
ПР № 8. Математическое
моделирование
ПР № 9. Моделирование
движения
Проект
ПР № 10. Моделирование
развития популяции

1
1
1
1
1

ПР № 11. Модель эпидемии

1

ПР № 12. Модель «хищникжертва»

1

Номер
урока

Тема урока

Параграф учебника (номер,
название)

Обратная связь.
Саморегуляция.
Методы Монте-Карло
Системы массового
обслуживания
Введение в базы данных
Многотабличные базы
данных
Реляционная модель
данных
Таблицы
Запросы
Язык структурированных
запросов (SQL)

§ 11. Математические модели в
биологии
§ 12. Вероятностные модели

32.

Формы для ввода данных

§ 18. Формы

33.
34.

§ 18. Формы
§ 19. Отчёты
§ 20. Нереляционные базы
данных
§ 21. Экспертные системы

38.
39.
40.

Кнопочные формы
Отчёты
Нереляционные базы
данных
Экспертные системы
Веб-сайты и вебстраницы
Текстовые веб-страницы
Текстовые веб-страницы
Оформление веб-страниц

41.

Оформление веб-страниц

§ 24. Оформление веб-страниц

42.

Рисунки на веб-страницах
Звук и видео на вебстраницах
Таблицы
Использование таблиц
Блоки
Блочная вёрстка
XML и XHTML
Динамический HTML

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

35.
36.
37.

43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.

Практические работы (номер,
название)

§ 12. Вероятностные модели
§ 13. Введение
§ 14. Многотабличные базы
данных
§ 15. Реляционная модель
данных
§ 16. Таблицы
§ 17. Запросы

Кол-во
часов

ПР № 13. Саморегуляция

1

ПР № 14. Методы Монте-Карло
ПР № 15. Системы массового
обслуживания

1
1

Тест № 7. Базы данных
Тест № 8. Многотабличные базы
данных

1

СР № 3. Нормализация

1

§ 17. Запросы

§ 22. Веб-сайты и веб-страницы

Работы компьютерного
практикума (источник,
номер, название)

1

ПР № 16. Создание базы данных
ПР № 17. Запросы

1
1

ПР № 18. Язык SQL

1

ПР № 19. Формы для ввода
данных
ПР № 20. Кнопочные формы
ПР № 21. Отчёты

1
1

ПР № 22. Нереляционные БД

1

ПР № 23. Экспертная система

1

Тест № 9. Веб-сайты

§ 23. Текстовые веб-страницы
§ 23. Текстовые веб-страницы
§ 24. Оформление веб-страниц

1

1
ПР № 24. Текстовая веб-страница
ПР № 25. Оформление страницы

1
1
1

ПР № 26. Оформление страницы

1

§ 25. Рисунки, звук, видео

ПР № 27. Вставка рисунков

1

§ 25. Рисунки, звук, видео

ПР № 28. Вставка звука и видео

1

§ 26. Таблицы
§ 26. Таблицы
§ 27. Блоки
§ 27. Блоки
§ 28. XML и XHTML
§ 29. Динамический HTML

Тест № 10. Каскадные таблицы
стилей

ПР № 29. Таблицы
ПР № 30. Блоки
ПР № 31. XML

1
1
1
1
1
1

Номер
урока
50.
51.
52.

Тема урока
Язык Javascript
Размещение веб-сайтов
Уточнение понятия
алгоритма

53.

Машина Тьюринга

54.

Машина Поста

55.
56.
57.
58.

Нормальные алгорифмы
Маркова
Алгоритмически
неразрешимые задачи
Сложность вычислений
Доказательство
правильности программ

59.

Решето Эратосфена

60.

«Длинные» числа

61.
62.
63.

Структуры
Файловые операции
Словари
Алфавитно-частотный
словарь
Стек, очередь, дек
Стек. Вычисление
арифметических
выражений
Скобочные выражения
Очереди
Заливка области
Деревья
Обход дерева
Вычисление
арифметических
выражений.
Хранение двоичного

64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.

Параграф учебника (номер,
название)
§ 29. Динамический HTML
§ 30. Размещение веб-сайтов
§ 31. Уточнение понятия
алгоритма
§ 31. Уточнение понятия
алгоритма
§ 31. Уточнение понятия
алгоритма
§ 31. Уточнение понятия
алгоритма
§ 32. Алгоритмически
неразрешимые задачи
§ 33. Сложность вычислений
§ 34. Доказательство
правильности программ
§ 35. Целочисленные
алгоритмы
§ 35. Целочисленные
алгоритмы
§ 36. Структуры
§ 36. Структуры
§ 37. Словари

Практические работы (номер,
название)

Работы компьютерного
практикума (источник,
номер, название)
ПР № 32. Динамический HTML
ПР № 33. Услуги хостинга

1
1
1

ПР № 34. Машина Тьюринга

1

ПР № 35. Машина Поста

1

ПР № 36. Нормальные
алгорифмы Маркова

1

ПР № 37. Вычислимые функции

1

Тест № 11. Сложность вычислений

§ 37. Словари

1
ПР № 38. Инвариант цикла

1

ПР № 39. Решето Эратосфена

1

ПР № 40. «Длинные» числа.

1

ПР № 41. Структуры
Проект
ПР № 42. Словари
ПР № 43. Алфавитно-частотный
словарь

1
1
1

§ 38. Стек, очередь, дек

1
1

ПР № 44. Вычисление
арифметических выражений

§ 38. Стек, очередь, дек
§ 38. Стек, очередь, дек
§ 38. Стек, очередь, дек
§ 38. Стек, очередь, дек
§ 39. Деревья
§ 39. Деревья

Кол-во
часов

ПР № 45. Скобочные выражения
ПР № 46. Очереди
ПР № 47. Заливка области
Тест № 12. Деревья
ПР № 48. Обход дерева

1
1
1
1
1
1

§ 39. Деревья

ПР № 49. Вычисление
арифметических выражений.

1

§ 39. Деревья

ПР № 50. Хранение двоичного

1

Номер
урока
74.
75.
76.
77.
78.
79.

Тема урока
дерева в массиве.
Графы
Задача Прима-Крускала
Алгоритм Дейкстры
Алгоритм ФлойдаУоршелла
Использование графов
Динамическое
программирование

80.

Задачи оптимизации

81.

Количество решений

82.

Количество решений

83.

Количество решений

84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.

Введение в объектноориентированное
программирование
Создание объектов в
программе
Скрытие внутреннего
устройства
Иерархия классов
Классы логических
элементов
Программы с
графическим
интерфейсом
Графический интерфейс:
основы
Использование
компонентов (виджетов)

92.

Ввод данных

93.

Совершенствование

Параграф учебника (номер,
название)
§ 40. Графы
§ 40. Графы
§ 40. Графы

Практические работы (номер,
название)
Тест № 13. Графы

ПР № 51. Задача Прима-Крускала
ПР № 52. Алгоритм Дейкстры
ПР № 53. Алгоритм ФлойдаУоршелла
Проект

§ 40. Графы
§ 40. Графы
§ 41. Динамическое
программирование
§ 41. Динамическое
программирование
§ 41. Динамическое
программирование
§ 41. Динамическое
программирование
§ 41. Динамическое
программирование

Работы компьютерного
практикума (источник,
номер, название)
дерева в массиве.

§ 45. Иерархия классов

1
1
1

ПР № 55. Задача о куче

1

Тест № 14. Динамическое
программирование

1
ПР № 56. Количество программ

1

ПР № 57. Размен монет

1
1

ПР № 58. Движение по дороге

1

ПР № 59. Скрытие внутреннего
устройства

1
1

ПР № 60. Классы логических
элементов

§ 46. Программы с графическим
интерфейсом
§ 47. Графический интерфейс:
основы
§ 48. Использование
компонентов (виджетов)
§ 48. Использование
компонентов (виджетов)
§ 49. Совершенствование

1
1
1

ПР № 54. Числа Фибоначчи.

§ 42. Введение
§ 43. Создание объектов в
программе
§ 44. Скрытие внутреннего
устройства
§ 45. Иерархия классов

Кол-во
часов

1
1

ПР № 61. Работа с формой

1

ПР № 62. Просмотр рисунков

1

ПР № 63. Ввод данных

1

ПР № 64. Совершенствование

1

Номер
урока
94.
95.
96.

Тема урока
компонентов
Модель и представление
Вычисление
арифметических
выражений
Ввод изображений

Параграф учебника (номер,
название)
компонентов
§ 50. Модель и представление

§ 52. Коррекция изображений

98.

Коррекция изображений

§ 52. Коррекция изображений

99.

Работа с областями
Многослойные
изображения
Каналы
Иллюстрации для вебсайтов
Анимация
Векторная графика
Кривые
Введение в 3Dмодлирование
Работа с объектами
Сеточные модели
Сеточные модели
Модификаторы
Кривые
Материалы и текстуры
UV-развёртка
Рендеринг
Анимация
Язык VRML

§ 53. Работа с областями
§ 54. Многослойные
изображения
§ 55. Каналы
§ 56. Иллюстрации для вебсайтов
§ 57. Анимация
§ 58. Векторная графика
§ 58. Векторная графика

102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.

ПР № 65. Калькулятор

§ 51. Ввод изображений

Коррекция изображений

101.

Работы компьютерного
практикума (источник,
номер, название)
компонентов

§ 59. Введение
§ 60. Работа с объектами
§ 61. Сеточные модели
§ 61. Сеточные модели
§ 62. Модификаторы
§ 63. Кривые
§ 64. Материалы и текстуры
§ 64. Материалы и текстуры
§ 65. Рендеринг
§ 66. Анимация
§ 67. Язык VRML

Кол-во
часов
1

§ 50. Модель и представление

97.

100.

Практические работы (номер,
название)

1
1

Тест № 15. Кодирование
изображений

1
ПР № 66. Коррекция
изображений
ПР № 67. Работа с областями
ПР № 68. Многослойные
изображения
ПР № 69. Каналы
ПР № 70. Иллюстрации для вебсайтов
ПР № 71. Анимация
ПР № 72. Векторная графика
ПР № 73. Кривые в GIMP`
ПР № 74. Введение в 3Dмоделирование
ПР № 75. Работа с объектами
ПР № 76. Сеточные модели
ПР № 77. Модификаторы
ПР № 78. Кривые
ПР № 79. Материалы и текстуры
ПР № 80. Рендеринг
ПР № 81. Анимация
ПР № 82. Язык VRML
Повторение:
Резерв:
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
4
0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».