Инженерные и космические технологии

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Лицей № 110 им. Л.К.Гришиной
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ лицея № 110 им. Л.К.Гришиной
№ 152-К от 31.08.2023
Виноградовой И.Ю.

ПРИНЯТО
педагогическим советом
МАОУ лицея № 110
им. Л.К.Гришиной
протокол № 1 от 29.08.23

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ
«ИНЖЕНЕРНЫЕ И КОСМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Направление: общеинтеллектуальное
Возраст учащихся: 11-16 лет
Срок реализации: 1 год (90 часов)
Составитель: Биктулова О.В.,
учитель технологии МАОУ лицей №110,
высшая квалификационная категория

Екатеринбург
2023

Проектная мастерская «Робототехника и космические технологии»
Раздел 1. Пояснительная записка
Актуальность программы
Свердловская область – крупный промышленный мегаполис. В связи с
этим региональной особенностью является потребность в наличии большого
количества инженерных кадров и технических работников, хорошо
владеющих современной техникой, основанной на электронике,
радиоэлектронике, робототехнике. Электроника и робототехника в
современном обществе очень востребованы и продолжают набирать всѐ
большую популярность среди подрастающего поколения. Это играет особую
роль в привлечении молодежи к исследованиям и развитию творчества в
области новых технологий, популяризации новых направлений в
электронике, механике, мехатронике и робототехнике.
Метод проектно-исследовательской деятельности определен как одно из
условий реализации основной образовательной программы
общего
образования. Работа над проектом дает учащемуся не только усвоение
определѐнной суммы знаний, но и развитие его личности, его
познавательных и созидательных способностей, формирует у школьников
инициативность, самостоятельность, способность к успешной социализации
в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Проект представляет собой самостоятельное доскональное изучение
какой-либо проблемы с презентацией результатов. Однако в современных
условиях, когда общество предъявляет высокие требования не только к
уровню знаний выпускников школ, но и к их умению работать
самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точек
зрения различных наук, все мы сталкиваемся с необходимостью поиска
новой формы учебной деятельности. Нужен подход, который позволил бы
обучать детей навыкам самостоятельной поисковой и исследовательской
работы, повысил бы мотивацию к обучению и дал возможность
сформировать у детей целостную картину мира. Проектная деятельность –
один из возможных способов достижения указанных целей.
Также знания и умения, необходимые для организации проектной и
исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации
научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и
т.д.
Место данного курса в основной образовательной программе:
Программа курса разработана на основе основной образовательной
программы по технологии. Программа составлена с учетом технологических

1

знаний, опыта трудовой и проектной деятельности, полученных учащимися
при обучении в начальной и основной школе.
Программа формирует пространство, на котором происходит
сопоставление обучающимся собственных стремлений, полученного опыта
проектной деятельности и информации, в первую очередь в отношении
профессиональной ориентации.
Курс обеспечивает внеурочную активность обучающихся, которая
связана:






с выполнением заданий на самостоятельную работу с информацией
(формируется навык самостоятельной учебной работы, для обучающегося
оказывается открыта большая номенклатура информационных ресурсов,
чем это возможно на уроке, задания индивидуализируются по
содержанию в рамках одного способа работы с информацией и общего
тематического поля);
с проектной деятельностью (индивидуальные решения приводят к тому,
что обучающиеся работают в разном темпе – они сами составляют планы,
нуждаются в различном оборудовании, материалах, информации – в
зависимости от выбранного способа деятельности, запланированного
продукта, поставленной цели);
с выполнением практических заданий, требующих наблюдения за
окружающей действительностью или ее преобразования (на уроке
обучающийся может получить лишь модель действительности).

Цель курса: создание условий для успешного освоения учениками основ
проектно-исследовательской
деятельности
в
области
инженерии,
электроники, робототехники и космических технологий.
Задачи курса:
• обучающие: формировать представление об исследовательском
обучении как ведущем способе учебной деятельности; обучать специальным
знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
• воспитательные: формировать и развивать умения и навыки
исследовательского поиска; формировать навыки работы с информацией
(сбор, систематизация, хранение, использование);
• развивающие: развивать познавательные потребности и способности,
креативность; развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);
формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы
и делать осознанный выбор.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки
самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать
проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой
сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными
терминами в той области знания, в которой проводиться исследование;

2

навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире;
умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
Формы
организации
индивидуальные.

образовательного

Виды занятий: теоретические занятия,
консультационные занятия, мастерские.

процесса:

групповые,

практические

занятия,

Группа/категория обучающихся: программа рассчитана на детей в
возрасте 11-16 лет. Набор детей в группы проводится без предварительного
отбора. Программа построена с учѐтом возрастных психофизических
особенностей.
Срок освоения: 1 год.
Объем программы: программа рассчитана на 90 часов (30 часов –
теория, 60 часов – практика).
Режим занятий проектной мастерской: 2 раза в неделю: одно занятие
(1 час) - теория, второе занятие (2 часа) – практика. Час равен 40 минутам.
Установленная продолжительность времени отдыха между парными
занятиями – 10 минут.
Раздел 2. Планируемые результаты освоения
курса внеурочной деятельности
Перечень результатов освоения курса внеурочной деятельности:
1. Личностные результаты:


формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и техники; проявление
познавательной активности в области робототехники и космонавтики;
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству;

 формирование ответственного отношения к труду, осознанному
выбору профессий и профессиональных предпочтений;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества;
 формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности
сотрудничестве со сверстникам и взрослыми;

в

общении

и

3

 формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
 формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления; бережное
отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
 развитие
творческой
деятельности
эстетического
характера;
формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
2. Метапредметные результаты:
 умение самостоятельно определять цели своей работы;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения задач;
 смысловое чтение;
 умение организовывать
учебное сотрудничество;
работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
 формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ– компетенции).
3. Предметные результаты учащихся:
 осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития
общества; формирование целостного представления о техносфере,
сущности технологической культуры и культуры труда;
 овладение методами учебно-исследовательской и проектной
деятельности,
решения
творческих
задач,
моделирования,
конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения
сохранности продуктов труда;

4

 овладение средствами и формами графического отображения объектов
или процессов, правилами выполнения графической документации;
 развитие
умений
применять
технологии
представления,
преобразования и использования информации, оценивать возможности
и области применения средств и инструментов ИКТ;
 формирование представлений о мире профессий, связанных с
изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
Оценочные материалы:
Результатом прохождения курса являются научно-исследовательские,
прикладные и творческие работы в направлении робототехники и
космонавтики. Проект может быть как индивидуальный (один автор), так и
групповой (не более двух человек).
Реализованные проекты и исследовательские работы представляются на
конкурсах и научно-практических конференциях разного уровня:
Всероссийская олимпиада школьников по технологии, научно-практическая
конференция,
региональный
молодежный
космический
форум
«Семихатовские чтения», Всероссийская олимпиада по 3D-технологиям "3Dфишки", Всероссийский конкурс научно-технологических проектов
"Большие вызовы", Всероссийский форум "Мы гордость родины", Уральское
соревнование юных исследователей, конструкторов, рационализаторов
«Евразийские ворота России - Шаг в будущее, ЮНИОР», Российское
соревнование «Шаг в будущее, ЮНИОР», открытый областной конкурс
технического
творчества
и
современных
технологий
«Город
ТехноТворчества» и др.
Оценка работ осуществляется по следующим критериям:
 соответствие требованиям (вступление; основная часть; заключение;
список литературы);
 научность (использование научной терминологии; применение
специальных методов и методик исследования; системность изложения
материала; доказательность работы);
 наличие практической части, исследования (эксперимент; теоретическое
исследование
–
мысленный
эксперимент;
социологическое
исследование);
 грамотность и аккуратность;
 новизна и оригинальность;
 представление (последовательность изложения; презентация, плакаты,
схемы, таблицы; использование ИКТ);
 владение материалом (уверенность; умение отвечать на вопросы;
владение специальными терминами);

5

 правильная грамотная речь;
 соблюдение регламента защиты.
Критериями оценки являются:
 способность к самостоятельному приобретению знаний и решению
проблем;
 сформированность предметных знаний и способов действий;
 сформированность регулятивных действий;
 сформированность коммуникативных действий.
Критерии и показатели оценки проекта сформулированы в оценочном
листе.
Оценочный лист проекта.
ФИО участника:________________________________________________
ОО:___________________________________________________________
Тема проекта:__________________________________________________
Особые отметки:________________________________________________

Оценка
Оценка пояснительной записки
изделия

Критерии оценки проекта
Общее оформление
Актуальность,
обоснование
проблемы
и
формулировка темы проекта
Сбор информации по теме проекта
Анализа прототипов
Анализ возможных идей, выбор оптимальной идеи
Выбор технологии изготовления изделия
Экономическая и экологическая оценка будущего
изделия и технологии его изготовления
Разработка
конструкторской
документации,
качество графики
Описание изготовления изделия
Описание окончательного варианта изделия
Эстетическая оценка выбранного варианта
Экономическая и экологическая оценка готового
изделия
Реклама изделия
Оригинальность конструкции
Качество изделия
Соответствие изделия проекту

Колво
По
баллов факту
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
5
5
5

6

Оценка
проекта

защиты

Практическая значимость
Формулировка проблемы и темы проекта
Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи
Описание технологии изготовления изделия
Четкость и ясность изложения
Глубина знаний и эрудиция
Время изложения
Самооценка
Ответы на вопросы
Итого:

5
2
2
2
2
2
1
2
2
50

Члены жюри:___________________________________________________

Раздел 3. Тематическое планирование
№
п/п

Дата
(число/месяц/год)

Наименование
темы/раздела
Конструкторский блок
(30ч.)

1.

1.1

19.09.23 - теория,
20.09.23 - практика

1.2

26.09.23 - теория,
27.09.23 - практика

1.3

03.10.23 - теория,
04.10.23 - практика

1.4

10.10.23 - теория,
11.10.23 - практика

1.5

17.10.23 - теория,
18.10.23 - практика

1.6

24.10.23 - теория,
25.10.23 - практика

1.7

07.11.23 - теория,
08.11.23 -практика

1.8 14.11.23 - теория,

Что
такое
проект
(исследование). Этапы
проектирования
и
конструирования
Что такое проблема.
Предмет
и
объект
исследования
Выбор темы проекта
(исследования).
Актуальность темы
Постановка целей и
задач.
Учимся
выдвигать гипотезы
Определение
требований к объекту
планирования.
Планирование
проектной деятельности
Источники информации.
Сбор,
изучение
и
обработка информации
по теме проекта
Методы исследования.
Обобщение полученных
данных
Конструкторская

Количество часов
теория практика
(дистант) (очно)
10

20

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

3

6

Формы
аттестации/
контроля
Разработка
конструкторской
документации
проекта

7

документация
15.11.23 практика,
21.11.23 - теория,
22.11.23 практика,
28.11.23 - теория,
29.11.23 - практика

2.

Технологический блок
(48ч.)

05.12.23 – теория,
06.12.23 практика,
Подготовка
12.12.23 – теория,
технологической
2.1
13.12.23 документации
практика,
19.12.23 - теория,
20.12.23 - практика
Материалы,
инструменты
и
26.12.23 - теория,
2.2
для
27.12.23 -практика оборудование
реализации проекта
09.01.24 - теория,
10.01.24 практика,
16.01.24 - теория,
17.01.24 практика,
23.01.24 - теория,
24.01.24 Работа над проектом
2.3 практика,
30.01.24 - теория,
31.01.24 практика,
06.02.24 - теория,
07.02.24 практика,
13.02.24 - теория,
14.02.24 - практика
Окончательный
20.02.24 - теория,
контроль
и
оценка
2.4
21.02.24 - практика
проекта
Самоанализ результатов
27.02.24 - теория,
2.5
28.02.24 - практика выполнения проекта
Работа в библиотеке с
каталогами. Отбор и
06.03.24 - теория,
составление
списка
2.6
07.03.24 - практика
литературы по теме
исследования
Работа в компьютерном
2.7 13.03.24 - теория,

16

32

3

6

1

2

6

12

1

2

1

2

1

2

3

6

Разработка
технологической
документации
проекта
и
изготовление
модели

8

14.03.24 практика,
27.03.24 - теория,
28.03.24 практика,
03.04.24 - теория,
04.04.24 - практика

классе.
Обобщение
полученных
данных.
Оформление
презентации

Мониторинг
исследовательской
деятельности
учащихся (12ч.)

3.

10.04.24 - теория,
11.04.24 практика,
17.04.24 - теория,
Подготовка к защите
3.1
28.04.24 практика,
24.04.24 - теория,
25.04.24 - практика
02.05.24 - теория,
Защита проектов
3.2
03.05.24 -практика
Всего:

4

8

3

6

1

2

30

60

Оценка проекта
по
итогам
защиты

Раздел 4. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
1. Конструкторский блок (30ч).
1.1. Вводное занятие. Знакомство с правилами по ТБ. Что такое
проект
(исследование)
Этапы
проектирования
и
конструирования (3ч).
Теория: Знакомство с учащимися, знакомство с программой курса.
Техника безопасности при работе в мастерской.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся.
Важность исследовательских умений в жизни современного человека.
Изучение регламента соревнований и конкурсов, в которых представляются
проекты в секциях, связанных с техникой и космосом (например,
«Семихатовские чтения. Молодежный космический форум», олимпиада
«Созвездие», «Первые шаги в науке», «Шаг в будущее»). Презентация
исследовательских работ учащихся. Этапы работы над творческим
проектом (поисковый, конструкторский, технологический, аналитический
(заключительный)).
Практика: Составление поэтапного плана работы над проектом.
1.2.

Что такое проблема. Предмет и объект исследования (3ч).

Теория: Понятие о проблеме. Поиск и анализ проблемы. Где? (в школе,
в мастерской, в доме, на отдыхе, в сфере услуг, в сфере производственной

9

деятельности, в сфере предпринимательства). Как? (увидеть, спросить,
найти в литературе, воспользоваться «Банком идей» проектов). Предмет и
объект исследования.
Практика: Выявить сферу деятельности, интересную для обучающегося.
Поставить проблему, которую обучающийся будет решать в процессе
работы над проектом. Выявить предмет и объект исследования.
1.3.

Выбор темы проекта (исследования). Актуальность темы (3ч).

Теория: Классификация тем. Общие направления исследований.
Правила выбора темы исследования. Ее актуальности в современном
технологичном мире.
Практика: Сформулировать тему будущего проекта (исследования),
обозначить актуальность выбранной темы.
1.4.

Постановка целей и задач. Учимся выдвигать гипотезы (3ч).

Теория: Отличие цели от задач. Постановка цели исследования.
Определение задач для достижения поставленной цели. Соответствие цели
и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные
свойства, особенности.
Понятие о гипотезе. Еѐ значение в исследовательской работе. Вопрос и
ответ.
Практика: Постановка цели исследования по выбранной теме.
Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение
гипотезы проекта.
1.5.

Определение требований к объекту планирования. Планирование
проектной деятельности (3ч).

Теория: Формулирование требований к изделию по следующим
критериям: технологические возможности (простота изготовления),
материальные возможности (экономичность), требования дизайна
(эстетичность), условия эксплуатации (удобство в использовании),
экологичность, функции объекта и др.
Практика: Формулирование требований к модели, изделию,
исследованию. Разработка основных стадий, этапов исследования, опираясь
на знания, полученные на занятии 1.2.
1.6.

Источники информации. Сбор, изучение и обработка информации
по теме проекта (3ч).

Теория: Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с
энциклопедиями и словарями. Правила оформления списка использованной
литературы. Что такое исследовательский поиск. Книги, журналы, ресурсы
Интернета, выставки, объекты предметного мира.
Практика: Работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с
электронным пособием. Оформление списка использованных электронных
10

источников. Сбор, обработка информации по теме проекта. Работа со
специалистами области исследования.
1.7.

Методы исследования. Обобщение полученных данных (3ч).

Теория: Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Что такое
обобщение. Приемы обобщения. Выбор главного. Выбор лучшего решения
и технологии изготовления. Последовательность изложения. Понятия:
анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.
Практика: Подбор методов исследования по теме проекта. Обсуждение
выбора оптимального решения и технологии изготовления модели
(изделия) проекта.
1.8.

Конструкторская документация (9ч).

Теория:
Понятие
о
конструкторской
конструкторской документации.

документации.

Виды

Практика: Разработка конструкторской документации по проекту:
составление чертежей, электрических схем, таблицы технических
характеристик изделия. Применение ПК при проектировании.
2. Технологический блок (48ч).
2.1. Подготовка технологической документации (9ч).
Теория:
Понятие
о
технологической
технологической документации.

документации.

Виды

Практика: Составление плана работы над проектами. Составление
технологической карты. Эскизы специальной оснастки и приспособлений.
2.2.

Материалы, инструменты и оборудование для реализации
проекта (3ч).

Теория: Подбор необходимых материалов, инструментов и
оборудования. Правила работы с инструментом, оборудованием и
материалами. Правила ТБ при работе с инструментами и материалами.
Практика: Отработка навыков выполнения новых технологических
операций.
2.3.

Работа над проектом (18ч).

Теория: Правила безопасного труда при выполнении творческих
проектов.
Практика: Создание макета или работающей модели. Выполнение
запланированных технологических операций. Контроль качества
выполнения операций. Внесение при необходимости изменений в
конструкцию и технологию.
2.4.

Окончательный контроль и оценка проекта (3ч).

Теория: Контроль изделия. Оценка качества проекта.

11

Практика: Испытание и оценка качества выполненного проекта.
Соответствие требований к объектам проектирования.
2.5.

Самоанализ результатов выполнения проекта (3ч).

Теория: Приобретение новых знаний, умений и навыков. Анализ того,
что получилось, а что нет. Трудности, возникшие при выполнении работы.
Необходимость поиска лучшего варианта решения задачи или технологии
изготовления
объекта.
Возможности
использования
результатов
проектирования.
Практика: Самостоятельный анализ выполнения своего проекта.
Фиксация выводов в теоретической части (в научной статье) проекта.
2.6.

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка
литературы по теме исследования (3ч).

Теория: Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор
необходимой литературы по теме проекта. Правила оформления списка
литературы.
Практика: Составление списка литературы по теме исследования.
2.7.

Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных.
Оформление презентации (9ч).

Практика: Работа на компьютере –
создание презентации. Выпуск брошюры.

структурирование материала,

3. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (12ч).
3.1. Подготовка к защите (9ч).
Теория: Психологический аспект готовности к выступлению. Как
правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить
главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил
этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой
«Как подготовиться к публичному выступлению».
Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.
Коллективное обсуждение проблем: “Что такое
правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.

защита”,

“Как

Практика: Подготовить сообщение о своем проекте (исследовании).
3.2.

Защита проектов (3ч).

Теория: Способы преодоления трудностей. Анализ результатов и
качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках
проекта и оценка продукта.
Практика: Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих
проектов. Анализ проектно-исследовательской деятельности.
Раздел 5. Условия реализации программы

12

Методическое обеспечение. Реализация программы предполагает
следующие формы организации образовательной деятельности: очные
занятия, дистанционные занятия. При изучении нового материала
предусмотрены разные формы проведения занятий для формирования и
совершенствования умений и навыков: лекция, беседа, практика, творческая
работа, работа в парах, создание проблемной ситуации и поиск еѐ
практического решения (деятельностный подход), поисковые и научные
исследования (создание ситуации творческого поиска), комбинированные
занятия, знакомство с интернет-ресурсами по теме проекта.
Образовательный процесс обеспечивается следующими дидактическими
материалами: памятка «Этапы творческого проектирования», электрические
схемы (по необходимости) и др.
Методы отслеживания и фиксирования образовательных результатов
при реализации программы: наблюдение за деятельностью детей в различных
ситуациях (на занятии, в общении с детьми и взрослыми), устный опрос,
анкетирование, конспектирование (фотографирование), видеофиксация.
Аналитико-оценочные методы: анализ и педагогический самоанализ занятия,
анализ продуктов деятельности учащихся, педагогическая и самооценка
учащихся, тестирование, шкалирование.
Параметры результативности образовательного процесса: усвоенные
знания, освоенные способы деятельности (умения и навыки), опыт
эмоционально-ценностных отношений, опыт творчества, опыт общения,
опыт
самостоятельной
деятельности,
опыт
социально-значимой
деятельности.

13

14

Материально-техническое обеспечение. Расходные материалы для
реализации проекта приобретаются самостоятельно учащимся или его
родителями в зависимости от идеи проекта. Оборудование – столы и стулья,
персональный компьютер, проектор, экран или интерактивная доска,
токарный и слесарный инструмент, сверлильный станок или шуруповерт,
фрезерный станок, верстак, электронный конструктор и др.
Кадровое обеспечение. Программа реализуется педагогом, имеющим
профессиональное образование в области, соответствующей профилю

15

программы (технология, физика, информатика), и постоянно повышающим
уровень профессионального мастерства.
Информационное обеспечение.
Список литературы, рекомендованной учителю
1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в
разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных
организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.:
Просвещение, 2013. – 175 с.
2. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная
деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. –
2014. - № 2. – С. 94-117
3. Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов
старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание
школьников. – 2013. - № 1. – С. 16-23
4. Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование
ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и
мониторинг в образовании. – 2014. - № 1. – С. 17-24
5. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор: пособие для учителя. Москва:
«Просвещение», 2014. – 321с.
6. Каримуллина, О. В. Развитие проектно-исследовательской деятельности
учащихся // Управление качеством образования. – 2013. - № 6. – С. 59-65
7. Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. //
Одаренный ребенок. 2003, №2
Интернет- ресурсы:
1.
2.

3.

Как сделать хороший проект (для школы) [Электронный ресурс]
https://ru.wikihow.com/сделать-хороший-проект-(для-школы)
Организация внеурочной деятельности обучающихся по реализации
ФГОС
ООО
[Электронный
ресурс]
https://nsportal.ru/shkola/administrirovanieshkoly/library/2015/08/24/organizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti
Проектная деятельность в школе. Виды проектов, этапы выполнения,
примеры
работ
[Электронный
ресурс]
https://maminsite.ru/school.files/school_projectwork.html
Список литературы, рекомендованной учащимся

1. Бреховских Л.М. Как делаются открытия //Методический сборник
«Развитие исследовательской деятельности учащихся» М., 2001 С.5-29
2. Зиняков, В.Н. Опыт организации проектной деятельности в профильном
обучении // Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 18 - 23

16

3. Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе //
Основы безопасности жизни. – 2014. - № 1. – С. 36-41
4. Иванова, М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной
деятельности школьников // Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 3
–7
5. Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся
общеобразовательной школы // Психология обучения. – 2013. - № 11. –
С. 20-33
6. Каримуллина, О. В. Развитие проектно-исследовательской деятельности
учащихся // Управление качеством образования. – 2013. - № 6. – С. 59-65
7. Рождественская И.В. Межпредметный элективный курс "Школа
исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности"
//Исследовательская работа школьников.-2005.-№4.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».