ОРИГАМИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей №110 им. Л.К.Гришиной
ПРИНЯТО
педагогическим советом
МАОУ лицея № 110
им. Л.К.Гришиной
протокол № 1 от 29.08.23

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ лицея № 110 им.
Л.К.Гришиной
№ 152-К от 31.08.2023
Виноградовой И.Ю.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОРИГАМИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД»
ВОЗРАСТ
ОБУЧАЮЩИХСЯ: 9-10 лет.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 год (25 часов)
Составитель: Яркова Мария Анатольевна,
учитель начальных классов МАОУ лицея № 110,
первая квалификационная категория

Екатеринбург
2023г.

1

Раздел 1. Пояснительная записка
Направление - духовно – нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Актуальность программы. Программа актуальна, поскольку является комплексной,
предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественноэстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность
каждому учащемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративноприкладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Место курса в основной образовательной программе. Связь прикладного творчества,
осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам
обогащает занятия изобразительным искусством и повышает заинтересованность
обучающихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с
такими дисциплинами, как математика, окружающий мир (создание образов животного и
растительного мира).
Цель: Приобщение через прикладное творчество к искусству, развитие эстетической
отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и
профессиональное самоопределение.
Задачи: воспитательные – формирование эмоционально-ценностного отношения к
окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта
человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и
воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных
приемов и решений в реализации творческих идей;
технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного
мастерства (рисунка, живописи и композиции).
Формы организации образовательного процесса
Предусмотрены
такие
формы,
как:
экскурсии,
конкурсы.
Право выбора форм предоставляется педагогу и учащимся.
Занятия обучают детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание,
многократное складывание, надрезание, склеивание.
Занятия развивают у детей способность работать руками, приучает к точным
движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие
глазомера.
Занятия учат концентрации внимания, так как заставляют сосредоточиться на
процессе изготовления поделки, учат следовать устным инструкциям.
Занятия стимулируют развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку,
должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Занятия знакомят детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат,
треугольник, угол, сторона, вершина и т. д., при этом происходит обогащение словаря
ребенка специальными терминами.
Занятия развивают пространственное воображение – обучающийся учит читать
чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме,
помогают развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно
зарисовывать в тетрадку.
2

Занятия развивают художественный вкус и творческие способности детей,
активизируют их воображение и фантазию.
Занятия способствуют созданию игровых ситуаций, расширяют коммуникативные
способности детей.
Занятия совершенствуют трудовые навыки, формируют культуру труда, учат
аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке
рабочее место.
Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетнотематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике
оригами.
Виды занятий
Игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность, художественное
творчество.
Группа обучающихся 9 – 10 лет.
Объем программы: 25 часа.
Срок освоения: 25 недель.
Режим занятий 1 час в неделю. Час равен 40 минутам.
Рабочая программа по прикладному искусству создана на основе федерального
компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной
программы начального общего образования по изобразительному искусству и авторской
программы курса «Технология» Т.Н. Просняковой, соответствует Федеральному
государственному образовательному стандарту начального общего образования. В
программу Т. Н. Просняковой были внесены некоторые изменения (в пределах 20 %), в
частности, сделаны изменения формулировок тем занятий.
Раздел 2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
Широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности,
включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
2.
Адекватное понимания причин успешности и затруднений в творческой
деятельности;
1.

Обучающийся получит возможность для формирования:
1. внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой
деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
2. устойчивого интереса к новым способам познания;
3. адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:






принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
3

 вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Познавательные УУД:
 проявлять познавательную инициативу;
 самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом
материале;
 преобразовывать практическую задачу в познавательную;
 самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные УУД:
 допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения
поставленной творческой задачи;
 учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных
работ;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться, приходить к общему решению;
 соблюдать корректность в высказываниях;
 задавать вопросы по существу;
 использовать речь для регуляции своего действия;
 контролировать действия партнера;

Раздел 3. Календарно – тематическое планирование
№
п/п

Дата
(число/
месяц/
год)

1

07.10.23

2

14.10.23

3

21.10.23

4

28.10.23

5

16.11.23

6

18.11.23

Наименование
темы/часть раздела

Кол-во часов
теория практика

Формы аттестации/контроля творческая работа, выставка,
конкурс, фестиваль художественноприкладного творчества, отчетные
выставки, отчетные концерты,
открытые занятия, вернисажи.

Часть 1. Работа с бумагой и картоном. (11 часов)
1.1. Объѐмные изделия в
0,5
0,5
Творческая работа
технике оригами.
Изготовление из журнальной
бумаги. Закладки.
1.2. Игрушки из картона
0,5
1,5
Творческая работа
с подвижными деталями.
Изготовление простых коробочек.
Белая бумага, краски.
1.3. Игрушки из картона
с подвижными деталями.
1.4. Симметричное
0,5
0,5
Творческая работа
силуэтное вырезание.
Использование знаков, символов.
Способы складывания листа из
цветной бумаги.
1.5. Аппликация из
0,5
1,5
Творческая работа
рельефной бумаги.
Изготовление открыток для
1.6. Аппликация из
подарков.
4

7

25.11.23

рельефной бумаги.
1.7. Коллаж из
различных материалов.

0,5

1,5

Выставка в коллективе
Оценивание совместно с учителем
или с одноклассниками результат
своих действий, вносить
соответствующие коррективы.

0,5

0,5

Освоение приема совмещения.
Практическая работа: Кусудами.

0,5

1,5

Практическая работа: Сборка
кусудами.

02.12.23
8
9

10

11

1.8. Коллаж из
различных материалов.
09.12.23 1.9. Объѐмное
(МОРОЗ) моделирование из
бумаги.
16.12.23 1.10. Конструирование
игрушки с подвижными
деталям
23.12.23
1.11. Конструирование
игрушки с подвижными
деталям

Часть 2. Текстильные материалы (4 часа)
2.1. Аппликация из
0,5
1,5
Творческая работа
синтепона со сдвижкой.
Синтепон, бумага, картон.
2.2. Аппликация из
Практическая работа: Бусы для елки
синтепона со сдвижкой.
«Гирлянда» (шерсть, картон).

12

23.12.23

13

20.01.24

14

27.01.24

2.3. Изонить.

15

03.02.24

2.4. Изонить.Открытка
«Ветка ели»

16

10.02.24

17

17.02.24

18

02.03.24

19

16.03.24

20

23.03.24

0,5

1,5

Творческая работа
Практическая работа: Обучаться
планировать и грамотно
осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей, находить варианты
решения различных художественнотворческих замыслов.
Открытка «Ветка ели»

Часть 3. Модульное оригами (10 часов)
3.1. Конструирование
Творческая работа
цветов. Модуль
0,5
2,5
(цветная, белая,
кусудамы.
упаковочная бумага).
3.2. Модуль кусудамы
Практическая работа: Салфетка
«Супершар».
«Веер».
3.3. Художественные
образы на основе этого
модуля.
3.4. Конструирование
птиц сложной формы.
3.5. Конструирование
птиц сложной формы.

0,5

1,5

Творческая работа
«Салфетка Петушиный гребень»
(цветная, гофрированная бумага).

5

21

06.03.24

3.6. Изделия с деталями
круглой формы.

22

13.04.24

3.7. Конструирование
средств транспорта.

23

20.04.24

3.8. Конструирование
средств транспорта.

24

27.04.24

25

04.05.24

3.9. Конструирование
архитектурных
сооружений.
3.10. Конструирование
архитектурных
сооружений.
Итого

0,5

0,5

0,5

1,5

0,5

1,5

7

18

Творческая работа
(цветная и белая бумага).
Творческая работа
(цветная и белая бумага).
Практическая работа: Выполнять
бумажную фигурку поделки с
предварительным анализом
пропорции и цветовой окраски.
Практическая работа: Выполнение
модуля для изделия, используя
приѐмы складывания.
Самостоятельно компоновать
сюжетный замысел. Правильно
соединять модули.
Выставка в коллективе
25 часов

Раздел 4. Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Часть 1. Работа с бумагой и картоном (11 часов)
1.1. Объѐмные изделия в технике оригами.
Теория: Повторили и закрепили базовые формы, научились выполнять новые более сложные
модели. Входная диагностика.
Практическая работа: Изготовление из бумажного листа «Закладки».
1.2. - 1.3. Игрушки из картона с подвижными деталями.
Теория: Формирование интереса детей к искусству оригами. Действия, характеризующие
уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных
профессий.
Практическая работа: изготовление простых коробочек.
1.4. Симметричное силуэтное вырезание.
Теория: Первоначальная ориентация на оценку результатов собственной предметнопрактической деятельности.
Практическая работа: Использование знаков, символов. Способы складывания листа
бумаги.
1.5. – 1.6. Аппликация из рельефной бумаги.
Теория: Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами
складывания. Способы ориентировки в пространстве.
Практическая работа: Изготовление коробок для подарков.
1.7. – 1.8. Коллаж из различных материалов.
Теория: Понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу.
Осуществление контроля и самоконтроля, как результата практической деятельности путем
сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом).
Оценивание совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить
соответствующие коррективы.
Практическая работа: Освоение приема совмещения.
1.9. Объѐмное моделирование из бумаги. Освоение приема совмещения.
Практическая работа: Кусудами.
1.10 – 1.11. Конструирование игрушки с подвижными деталями.
6

Практическая работа: Сборка кусудами.

Часть 2. Текстильные материалы (4 часа)
2.1. – 2.2. Аппликация из синтепона со сдвижкой.
Теория: Понимать и определять основные этапы работы и их последовательность, работать
ножницами, выполнять по образцам, обучаясь при этом навыкам самостоятельного
планирования своих действий.
Практическая работа: Обучаться планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественнотворческих замыслов. Бусы для елки «Гирлянда» (шерсть, картон).
2.3. – 2.4. Изонить. Открытка «Ветка ели»
Теория: Понимать и определять основные этапы работы и их последовательность, работать
ножницами и нитями, выполнять по образцам, обучаясь при этом навыкам самостоятельного
планирования своих действий.
Практическая работа: Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях,
справочниках, в том числе на электронных носителях. Открытка «Ветка ели»

Часть 3. Модульное оригами (10 часов)
3.1. – 3.3. Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля.
Теория: Развитие предпосылок для развития творческого воображения, навыков использования
различных материалов для работы в разных техниках.
Практическая работа: Выполнение модуля для изделия, используя приѐмы складывания.
«Салфетка Веер» (бумага).
3.4. – 3.5. Конструирование птиц сложной формы.
Теория: Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстративным
материалом. Передавать в тематическом складывании пространство.
Практическая работа: Творческая работа «Салфетка Петушиный гребень» (цветная,
гофрированная бумага).
3.6. Изделия с деталями круглой формы.
Практическая работа: Выполнение бумажной фигурки-поделки с предварительным анализом
пропорции и цветовой окраски.
3.7. – 3.8. Конструирование средств транспорта. Изделие с использованием модуля
Практическая работа: Выполнение модуля для изделия, используя приѐмы складывания.
Самостоятельно компоновать сюжетный замысел. Правильно
соединять модули.
Выполнять бумажную фигурку поделки с предварительным анализом пропорции и цветовой
окраски.
3.9. – 3.10. Конструирование архитектурных сооружений.
Практическая работа: Выполнение модуля для изделия, используя приѐмы складывания.
Самостоятельно компоновать сюжетный замысел. Правильно соединять модули. Выставка
в коллективе.

Раздел 5. Условия реализации программы
5.1. Методическое обеспечение
В
содержании
программы
курса
Внеурочной
деятельности
«ОРИГАМИ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД» учитывается, что на обучение по общеразвивающим
программам принимаются обучающиеся в течение всего календарного года без проведения
индивидуального отбора.
Следовательно, обеспечена возможность занятий по программе всем детям независимо от
способностей и уровня общего развития. В связи с этим, программа курса Внеурочной
деятельности «ОРИГАМИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД» ориентирована на разные уровни
сложности обучающихся:
7

- «стартовый (ознакомительный)»,
- «базовый»,
- «продвинутый».
Минимальным уровнем сложности программы курса Внеурочной деятельности «ОРИГАМИ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД» является уровень, обеспечивающий прием всех обучающихся
без предъявления специальных требований. Обучающиеся имеют возможность зачисления на
уровень программы, соответствующий его готовности к освоению содержания материала.
Особенности содержания ДООП по уровням сложности изложены в методических
рекомендациях по проектированию дополнительных общеразвивающих программ,
направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 No 09-3242.

5.2. Информационное обеспечение
Литература для учителя:
 Выгонов В.В. Мир оригами 1 – 2. – М.: Новая школа, 2006.
 Выгонов В.В. Мир оригами 3 – 4. – М.: Новая школа, 2006.
 Выгонов В.В. Оригами: Альбом – пособие для учителей начальной школы и воспитателей
детских садов. – М.: Новая школа, 1996.
 Выгонов В.В. Трехмерное оригами – М.: Издательский Дом МСП, 2004.
 Сержантова Т.Б. 365 моделей оригами. М.: Рольф, 2001.
 Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. М.: Рольф, 2001.
Электронные ресурсы для учителя:
https://stranamasterov.ru/content/popular/inf/560
Литература для обучающихся и родителей:
 Агапова И. «Поделки из бумаги. Оригами и другие игрушки из бумаги и картона». М..
Лада, 2008
 Афонькин С.Ю, Афонькина Е.Ю. Все об оригами, изд. Кристалл, 2004
 Афонькина С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Веселые уроки оригами в школе и дома»,
 Выгонов В.В. Мир оригами 1 – 2. – М.: Новая школа, 2006.
 Выгонов В.В. Мир оригами 3 – 4. – М.: Новая школа, 2006.
 Выгонов В.В. Трехмерное оригами – М.: Издательский Дом МСП, 2004.
 Сержантова Т.Б. «Оригами. Лучшие модели». М.. Айрис-Пресс, 2006
 Соколова С. «Сказки оригами» и «Школа оригами: аппликация и мозаика»,
Электронные ресурсы для обучающихся и родителей:
 http://shtory-2012.info/vazy/604-kupit-knigu-s-afonkin-cvety-i-vazy-origami-2002.html
 http://mirknig.com/2006/02/19/cvety_i_vazy_origami_safonkin.html
 http://arhivknig.com/raznoe/4852-y-s.-ju.-afonkin-e.-ju.-afonkina-cvety-i-vazy.html
http://mirknig.com/knigi/deti/1181300324-skazka-origami-igrushki-iz-bumagi.html

5.3. Материально – техническое обеспечение
Учебный кабинет № 213
 ПК (монитор, системный блок, клавиатура, мышь, колонки)
 Мультимедийное оборудование (проектор, подключенный к компьютеру)
8

5.4. Кадровое обеспечение
Организация, осуществляющая образовательную деятельность по дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим программам, в лице лицея 110 им. Л.К.Гришиной,
самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательные программы. Педагогические
работники, непосредственно осуществляющие образовательную деятельность, имеют право на
участие в разработке образовательных программ (пп.6 п.3 ст. 28, пп.5 п.3 ст. 47 ФЗ «Об
образовании в РФ»). Сведения о педагогических работниках, реализующих программу
(фамилия, имя, отчество, квалификационная категория): Яркова Мария Анатольевна, учитель
лицея 110, первая квалификационная категория.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».