Веселый путь овладения китайским языком. Уровень 3

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Лицей № 110 им. Л.К.Гришиной

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ лицея № 110 им. Л.К.Гришиной
№ 152-К от 31.08.2023
Виноградовой И.Ю.

педагогическим советом
МАОУ лицея № 110
им. Л.К.Гришиной
протокол № 1 от 29.08.23

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Веселый путь овладения китайским языком. Уровень 3»

Направление: общеинтеллектуальное
Возраст учащихся: 10 - 11 лет
Срок реализации: 1 год (60 часов)
Разработчик: Гусева Анна Константиновна,
учитель китайского языка

Екатеринбург
2023

1. Пояснительная записка
Программа «Веселый путь овладения китайским языком. Уровень 3»
составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными
программными документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
3.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»
4. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"", утвержденные
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 г. № 28.
Направление – общеинтеллектуальное.
Новизна предлагаемой программы состоит в том, что она впервые разработана для
обучающихся 10 - 11 лет, которые стремятся овладеть языком и познакомиться с культурой
Китая. При этом имеют разные стартовые способности. В программе представлена
структура группового педагогического воздействия на формирование языковых и
культурных навыков обучающихся, последовательность, сопровождающая систему
практических занятий.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
В
настоящее время происходит значительное расширение масштабов
межкультурного взаимодействия, особенно со странами Азиатско-тихоокеанского региона
на фоне постоянного возникновения и роста глобальных проблем, которые могут быть
решены лишь в результате международного сотрудничества. Это требует формирования
современного мышления у молодого поколения, при этом особую важность приобретают
факторы коммуникабельности и толерантности, готовности к реальному межкультурному
взаимодействию с представителями другой культуры в различных сферах жизни.
В январе 2018 года в г. Харбине (Китай) состоялось подписание соглашения о
сотрудничестве школ России и Китая в рамках Ассоциации довузовских образовательных
учреждений Росси и КНР (АДОУРК). В мероприятии принял участие и лицей №110 им.
Л.К. Гришиной г. Екатеринбурга. Всего членами ассоциации стали 12 китайских и 18
российских школ. Главными целями образованной АДОУРК являются:
- поощрение обмена и сотрудничества при изучении иностранного языка в школе;
- расширение межкультурных коммуникаций;
- реализация возможности поступления выпускников в ведущие иностранные
ВУЗы.
Для того, чтобы расширить возможности по формированию индивидуальных
образовательных траекторий через участие в деятельности АДОУРК, необходимо прежде
всего организовать подготовку по китайскому языку обучающихся. Решению этого
вопроса служит предлагаемая программа.

Адресат программы и срок реализации.
Обучение по данной программе внеурочной деятельности рекомендуется для
обучающихся 10-11 лет. Набор детей в группы проводится по итогам обучения по
программе «Знакомство с китайским языком и китайской культурой». Программа
построена с учѐтом возрастных психофизических особенностей.
Группы формируются из обучающихся одного возраста, примерно одинакового
уровня подготовленности, состав группы постоянный.
Программу реализует педагог учитель китайского языка.
Срок реализации программы — 1 учебный год.
Форма обучения и режим занятий
Форма обучения

 Очная (основная доля — аудиторные занятия, а также проведение выездных
ознакомительных мероприятий), с элементами дистанционного обучения;

 Групповая (занятия проводятся в одновозрастных группах, численный состав
групп — оптимально 8-10 человек, максимально - до 16 человек), а также индивидуальные
занятия для учащихся, не усвоивших учебный материал или пропустивших занятия.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 учебному часу при продолжительности
учебного часа — 40 мин. (после 20 минут обучения проводится физкультминутка)
Общее количество учебных часов – 60 часов.
Срок освоения программы: 30 недель, 1 учебный год.
Уровень программы: начальный.
Виды занятий — занятия, видео-занятия, обучающие игры, экскурсии, миниконкурсы, соревнования.

Формы подведения результатов:





подготовка и защита проектных работ,
подготовка выставок и презентаций,

участие в профильных конкурсах.
Основные цели и задачи программы
Основная цель обучения китайскому языку - формирование у обучаемых
коммуникативного ядра – основополагающих навыков и умений иноязычного общения,
подготовке их к овладению китайским языком на базовом уровне, формировании основ
национальной идентичности через освоение элементов иноязычной культуры.
Важнейшими задачами, способствующими реализации воспитательноразвивающего и образовательных аспектов цели для начального этапа обучения
китайскому языку являются:
 в обучении:
 создание условий для ранней коммуникативной адаптации школьников к новому
языковому миру, отличному от мира родного языка и культуры, и для преодоления
трудностей в использовании иностранного языка как средства коммуникации в
современном мире,
 создание условий для билингвистического развития детей с раннего школьного
возраста,
 освоение элементарных лингвистических представлений, необходимых для
овладения устной и письменной речью на китайском языке,
 в развитии:

 развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, языковой
памяти, воображения, интуитивного и логического мышления,
 развитие коммуникативно-игровых способностей проигрывать ситуации
семейного и школьного общения друг с другом и взрослыми на китайском языке,
 развитие таких качеств как самостоятельность, способность выражать одну и ту
же мысль иными средствами по сравнению с родным языком, умение выражать
личностное отношение к воспринимаемой информации, а так же развитие языковой
догадки,
 формирование системы универсальных учебных действий, обеспечивающих
общекультурное, личностное и познавательное развитие,
 в воспитании:
 воспитание у учащихся устойчивого интереса к изучению китайского языка,
мотивация к дальнейшему овладению иностранным языком и культурой,
 приобщение к новому социальному опыту с использованием китайского языка,
 формирование представлений об «азбуке вежливости» на родном и китайском
языках.
В изучении
китайского
языка можно выделить три основные
содержательные линии:
1. Коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности,
2. Языковые средства и навыки оперирования ими,
3. Социокультурные знания и умения.
Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи, что позволяет
обеспечить единство составляющих коммуникативной компетенции (речевой, языковой,
социокультурной) как основной цели обучения.
Изучение китайского языка в возрасте 10 – 11 лет позволяет развить у юных
россиян интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и
культурам других народов, коммуникативно-речевой такт и коммуникабельность при
общении с людьми из других стран. Эти ориентиры влияют на выбор обучающей
стратегии при развитии умений понимать устную и письменную китайскую речь,
участвовать в обучающих иноязычных играх, взаимодействовать при проигрывании
ситуаций общения.
Таким образом, обучение аудированию, говорению, чтению и письму на
китайском языке не только направлено на решение традиционных задач, но и является
способом введения обучающегося в мир изучаемого языка, знакомства с жизнью детей из
других стран.
Общая характеристика программы
Программа по китайскому языку для обучающихся 10 – 11 лет является
первым блоком общей Программы по китайскому языку для обучающихся 8 – 18 лет. В
ней учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования
универсальных учебных действий.
Программа определяет обязательную часть учебного курса по китайскому
языку, предлагает подход в части структурирования учебного материала,
последовательности его изучения, расширения и углубления объема содержания, а также
путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития,
воспитания и социализации обучающихся. Значительное внимание отводится освоению
универсальных учебных действий с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Программа конкретизирует:
- требования к языковым знаниям, навыкам и умениям учащихся;
- требования к практическому владению китайским языком
- требования к социокультурным знаниям и умениям.
В процессе изучения китайского языка развиваются следующие коммуникативные
компетенции:

 речевая компетенция— развитие коммуникативных умений в четырех основных
видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

 языковая

компетенция — овладение новыми языковыми средствами
(фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c
темами и ситуациями общения, отобранными для изучения; освоение знаний о языковых
явлениях изучаемого языка, сравнение способов выражения мысли в родном и
иностранном языках;

 социокультурная компетенция — приобщение к культуре, традициям, реалиям
страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения; формирование умения
представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;

 компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в
условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

 учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и
специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с
доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и
культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.
Планируемые результаты
В результате обучения по программе обучающиеся будут:
Знать:

основные черты китайских иероглифов;

основные базовые элементы (графемы, ключевые иероглифы);

правила написания иероглифов;

около 300 лексических единиц в пределах тематики, включая устойчивые
словосочетания, реплики-клише как элементы речевого этикета;

значения звучащего и написанного китайского слова и словосочетания;

изученные грамматические конструкции;

основные типы китайских предложений;
Уметь:

верно произносить и различать на слух все китайские звуки;

правильно озвучить слово, записанное транскрипцией и знакомыми
иероглифами;

говорить и читать вслух на китайском языке, соблюдая тоны;

соблюдать правильную интонацию, ритмическое ударение в основных типах
предложений;

расписывать изученные иероглифы по чертам;

анализировать изученные и незнакомые иероглифические знаки;

определять, из каких черт и базовых элементов они состоят;


определять порядок написания черт;

подсчитывать количество черт в иероглифе;

записывать изученные иероглифы;

записывать иероглифами отдельные слова, словосочетания, фразы и текст
(описать себя, свой дом, семью, комнату, друга и т. п.);

безошибочно идентифицировать и читать изученные иероглифы;

понимать и вежливо отвечать на реплики с соблюдением речевого этикета;

представлять себя, членов своей семьи, друзей, описывать свой дом, семью,
друзей, увлечения;

целенаправленно вести диалог-расспрос;

читать изученные слова и словосочетания вслух, соблюдая тоны;

читать мини-тексты, сопровождаемые пиньинем, понимать прочитанное.

2. Содержание программы
2.1. Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности
«Веселый путь овладения китайским языком. Уровень 3», 10– 11 лет
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Название темы/раздела
Пришла весна
Какая сегодня погода
Ты умеешь плавать?
Я люблю петь песни
Мне надо купить шоколад
Сколько стоит
У меня сегодня урок
китайского
Я сейчас сижу в
интернете
Как пройти в книжный
магазин?
Мы на самолете полетим
путешествовать
Счастливого дня
рождения
Скоро наступит Новый
год
Резервные уроки,
тестирование

Количество часов
Всего

Теория

4
4
4
6
4
4

2
2
2
3
2
2

4

2

6

3

4

2

6

3

4

2

4

2

6

3

60

30

Формы
Практика
аттестации/контроля
2
Игра в метеослужбу
2
2
Минипроекты «Мое хобби»
с презентацией
3
2
Командные соревнования «В
магазине»
2
Выполнение минитестов с
2
самооценкой, взаимооценкой
и оценкой учителя
3
Диктант
«Карта местности» с устным
2
описанием
Зачет по правильности
3
написания иероглифов
Обобщающий урок
2
«Китайские национальные
праздники»
2
Диктант
Зачет
3
Открытый урок для
родителей
30

Содержание учебного (тематического) плана обучения 10 – 11 лет
1.

Пришла весна.

Теория: Наименование сезонов. Модальная частица «le», совершенное время,
наречие «действительно». Климат в Китае.
Практика: рассказ о любимом времени года, дискуссия «Почему я люблю весну»,
разучивание стихотворения «Гуси», песни «Где весна?», изготовление ветряка.
2.

Какая сегодня погода.

Теория: Характеристики погоды. Вопросительное слово «как». Китайский праздник
воздушных змеев.
Практика: описание сегодняшней погоды, игра «Прогноз погоды на неделю»,
видеофрагмент о воздушном змее, разучивание стихотворения «Загадка».
3.

Ты умеешь плавать?

Теория: Наименование видов спорта. Модальный глагол «уметь». Тайчи —
национальная китайская гимнастика.
Практика: заполнение сводной таблицы «Школа и спорт», видеофильмы
«Тайзичуань», «Кунфу», разучивание пословиц, песни «Балерина и маленький медведь».
4.

Я люблю петь песни.

Теория: Лексика, связанная с хобби. Вопросительная частица «ne», краткий вопрос.
Четыре сокровища кабинета.
Практика: графико-лексическая работа «Мое хобби», видеофильм «Четыре
сокровища кабинета», упражнения по каллиграфии, китайской живописи, разучивание
скороговорки.
5.

Мне надо купить шоколад.

Теория: Наименование лакомств. Модальный глагол «надо», использование союза
«и». Фастфуд в Китае.
Практика: презентация «Мое любимое лакомство», игра «Угадай, что я люблю»,
разучивание загадок, песни продавца газет, соревнования «Виртуоз палочек».
6.

Сколько стоит.

Теория: Наименование фруктов, меры веса, деньги. Вопросительное слово
«сколько». Конструкция «Сколько стоит...?». Китайское изобретение – счеты.
Практика: игра «В магазине», письменная работа «Как я ходил в магазин»,
разучивание скороговорки.
7.

У меня сегодня урок китайского.

Теория: Школьные предметы. Отрицательная форма «не имею». Особенности
китайской системы образования.
Практика: Рассказ о своих уроках, составление учебного расписания на неделю,
сравнение расписания в русской и китайской школе, разучивание пословицы, песни
«Много коров».

8.

Я сейчас в интернете.

Теория: Наименование повседневных действий. Продолженное действие. Хобби
китайских школьников.
Практика: рассказ о своем режиме дня, составление режима дня на будний и
выходной день, разучивание стихотворения «Думы тихой ночью», интервью у
одноклассников.
9.

Как пройти в книжный магазин?

Теория: Наименование общественных мест, наречия направлений. Вопросительное
слово «как». Наречия вперед, назад, право, лево. Конструкции «Как пройти...?»,
«Идите...». Транспорт в Китае.
Практика: составление и описание карты местности, ориентирование по карте,
практическая работа «Мой путь в школу», разучивание скороговорки «На перекрестке»,
песни «Едем путешествовать».
10. Мы на самолете полетим путешествовать.
Теория: Наименование видов транспорта, названия
Конструкция «Я на... поеду». Туристические города Китая.

китайских

городов.

Практика: игра «Угадай, куда я поеду, на чем я поеду», сочинение о своем
путешествии, разучивание стихотворения «На башне Гуаньцюе», песни «Едем
путешествовать».
11. Счастливого дня рождения.
Теория: Название подарков. Счѐтные слова. Астрологические символы в Китае.
Практика: Игра «День рождения», изготовление подарков ко дню рождения,
видеофильм «12 знаков китайского календаря, разучивание загадки, песни «День
рождения».
12. Скоро наступит Новый год.
Теория: Лексика, связанная с праздниками.
Традиционные китайские праздники.

Ближайшее будущее время.

Практика: подготовка к новогоднему празднику, написание парных надписей,
праздничные вырезки из бумаги, видеофильм «Китайский новый год», изготовление
красных конвертов.
13. Резервные уроки, тестирование.
Теория: повторение, актуализация наиболее сложных тем, грамматическая
структура китайского предложения, клише основных грамматических структур.
Практика: зачет, итоговые работы, подготовка открытого занятия.
2.3. Формы контроля и оценочные материалы. Порядок промежуточной
аттестации
При освоении данной программы предполагается система фиксации
достигнутых положительных результатов с последующей подготовкой отчета для
портфолио обучающихся.

Промежуточные ревизии усвоенного материала производятся после изучения
отдельных блоков материала в виде выполнения контрольных мероприятий в различной
форме с вынесением оценки: «зачтено» либо «не зачтено». По итогам года в портфолио
обучающихся делается отметка об успешном освоении программы при получении оценки
«зачтено» не менее чем за 60% контрольных мероприятий (что соответствует
международным правилам оценки уровня владения иностранным языком).
Дополнительно в портфолио обучающихся вносятся сведения о достижениях
обучающихся, достигнутых в ходе обучения по программе (подготовка и защита проекта,
участие в конкурсах, выставках, презентациях и т. п.).
Контрольно-измерительные материалы
Контрольно-измерительные материалы могут быть в следующих видах и
формах:



Обобщающая работа по итогам урока (таблица, рисунок с надписями, описание
фото и т. п.) с последующим размещением выполненных работ на стенде.






Диктанты на звуки, тоны, иероглифы, тесты.
Краткое эссе «Что я узнал, чему научился» (по итогам разделов).
Зачет по итогам изучения нескольких тем.

Участие в мероприятиях и конкурсах, связанных с китайским языком и
китайской культурой.



Выполнение индивидуальных проектных работ по различным аспектам
китайского языка и китайской культуры.




Участие в коллективном проекте, подготовка коллективных презентаций.

Открытый урок с приглашением родителей. Проводится по итогам обучения.
Возможно активное участие родителей в ходе открытого урока. В соответствии с
пожеланиями родителей, открытые уроки могут проводиться по итогам изучения
отдельных разделов курса.
Обеспечение программы
Учебно-методическое
Для работы по данной программе требуется следующее учебное и методическое
обеспечение:
Для каждого обучающегося:
1. Царство Китайского языка. Веселый путь овладения китайским языком. В 6-х
частях (6 учебников+3CD, 6 рабочих тетрадей+3CD) — Beijing Language and Culture
University Press, 2015.
Для преподавателя:

 Планы учебных занятий
 Царство Китайского языка. Веселый путь овладения китайским языком. В 6-х
частях (6 учебников+3CD, 6 рабочих тетрадей+3CD) — Beijing Language and Culture
University Press, 2015.

 Sing your way to chinese. В 2-ч частях+2CD — Beijing Language and Culture
University Press, 2014 — 40 с.
 Юй Сухуа. Легкое чтение на китайском языке. 100 детских стихов и
скороговорок — Восток-Запад, 2013. - 96 с.

 Ситникова Е. Китайские стихи для детей. 100 песенок хорошим детям у
изголовья кровати — Восток-Запад, 2010. -120 с.

 Шереметьев В.С., Ручина У.В.. Китайский для детей. Двенадцать поучительных
историй — Восток-Запад, 2018. - 35 с.

 Мультимедийный 100-серийный проект «Здравствуй, Китай».
 Мой словарь китайского языка с иллюстрациями — Beijing Commercial Press,
2014.

 Кондрашевский А.Ф. и др. Современный китайско-русский словарь — ВостокЗапад, 2017. - 420 с.
Видеоматериалы:
 Интерактивный курс «Царство китайского языка» (4 CD),
 Мультимедийный проект «Здравствуй, Китай», 100 серий,
 Wonders of China/ 100-episode televised documentary
Интернет-сайты:
https://ru.wikipedia.org/
https://studychinese.ru/
https://mychinaexpert.ru/
https://wayofasia.ru/
Материально-техническое
Помещение для занятий: учебный кабинет, оснащенный типовой мебелью.
Для обучения по программе требуется использование
ТСО и материально-технических средств:

 Магнитофон
 DVD проигрыватель
 Компьютерный проектор
наглядных и подручных материалов:



Карточки с изображением людей, предметов, явлений действительности, живой
и неживой природы, сопровождающиеся транскрипцией пиньинь и иероглификой






Плакаты и карточки по иероглифике и транскрипции «пиньинь»







Игра «Лото»

Карта Китая
Набор по каллиграфии «Четыре сокровища кабинета ученого»

Китайские палочки и прочие мелкие предметы повседневного обихода,
характерные для китайцев
Пазлы: карта китая, китайский фарфор
Спортивный снаряд — китайский волан лянга
Рисовая бумага, тушь, тушница, кисти

Бумага для вырезания, ножницы,
Организационное
В связи с объективной трудностью изучаемого учебного материала,
сложностью или невозможностью самостоятельного изучения в случае пропуска занятий,

а также учитывая психологические особенности обучающихся 10 – 11 лет, предлагается в
процессе освоения программы основываться на следующих положениях:









наполняемость учебной группы не более 16 человек,
посещение исключительно по желанию обучающихся,
продолжительность занятия 40 минут,
выполнение физкультминутки/гимнастики для глаз после 20 минут обучения,
постоянная смена учебной активности в течение занятия.
использование игровых и соревновательных методов обучения,

еженедельное выделение дополнительного занятия для индивидуальной работы
и работы в малых группах для учащихся, пропустивших занятия в группе.
Список литературы
Для педагога:
1. Sing your way to chinese. В 2-ч частях+2CD — Beijing Language and Culture
University Press, 2014. - 40 с.
2. Асмолов А.Г. И др. Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008. 96
с.
3. Битянова М.Р. и др. Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся
учиться и действовать» . Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий.
- М.: Учебная литература, 2017. - 96 с.
4. Ван Луся и др. Методические рекомендации с поурочным планированием к
учебному пособию Ван Луся и др. «Китайский язык». - М.: Астрель, 2012. - 78 с.
5. Воровщиков С. Г. , Орлова Е. В. . Развитие универсальных учебных действий:
внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения.
Монография. - М.: МПГУ, 2012. - 320 с.
6. Демина Н.А. Методика преподавания практического китайского языка. М.:Тривола, 1997. - 145 с.
7. Кондрашевский А.Ф. и др. Современный китайско-русский словарь — ВостокЗапад, 2017. - 420 с.
8. Масловец О.А. Китайский язык (2-11 классы). Примерная программа для
учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Восточная книга, 2012. - 48 с.
9. Мой словарь китайского языка с иллюстрациями — Beijing Commercial Press,
2014.
10. Мультимедийный 100-серийный проект «Здравствуй, Китай».
11. Ситникова Е. Китайские стихи для детей. 100 песенок хорошим детям у
изголовья кровати — Восток-Запад, 2010. - 120 с.
12. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций:
пособие для студентов педвузов и учителей. - М.: Просвещение, 2006. - 240 с.
13. Царство Китайского языка. Веселый путь овладения китайским языком. В 6-х
частях (6 учебников+3CD, 6 рабочих тетрадей+3CD) — Beijing Language and Culture
University Press, 2015.
14. Шереметьев В.С., Ручина У.В.. Китайский для детей. Двенадцать поучительных

историй — Восток-Запад, 2018. - 35 с.
15. Юй Сухуа. Легкое чтение на китайском языке. 100 детских стихов и
скороговорок — Восток-Запад, 2013. - 96 с.
Для обучающихся и их родителей:
1. Царство Китайского языка. Веселый путь овладения китайским языком. В 6-х
частях (6 учебников+3CD, 6 рабочих тетрадей+3CD) — Beijing Language and Culture
University Press, 2015.
2. Шереметьев В.С., Ручина У.В.. Китайский для детей. Двенадцать поучительных
историй — Восток-Запад, 2018. - 35 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».