Муниципальное автономное образовательное учреждение
лицей №110 им. Л.К.Гришиной
СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
МАОУ лицея № 110 им.Л.К.Гришиной
протокол № 1 от 29.08.2023
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ лицея № 110 им.Л.К.Гришиной
приказом № 152-К от 31.08.2023
И.Ю. Виноградовой
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Олимпиадная филология»
Составитель: Дьяченко Надежда Борисовна,
учитель русского языка и литературы МАОУ лицея № 110,
высшая квалификационная категория
г. Екатеринбург 2023-2024
Пояснительная записка
Рабочая
филология»
программа
составлена
внеурочной
на
основе
деятельности
федерального
«Олимпиадная
государственного
образовательного стандарта основного общего образования, примерных
программ внеурочной деятельности начального и основного образования
(Программы
внеурочной
Проблемно-ценностное
деятельности.
общение:
Познавательная
пособие
деятельность.
для
учителей
общеобразовательных учреждений / / В.А. Горский. А.А. Тимофеев, Д.В.
Смирнов и др.; под ред В.А. Горского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. –
111 с. – Стандарты второго поколения), в соответствии с требованиями к
результатам освоения ООП ООО МАОУ лицея № 110 им. Л. К. Гришиной.
Программа рассчитана на детей 16–18 лет, обучающихся 11 классов.
Реализуется во внеурочной деятельности. Курс рассчитан на 99 часов.
Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность каждого занятия
– 3 часа (час равен 40 минутам).
Основные цели курса:
o формирование устойчивых познавательных интересов, универсальных
учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных,
регулятивных
сферах,
обеспечивающих
способность
к
самостоятельности в поисках способов решения поставленных задач,
самообразованию и саморазвитию,
o расширение кругозора обучающихся,
o развитие интереса к русскому языку и лингвистике,
o отбор и подготовка участников к предметным и метапредметным
олимпиадам разного уровня.
Задачи курса:
o актуализировать собственный языковой опыт обучающихся;
o развивать лингвистическую чуткость и навыки владения языком;
o научить разным способам получения информации из познавательной
литературы, справочников, словарей и др. источников;
o содействовать развитию и становлению личности, способной творчески
мыслить, правильно и хорошо говорить;
o совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность;
o формировать научно-лингвистическое мировоззрение;
o создать условия для подготовки обучающихся к олимпиадам;
o углубить знания о родном языке.
Мотивацию обучающихся к изучению русского языка и литературы
усиливают олимпиады разного уровня, научные конференции, конкурсы,
викторины, «Своя игра» и другие классные и внеурочные мероприятия. Одна
из наиболее популярных и полезных форм работы – школьный этап
Всероссийской олимпиады школьников, которая предоставляет возможность
задуматься, проявить эрудицию и смекалку при решении трудных и
занимательных задач.
Данный курс призван помочь школьникам наиболее полно развивать свои
речевые
способности,
подготовить
к
восприятию
содержания
художественного произведения через его языковую форму, художественную
ткань произведения, подготовиться к итоговой аттестации и участию в
лингвистических конкурсах и олимпиадах.
Преемственность соблюдается между частями и разделами учебного
предмета: между фонетикой, морфологией и синтаксисом в грамматике. В
процессе изучения синтаксиса используются знания и приемы мышления,
которые уже сформированы при изучении фонетики и морфологии. Это
способствует активному усвоению материала, усложнению требований к
умственной и творческой деятельности.
Включение в курс обучения методике решения лингвистических задач
обеспечивает новизну программы внеурочной деятельности и способствует
всестороннему
развитию
мышления
обучающихся,
так
как
носит
метапредметный характер, что позволяет обучающимся формировать
познавательные умения и собственные представления о картине мира.
Курс
внеурочной
деятельности
сориентирован
на
достижение
планируемых результатов освоения ООП ФГОС ООО. Это формирует
положительную учебную и социальную мотивацию.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
o готовность
к
самообразованию,
к
личностным
результатам;
саморазвитию и личностному самоопределению,
o сформированность мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности,
o умение ставить цели и строить жизненные планы.
Метапредметные:
o умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственные возможности ее решения;
o владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
o умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
o смысловое чтение;
o умение сопоставлять слова, предложения, факты;
o знание о происхождении слов или выражений, фразеологизмов и
истории их возникновения;
o умение находить этимологически родственные слова среди активного
состава русской лексики;
o собрать воедино знания о составе слова, его изменении и особенностях
разных частей речи;
o умение сформулировать словарное определение меткими, ѐмкими
словами и выражениями литературного языка;
o навыки языкового анализа отдельных элементов текста (фонетический,
словообразовательный, лексический, морфологический разбор слов;
синтаксический анализ словосочетаний и предложений)
o умение
выполнять
письменные
работы
творческого
и
исследовательского характера;
o навыки исследовательской работы.
Межпредметное
формирование
взаимодействие:
лингвистической,
ориентир
языковой,
на
взаимосвязанное
коммуникативной
и
культурологической компетенций; на развитие исторического подхода к
тексту, логического мышления.
Основные результаты реализации программы оцениваются через участие
в предметных олимпиадах и конкурсах разного уровня.
Содержание программы
Курс построен как практико-ориентированные занятия, связанные с
наблюдением над языковыми процессами и решением лингвистических и
лингво-математических задач, а также анализом текста. Предполагается
участие в интеллектуальных турнирах, в том числе организованных внутри
кружка, в олимпиадах разного уровня, а также конференциях, посвященных
русскому языку. В конце учебного года запланировано посещение
лаборатории русского языка в УрФУ, а также подготовка и защита проектов
по направлениям подготовки в течение учебного года.
1. Специфика олимпиад по русскому языку. Метапредметный характер
лингвистических олимпиад.
2. Специфика
олимпиад
по
литературе.
Метапредметность
филологических олимпиад.
3. Структура олимпиадных заданий по литературе.
4. Пример решения олимпиадных заданий ВсОШ по литературе
(школьный этап).
5. Практикум. Решение олимпиадных заданий по литературе.
6. Структура олимпиадных заданий по русскому языку.
7. Пример решения олимпиадных заданий ВсОШ по русскому языку
(школьный этап).
8. Практикум. Решение олимпиадных заданий по русскому языку
9. Специфика комплексного анализа художественного текста.
10.Практикум. Комплексный анализ рассказа.
11.Практикум. Комплексный анализ любого художественного текста.
12.Специфика комплексного анализа лирического текста.
13.Практикум. Комплексный анализ поэтического текста.
14.Практикум. Анализ прозаического и поэтического текста.
15.Творческие задания на олимпиадах по русскому языку и литературе.
Специфика выполнения творческих заданий.
16.Практикум. Решение творческих заданий.
17.Системность русского языка и тенденции олимпиадного движения.
18.Языковые нормы и их отражение в языке.
19.Связь истории с современностью. Отражение истории в языке.
20.Исторические изменения в фонетике, морфемике, лексике.
21.Практикум. Решение типовых олимпиадных заданий МЭ ВсоШ.
22.Знакомство с разными типами лингвистических задач и алгоритмами
их решений.
23.Практикум. Решение лингвистических задач.
24.Историко-лингвистический комментарий к современным написаниям.
25.Способы толкования значений слов.
26.Лексические средства выразительности.
27.Практикум. Устное выступление. Тезис и его доказательство.
28.Тропы и фигуры речи. Тропы в художественной литературе.
29.Анализ прозаических и поэтических текстов (тропы).
30.Анализ поэтического текста. Алгоритмы.
31.Лексические особенности текстов разных стилей.
32.Интертекстуальный анализ поэтического текста.
33.Историко-культурологический
комментарий
к
художественному
тексту.
34.Лингвистическая и литературоведческая терминология.
35.Творческие задания. Авторские крылатые выражения. Создание
текстов на основе цитат.
36.Жанры письменной и устной речи. Сочинения «своими словами».
37.Индивидуальная работа по выбранным темам. Отбор материала.
38.Жанр научного доклада. Общие принципы составления.
39.Особенности научного стиля речи.
40.Сочетание теории и практики. Научное исследование.
41.Оформление научного доклада. Презентация.
42.Посещение конференции УрФУ. Выступление с докладами.
43.Рефлексия. Переработка докладов. Жанр научной статьи.
44.Практическая работа с научной литературой. Оформление научной
статьи.
45.Цитирование источников. Оформление списка литературы.
46.Жанр аннотации. Основные законы.
47.Создание аннотации к научной статье.
48.Грамматические (морфологические) нормы.
49.Грамматические (синтаксические) нормы.
50.Речевые нормы. Стили речи.
51.Сочинения разных жанров. Творческие задания.
52.Перспективные исследования в области филологии.
53.Подведение итогов работы кружка.
Учебно-тематическое планирование
Тема
Количество
часов
1
Специфика олимпиад по русскому языку. Метапредметный 2
2
характер лингвистических олимпиад.
3
Специфика олимпиад по литературе. Метапредметность 2
4
филологических олимпиад.
5
Структура олимпиадных заданий по литературе.
6
Пример
7
литературе (школьный этап).
8
Практикум. Решение олимпиадных заданий по литературе.
3
11
Структура олимпиадных заданий по русскому языку.
1
12
Пример
13
русскому языку (школьный этап).
14
Практикум. Решение олимпиадных заданий по русскому 3
15
языку
решения
олимпиадных
заданий
ВсОШ
1
по 2
9
10
решения
олимпиадных
заданий
ВсОШ
по 2
16
17
Специфика комплексного анализа художественного текста. 1
18
Практикум. Комплексный анализ рассказа.
3
19
20
21
Практикум. Комплексный анализ любого художественного 3
22
текста.
23
24
Специфика комплексного анализа лирического текста.
1
25
Практикум. Комплексный анализ поэтического текста.
3
Практикум. Анализ прозаического и поэтического текста.
3
26
27
28
29
30
31
Творческие задания на олимпиадах по русскому языку и 1
литературе. Специфика выполнения творческих заданий.
32
Практикум. Решение творческих заданий.
2
33
34
Системность русского языка и тенденции олимпиадного 1
движения.
35
Языковые нормы и их отражение в языке.
36
Связь истории с современностью. Отражение истории в 1
1
языке.
37
Исторические изменения в фонетике, морфемике, лексике.
2
38
39
Практикум. Решение типовых олимпиадных заданий МЭ 3
40
ВсоШ.
41
42
Знакомство с разными типами лингвистических задач и 1
алгоритмами их решений.
43
Практикум. Решение лингвистических задач.
3
44
45
46
Историко-лингвистический комментарий к современным 3
47
написаниям.
48
49
Способы толкования значений слов.
1
50
Лексические средства выразительности.
2
51
52
Практикум.
53
доказательство.
54
Тропы
и
Устное
фигуры
выступление.
речи.
Тропы
Тезис
в
и
его 2
художественной 1
литературе.
Анализ прозаических и поэтических текстов (тропы).
2
Анализ поэтического текста. Алгоритмы.
3
60
Лексические особенности текстов разных стилей.
1
61
Интертекстуальный анализ поэтического текста.
3
55
56
57
58
59
62
63
64
Историко-культурологический
65
художественному тексту.
комментарий
к 3
66
67
Лингвистическая и литературоведческая терминология.
68
Творческие задания. Авторские крылатые выражения. 2
69
Создание текстов на основе цитат.
70
Жанры письменной и устной речи. Сочинения «своими 3
71
словами».
1
72
73
Индивидуальная работа по выбранным темам. Отбор 1
материала.
Жанр научного доклада. Общие принципы составления.
2
76
Особенности научного стиля речи.
1
77
Сочетание теории и практики. Научное исследование.
2
Оформление научного доклада. Презентация.
3
74
75
78
79
80
81
82
Посещение
83
докладами.
конференции
УрФУ.
Выступление
с 3
84
85
Рефлексия. Переработка докладов. Жанр научной статьи.
86
Практическая работа с научной литературой. Оформление 2
87
научной статьи.
88
Цитирование источников. Оформление списка литературы. 3
1
89
90
91
Жанр аннотации. Основные законы.
1
92
Создание аннотации к научной статье.
1
93
Грамматические (морфологические) нормы.
1
94
Грамматические (синтаксические) нормы.
1
95
Речевые нормы. Стили речи.
1
96
Сочинения разных жанров. Творческие задания.
2
98
Перспективные исследования в области филологии.
1
99
Подведение итогов работы кружка.
1
97
Литература
Печатные пособия:
1. Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам
обучения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире. —
СПб.: 2014. — С. 74-76
2. Зайцева О.Н. Олимпиады по русскому языку. 5-9 классы. –М., Экзамен,
2016
3. Книги из серии «Занимательно о русском языке» и т.п., рекомендуемые
ребятам для самостоятельного чтения.
4. Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение, 1988.
5. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 1994.
6. Русский язык и литература. Все для учителя. Изд. группа «Основа»
7. Сборники «Русский медвежонок».
8. Тестовые и олимпиадные задания для старшеклассников и абитуриентов
/ред. Т. В. Губернская, И. И. Коган. – СПб.: Азбука, 2004
9. Умникам и умницам. – ТОИПКРО, 2005
Цифровые ресурсы:
1. https://www.google.com/culturalinstitute/
2. http://ruolimpiada.ru/
3. gramota.ru
4. ruscorpora.ru