Рабочая программа курса внеурочной деятельности ТЕХНОЛОГИИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ 10-11 класс

Приложение к ООП СОО

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования администрации города Екатеринбурга
МАОУ Лицей № 110

РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
МАОУ лицея № 110
им. Л.К. Гришиной
протокол № 1 от 26.08.2024

УТВЕРЖДЕНО
Приказом №_121-К от 30.08.24
МАОУ лицей №110
им. Л. К. Гришиной
директор ______ И. И. Сметанин

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Технологии программирования»
для обучающихся 10-11 классов

Екатеринбург 2024

Пояснительная записка
Одна из задач профильной школы – содействовать воспитанию нового поколения,
отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного
общества. Для этого учащимся необходимо анализировать информацию, выявлять в ней
факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать
информацию, использовать ее для решения учебных и жизненных задач.
Курс «Технологии программирования» включает в себя практическое освоение
языка программирования высокого уровня PascalABC.Net, Python, Си++, знакомство
учащихся с ролью программного обеспечения и его видами. Курс нацелен на
формирование целостного представления об организации данных для эффективной
алгоритмической обработки; на развитие логического мышления и реализацию
математических способностей учащихся в ходе составления программ на языке
программирования.
Основа курса – личностная, практическая и продуктивная направленность занятий.
Одна из целей обучения информатике – предоставить ученикам возможность личностного
самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся
информационным технологиям и ресурсам.
Актуальность
Сегодня растёт спрос на языки программирования,
высокоуровневый код в лёгкой, компактной и понятной форме.

позволяющие

писать

PascalABC.NET – мощный язык с простым и логичным синтаксисом, хорошо
понятным начинающим программистам. Он содержит ряд расширений стандартного
языка Паскаль, имеющихся в большинстве современных языков программирования:
кортежи, срезы, лямбда-выражения и многие другие. Это позволяет писать на
PascalABC.NET компактные, эффективные и понятные программы. Помимо возможности
использовать стандартные библиотеки классов Microsoft.NET, PascalABC.NET имеет ряд
собственных модулей, нацеленных, прежде всего, на обучение.
Python — самый быстрорастущий язык программирования за последние несколько
лет. Об этом говорит исследование StackOverflow за 2019 год.
Скорее всего, вы слышали о машинном обучении и больших данных. Python
считается лучшим языком программирования для работы в областях машинного обучения
и больших данных.
Язык Си++ является универсальным языком программирования, в дополнение к
которому разработан набор разнообразных библиотек. Поэтому, строго говоря, он
позволяет решить практически любую задачу программирования. Си++ широко
используется в системном программировании. На нем можно писать высокоэффективные
программы, в том числе операционные системы, драйверы, трансляторы, программные
интерфейсы к подсистемам ОС и т.п. Обработка сложных структур данных – текста,
бизнес - информации, Internet-страниц и т.п. – одна из наиболее распространенных
возможностей применения языка. В прикладном программировании, наверное, проще
назвать те области, где язык Си++ применяется мало. Несмотря на то, что язык Си++ в
настоящее время является одним из наиболее распространенных языков
программирования в мире, язык настолько обширен и объемен, что его изучение требует
больших усилий и формирования особого стиля алгоритмического мышления.
Так как на большинстве факультетов УрФУ Си++, Python являются одними из
основных изучаемых языков программирования, а учащиеся лицея №110 в большинстве
выбирают УрФУ для дальнейшего обучения, считаем необходимым начинать их изучение

в 10-11 классах, как логическое продолжение изучения классического языка
программирования Pascal в 8-9 классах через освоение современных подходов к
программированию в среде PascalABC.NET.
Цели и задачи
Изучение курса Технологии программирования поддерживает изучение курса
Информатики на углубленном уровне среднего общего образования и создает условия
для начального развития профессиональных компетенций учащихся в IT-направлении.
Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:
 обучение учащихся основным понятиям и методам современного практического
программирования,
 освоение синтаксиса, базовых принципов написания программ и приложений на
языках PascalABC, Python, Си ++, а также алгоритмических навыков создания
программ средней сложности.
Задачи курса:
 освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам
информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих
осуществлять их компьютерное моделирование;
 преобразование проблемной ситуации в инженерную, математическую задачу (на
примере Уральского региона);
 овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе
программы на формальном языке и программы на языке программирования по их
описанию;
 развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов
системного мышления;
 воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование
установки на продуктивную познавательную деятельность, на самообучение,
необходимых для дальнейшего обучения в ВУЗе;
 приобретение опыта проектной деятельности, программисткой деятельности,
востребованной на современном рынке труда.
Использование данной программы целесообразно, если в образовательном
учреждении из школьного компонента добавлены часы в 10 и в 11 классе к изучению
предмета Информатика с целью приобретения учащимися практических навыков
алгоритмизации и программирования, а также более эффективной работы при
подготовке к ЕГЭ.
Эффективное изучение программирования возможно лишь тогда, когда он
ориентирован на практическую деятельность. Поэтому в программе большая часть
учебного времени отводится на решение прикладных задач, практические задания, а
также на выполнение небольших проектных работ.
Основная форма аттестации учащихся проводится в форме практических и
контрольных работ по изучаемым темам. Итоговый контроль: разработка учащимися
самостоятельных, оригинальных проектов в изучаемых средах по заданной тематике.

В результате изучения курса «Технологии программирования»
учащиеся должны знать/понимать:
 основные конструкции, синтаксис языков программирования PascalABC,
Python, Си ++;

 свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции,
структуры данных, их реализацию в языках PascalABC, Python, Си ++;
уметь:
 разрабатывать математические модели и алгоритмы типовых задач
информатики, математики, химии и т.п.;
 составлять программы средней сложности на указанных языках,
редактировать, тестировать, отлаживать, компилировать в среде
разработки;
 строить информационные модели объектов и процессов, используя для
этого типовые средства языка программирования.
применять полученные знания и умения:
 для решения инженерных задач (на примере Уральского региона);
 для создания консольных приложений и приложений Windows Forms.

Выпускник получит возможность научиться:
приводить примеры различных алгоритмов решения одной задачи,
которые имеют различную сложность; использовать понятие переборного
и эффективного алгоритма;
использовать понятие универсального алгоритма и приводить примеры
алгоритмически неразрешимых проблем;
использовать
несколько
языков программирования;
сравнивать
преимущества и недостатки языков программирования;
создавать программы для учебных или проектных задач средней
сложности;
разрабатывать приложения с графическим интерфейсом, используя
стандартные библиотеки.

Содержание курса “Технологии программирования (Си++)”

Разделы программы

10 класс

Программное обеспечение

2

Алгоритмизация и программирование на PascalABC.NET

18

Разработка приложений на PascalABC.NET

14

Программирование на Python

30

11 класс

Консольные приложения на Си++

28

Разработка приложений Windows Forms на С++

28

ПОВТОРЕНИЕ

4

10

РЕЗЕРВ

2

2

ИТОГО

70

68

Программное обеспечение
История развития языков.
Алгоритмизация и программирование на PascalABC.NET
Стили программирования. Дополнительные возможности PascalABC.NET: описания,
ввод-вывод, операции, присваивание. Реализация ветвления в PascalABC.NET.
Арифметические циклы в PascalABC.NET. Итерационные циклы. Отбор по условию.
Решение задач на обработку потока натуральных чисел с использованием циклов.
Нахождение НОД и НОК. Вложенные циклы. Функции. Использование функций в
программах. Динамические массивы. Обработка массива. Сохранение данных в файлах.
Типизированные файлы. Тестовые файлы. Обработка строк в текстовых файлах.
Разработка приложений на PascalABC.NET
Знакомство с объектно-ориентированным программированием. Среда разработки.
Создание проекта приложения. Объекты, свойства, события. Использование компонентов.
Организация ввода-вывода. Реализация событий по кнопке. Преобразование текстовых
переменных в вещественные числа и обратно. Решение прикладных задач на вычисления
вещественных чисел. Контейнеры. Сложные элементы управления. Коллекции элементов
управления. Графика на формах. Использование графических примитивов при создании
приложений. Таймер в PascalABC.NET. Использование таймера при создании
приложений.

Программирование на Python
Структура программы. Ввод-вывод данных. Условия. Вычисления. Целочисленная
арифметика, действительные числа. Библиотека math. Цикл for . Функция range(). Строки:
срезы, методы. Цикл while. Инструкции управления циклом. Списки. Методы split и join.
Генераторы списков. Срезы на списках. Функции. Локальные и глобальные переменные.
Рекурсия. Двумерные массивы. Вложенные генераторы двумерных массивов. Множества.
Операции с множествами. Словари. Использование словарей.
Консольные приложения на Си++
Базовые конструкции языка С++. Сравнительный анализ языков программирования С++,
PascalABC.NET, Python. Организация ввода-вывода, присваивание, ветвление в С++.
Реализация циклов в С++. Вложенные циклы. Реализация функций в С++. Алгоритмы на
целых числах. Особенности реализации массивов на С++. Стандартные алгоритмы на
массивах. Реверс и сортировка массива. Двоичный поиск на массиве. Файлы в С++.
Библиотека fstream. Текстовые файлы. Анализ данных из файла. Форматирование вывода.
Флаги и манипуляторы. Решение задач ЕГЭ: обработка символьных строк из файла;
количество делителей числа; обработка массива целых чисел; обработка
последовательностей (потока данных) из файла
Разработка приложений Windows Forms на С++
Создание проекта Windows-приложения на С++. Стандартные элементы управления:
метки, текст-боксы, кнопки, контейнеры. Преобразования стока-число и число-строка.
Разработка приложения "Калькулятор". Использование графических элементов при
создании приложений. Визуализация графа с произвольным количеством вершин.
Визуализация задачи Прима-Крускала. Визуализация алгоритма Дейкстры. Задача
строительной трассировки. Задачи размещения. Задача коммивояжера. Выполнение
индивидуального проекта – создание Windows Forms приложения на С++ .
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет Технологии
Уровень образования (классы)__СОО (10-11
программирования
класс)___
10 класс, 68 часов
Раздел
Кол-во
Тема урока
часов
Программное
обеспечение
История развития языков программирования.
2
Алгоритмизация и Стили программирования.
1
программирование Дополнительные возможности PascalABC.NET: описания,
на PascalABC.NET ввод-вывод, операции, присваивание.
1
Реализация ветвления в PascalABC.NET
1
Арифметические циклы в PascalABC.NET
1
Итерационные циклы. Отбор по условию.
1
Решение задач на обработку потока натуральных чисел с
использованием циклов. Нахождение НОД и НОК.
1
Вложенные циклы.
1
Практикум: вложенные циклы
1
Функции
1
Использование функций в программах
1
Динамические массивы.
1
Обработка массива
1
Решение задач с использованием массивов
1
Решение задач на обработку массивов
1
Сохранение данных в файлах.
1

Типизированные файлы.
Тестовые файлы
Обработка строк в текстовых файлах
Разработка
Знакомство с объектно-ориентированным
приложений на
программированием. Среда разработки. Создание проекта
PascalABC.NET
приложения.
Объекты, свойства, события. Использование компонентов.
Организация ввода-вывода.
Реализация событий по кнопке. Преобразование текстовых
переменных в вещественные числа и обратно.
Решение прикладных задач на вычисления вещественных
чисел.
Контейнеры. Сложные элементы управления
Коллекции элементов управления
Графика на формах.
Использование графических примитивов при создании
приложений
Таймер в PascalABC.NET
Использование таймера при создании приложений
Разработка графических приложений.
Зачёт
Программирование Структура программы. Ввод-вывод данных.
на Python
Условия.
Вычисления. Целочисленная арифметика, действительные
числа.
Библиотека math
Цикл for
Функция range( )
Контрольная работа "Вычисления. Условия. Цикл for"
Строки. Срезы
Строки. Методы.
Цикл while
Инструкции управления циклом
Контрольная работа "Строки. Цикл while"
Списки
Методы split и join
Генераторы списков
Срезы на списках
Функции. Локальные и глобальные переменные.
Рекурсия
Двумерные массивы
Вложенные генераторы двумерных массивов
Контрольная работа "Массивы. Списки"
Множества
Операции с множествами
Словари
Использование словарей
Контрольная работа "Множества и словари"
Повторение
Технологии разработки программ
Особенности использования NET-платформы при создании
приложений

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
2
2

Резерв

Резерв

11 класс, 68 часов
Раздел
Консольные
приложения на
Си++

Разработка
приложений
Windows Forms
на С++

Тема урока
Базовые конструкции языка С++.
Сравнительный анализ языков программирования С++,
PascalABC.NET, Python.
С++. Организация ввода-вывода.
Присваивание, ветвление в С++
Реализация циклов в С++.
Вложенные циклы.
Реализация функций в С++.
Алгоритмы на целых числах.
Особенности реализации массивов на С++
Стандартные алгоритмы на массивах
Реверс и сортировка массива.
Двоичный поиск на массиве
Файлы в С++
Библиотека fstream
Текстовые файлы
Анализ данных из файла
Форматирование вывода
Флаги и манипуляторы
Обработка данных из файла
Отбор данных из файла
Обработка символьных строк из файла
Решение задач ЕГЭ типа В24
Количество делителей числа
Решение задач ЕГЭ типа В25
Обработка массива целых чисел
Решение задач ЕГЭ типа В26
Обработка последовательностей (потока данных) из файла
Решение задач ЕГЭ типа В27
Создание проекта Windows-приложения на С++.
Стандартные элементы управления: метки, текст-боксы,
кнопки, контейнеры. Преобразования стока-число и числострока.
Разработка приложения "Калькулятор"
Использование графических элементов при создании
приложений.
Визуализация графа с произвольным количеством вершин
Визуализация задачи Прима-Крускала
Визуализация алгоритма Дейкстры
Задача строительной трассировки
Задачи размещения
Задача коммивояжера
Индивидуальное проектирование1
Индивидуальное проектирование2
Индивидуальное проектирование3

2

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Повторение

Резерв

Защита проектов
Работа с файлами
Обработка потока данных из файла
Решение задач ЕГЭ типа В24
Решение задач ЕГЭ типа В25
Решение задач ЕГЭ типа В26
Решение задач ЕГЭ типа В27
Резерв

4
1
1
2
2
2
2
4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».